Как это ни странно, но из 85 студентов Университета штата Калифорния, которым было предложено нарисовать логотип Apple, всего один сумел корректно воспроизвести его на чистом листе бумаги по памяти. Менее половины студентов сумели распознать этот известнейший логотип из нескольких предложенных психологами вариантов. Удивительно, ведь именно студенты — те пользователи, которые более всех других возрастных групп заинтересованы в высоких технологиях. Многие студенты не расстаются с техникой Apple ни на минуту. За анонсами компании следит весь мир. Неужели возможно такое, что они просто не рассмотрели, как в точности выглядит достаточно простой логотип этой выдающейся компании?
Оказывается, возможно! И психологи дали объяснение этому свойству человеческой памяти. Результаты нового исследования психологов Университета штата Калифорния были опубликованы в Quarterly Journal of Experimental Psychology («Ежеквартальном журнале экспериментальной психологии»).
Среди принимавших участие в исследовании студентов 52 являются пользователями Apple, 10 — пользователями PC, а 23 используют и продукты Apple и PC. Но, как оказалось, обладание продуктами любимой компании не оказывает влияния на способность распознавать и корректно воспроизводить ее логотип.
Как получилось, что самый известный в мире логотип не был корректно распознан?
Ассоциированный профессор психологии из Университета штата Калифорния Алан Кастель дал объяснение этому феномену. Человеческий мозг не считает мелкие детали существенными и не концентрируется на них. Эффективная человеческая память не нуждается в том, чтобы запоминать мельчайшие штрихи логотипов компаний и другие тонкости. Человек просто не запоминает то, что его мозг не считает важным, хотя и видит это ежедневно.
Более ранние исследования показывают, что человеческая память плохо сохраняет и другие детали, которые человек видит каждый или почти каждый день. Даже опытные пользователи компьютера затрудняются с описанием клавиатуры. Алан Кастель отмечает:
Огромное отличие между уверенностью пользователей в способности нарисовать логотип и тем, насколько хорошо они справились с этой задачей. Человеческая память, даже в отношении столь распространенных объектов, [на самом деле] намного более скудна, чем они полагали.
Детали окружающего мира, в особенности те, с которыми человек сталкивается постоянно, как это ни странно, плохо удерживаются памятью. Разумеется, в общих чертах практически каждый знает, как выглядит логотип Apple. Но его мельчайшие изгибы и очертания помнят немногие.
Удалось ли вам сразу определить правильный логотип из шести предложенных психологами вариантов? Помните ли вы его во всех подробностях и деталях? Возможно ли другое объяснение тому, что лишь один из десятков студентов сумел правильно нарисовать логотип Apple? А может быть дело в привычке современного человека обращаться к Интернету за подсказками? И именно по этой причине он отвык нагружать свою память теми деталями, которые всегда можно найти на просторах Сети. Не снижают ли высокие технологии способность человека запоминать мельчайшие детали?
Нет комментарий