Для всех школьников учебный год начинается в один и тот же день — 1 сентября, поэтому возраст всех первоклассников может существенно варьироваться. Кому-то может быть едва ли больше шести лет, а кому-то —более семи лет. Для взрослых людей такая разница в возрасте незаметна, но если речь идет о ребенке начальных классов, плюс-минус год является довольно большим значением. Например, в спорте такая разница существенно отражается на успехах. Но сказывается ли она на способности ребенка к обучению, ведь мозг в этот период времени активно развивается?
Почему дети начинают обучение с 7 лет
Возраст ребенка для начала обучения выбран не просто так. Считается, что именно к 7 годам у большинства детей нервная система созревает в достаточной степени, чтобы можно было начать учиться. Начиная с 7 лет дети лучше пишут, отвечают на вопросы, хорошо усваивают новые слова, и т.д.
С этой точки зрения, как в случае и со спортом, дети, которые в более позднем возрасте пошли в школу, имеют некоторое преимущество. По словам некоторых специалистов, психологическая разница между детьми в возрасте 6 и 7 лет примерно такая же, как между взрослыми людьми в возрасте 30 и 40 лет.
Обычно в 6 лет ребенок еще хочет играть в игрушки, он более импульсивен, меньше размышляет о последствиях своих действий. Может необдуманно “бросаться” с места в первое попавшееся развлечение. Кроме того, чем младше ребенок, тем он быстрее утомляется. Но это не значит, что дети не могут начинать учится с 6 лет, просто к 7 годам они лучше к этому готовы.
Но, следует также учитывать, что у одних детей психика развивается быстрее, а у других медленнее. Поэтому возраст не является главным показателем того, что ребенок готов или наоборот, не готов к обучению. Поэтому у одних детей в 6 лет может быть хорошая успеваемость, а другие в 7 лет учатся плохо.
Поэтому психологи рекомендуют, отдавая ребенка в школу, ориентироваться на его психологическую и физическую готовность. Даже знания не являются показателем такой готовности, ведь успешными становятся не те, кто больше знают, а те дети, которые умеют адаптироваться к новым условиям.
Как возраст ребенка влияет на обучение
Итак, как мы выяснили, возраст в теории имеет значение для обучения. Но как обстоят дела на практике? Ответить на этот вопрос могут только научные исследования и статистические данные. Одно исследование, проведенное в 2006 году, ожидаемо подтвердило данное предположение — в самом начале обучения разница в возрасте очень важна. Причем даже несколько месяцев могут отразиться на успеваемости ребенка.
Как сообщается в исследовании, преимущество ребенка, родившегося в начале года, на долго сохраняется перед детьми, родившимися в конце года. Чтобы сделать такие выводы, авторы работы проследили как от возраста зависит количество баллов, которые четвероклассники набирают в тестах по математике и естественным наукам.
Наблюдения показали, что дети, которые были старше, набирали на 4-12% больше баллов, чем ученики, которые были младше. Также специалисты утверждают, что детей в детсадах и начальных классах во многих странах делят на группы по уровню способностей. Однако фактически учителя путают такие понятия, как развитость и способности.
В результате ученики, которые старше, попадают в группу продвинутых детей. В этих группах им уделяют больше внимания, в результате на следующий год они также показывают более высокие результаты. На самом же деле их успех связан лишь с более старшим возрастом. Но не во всех странах существует такая практика деления детей на группы. Очевидно, от нее лучше отказаться вовсе.
Из всего вышесказанного следует, что чем старше ребенок, тем ему проще обучаться. Но так происходит только до определенного возраста, после чего разница нивелируется. В какой-то момент способность обучаться у взрослых людей начинает ухудшаться. Ранее мы рассказывали, что это отчасти связано с нейромедиатором ГАМК.
Напоследок еще раз отметим, что речь идет о статистических данных. Как уже было сказано выше, многое зависит от индивидуальных особенностей развития психики.
Кроме того, на способность к обучению детей влияют и другие факторы. Например, ранние уроки не только негативно сказываются на обучении, но еще и на здоровье. Поэтому специалисту утверждают, что уроки нельзя начинать слишком равно.
Нет комментарий