Уже очевидно, что «смартфон начал выполнять функции постоянного компаньона, помощника, тренера, и опекуна». И любой, кто видел, что двухлетний ребёнок целое утро возится со смартфоном, может легко понять это.
Сотрудник из IEEE Spectrum Стевен Черри (Steven Cherry) взял интервью у Джима Осборна из университета Карнеги-Меллон на тему обслуживания пожилых людей, число которых в мире постоянно увеличивается, перевод которого мы приводим ниже.
Стивен Черри: Джим, у Вас в Карнеги Меллоне есть робот, который может удалять сливочный крем из пирожного. Действительно ли это важная задача, когда дело доходит до заботы о пожилых людях?
Джим Осборн: Это образец того, что робот может ловко выполнять сложные задачи по манипулированию. Вряд ли такая функция робота будет востребована, но способность манипулировать предметами повседневного обихода и делать его с точностью и проворством (как это делают человеческие пальцы) это довольно важно.
Стивен Черри: У начинающей компании Willow Garage есть робот, который использовался для ухода за пожилыми людьми, и у компании Georgia Tech есть робот, «Коди», который может купать человека. Есть ли ещё какие-нибудь роботы, которые специально разработаны для пожилых людей?
Джим Осборн: Я не говорил бы конкретно о какой-то возрастной группе. Мы пытаемся реализовать потребность в повседневной помощи. Это – приготовление пищи, хозяйственные работы, в том числе и вокруг дома. И более фундаментальные вещи, которые имеют отношение к еде и купанию, гигиене, оказание помощи в перемещении от одного сидячего места к другому, и так далее. И до некоторой степени, такие вещи становятся более важными для всех нас, поскольку мы становимся старше и старше.
Стивен Черри: Я предполагаю, что в уходе нуждаются не только пожилые люди.
Джим Осборн: Ну, есть много способов, какими роботы могут общаться с человеком. И для таких роботов требования аппаратного и программного обеспечения к пониманию окружающей среды, распознаванию различных объектов, которыми нужно манипулировать, распознавание человека и предвидение того, что человек может двинуться, – просто бесспорные. Есть также большой набор разных проблем, которые возникают, потому, что люди есть люди. И их предпочтения и способности часто изменяются со временем. Таким образом, мы должны думать с точки зрения «робот плюс человек», работающих совместной парой с распределением обязанностей между роботом и человеком. Например, человек хочет приготовить пищу самостоятельно, но он хочет, чтобы робот нашёл все необходимые компоненты. Или, чтобы робот только снял с плиты тяжёлую сковороду с пищей. Пока ещё не совсем понятно, как люди хотят, чтобы роботы работали с ними.
Стивен Черри: Я задаюсь вопросом о виде взаимодействия робота и человека. Интересно, будет ли это своего рода «зловещей долиной» (мы писали об этом феномене на сайте) в заботе о пожилых людях, когда робот, очень похожий на человека, может вызывать чувство отвращения.
Джим Осборн: Это очень важный момент, мы должны уважать ожидания пожилых людей и не обманывать их ожидания. Нельзя обещать больше того, что роботы будут в состоянии сделать. Пока что реальнее всего построить робота-компаньона, который, по крайней мере, будет отслеживать состояние пожилого человека. И, при необходимости, вызвать Скорую помощь. Такие виды бесконтактных операций проще осуществить. И мы должны удостовериться, что люди поймут, для чего рядом с ними находится робот. И таким образом, робот, который сможет найти падение и вызвать Скорую помощь, вероятно, еще не будет тем роботом, который поможет человеку подняться с пола.
Нет комментарий