2023 год, стал, вероятно, худшим в индустрии кино за последнее десятилетия. И это не просто частное мнение или дело вкуса – у нынешнего упадка кинематографа есть вполне конкретные причины. Во-первых, на лицо последствия пандемии COVID-19 – из-за введенных ограничений пострадали не только графики съемок, но и посещаемость кинотетатров, которая, к слову, до сих пор не вернулась к доковидному состоянию, а приемлемую аудиторию удалось собрать лишь на премьерах «Барби» и «Оппенгеймера». Еще одним бонусом к ковиду стало развитие стриминговых сервисов. И хотя сегодня они также находятся в упадке, их удар по массовому кино был внушительным. Третьей, и пожалуй, наиболее заметной и интересной проблемой киноиндустрии стало появление нейросетей и забастовки гильдии сценаристов и актеров в США, продолжавшиеся несколько месяцев. Но что дальше?
Из всех искусств для нас важнейшим является кино, – В.И. Ленин
Эффект Netflix
Вы наверняка слышали о феномене «Барбигеймера» и о том, что с кинематографом покончено – или, по крайней мере, в том виде, в каком мы его знали. Еще до пандемии нам говорили, что будущее за потоковым вещанием – бесшовной, удобной, гостеприимной утопией бесконечного контента. Да-да, сегодня нам доступны любые фильмы – в любое время и в любом месте. Но как только кинотеатры закрылись из-за пандемии коронавируса, это последнее технологическое ноу-хау стало ощущаться как счастливая случайность.
И да, вынуждены признать – в стриминговых сервисах есть магия. Ведь если раньше новые серии любимых шоу выходили раз в неделю, а новые сезоны раз в полгода/год, то Netflix и другие платформы стали выдавать их сразу. И речь не только о новинках – хотите пересмотреть все 10 сезонов «Друзей»? Пожалуйста, оформляете подписку и вуаля – никаких CD, никаких скачиваний со сторонних ресурсов, просто включай и смотри.
Стоит ли удивляться, что во время карантина мы оказались один на один с огромной библиотекой цифрового контента. Для тех из нас, кто помнит времена видеопраката и фильмов на DVD, появление потоковых сервисов действительно кажется волшебством. Можно даже сказать, что стриминги заменили чтение и оказали существенное влияние на то, как миллионы людей во всем мире проводят свободное время.
К тому же, когда мы привыкли к бесконечному контенту, в сериалах начали появляться знаменитые актеры, увидеть которых раньше можно было лишь на больших экранах. Такие гиганты мирового кинематографа как Энтони Хопкинс, Мэрил Стрип, Николь Кидман и другие появились в «Мире дикого запада», «Большая маленькая ложь» и «Утреннее шоу». Словом, примеров масса.
Правда, вся эта красота привела к пустующим кинотеатрам. И действительно – зачем тратить деньги на билет, когда можно посмотреть все не выходя из дома? К тому же потоковые сервисы славятся не только сериалами, но и полнометражными картинами – в одном из последних фильмов Netflix, например, главные роли исполнили Джулия Робертс, Итан Хоук и Кевин Бейкон.
Кинотеатры и правда в прошлом?
Опустевшие кинозалы заставляют задаваться вопросом о том, стоит ли вообще в них возвращаться. Во время пандемии формирующаяся общепринятая точка зрения гласила, что, хотя некоторые блокбастеры все еще могут привлекать в кинотеатры большую аудиторию, будущее этого вида искусства решительно асинхронно и привязано к дому. Одна из наиболее популярных точек зрения гласила, что поход в кино станет подобен чтению или прослушиванию пластинок на виниле: то есть превратится в нишевое занятие или выражение культурной позиции.
Вот только разговоры о смерти кино ведутся с тех самых пор, как первые фильмы появились на свет, а неполный список сил, которые угрожали существованию кинематографа за последние 90 с лишним лет включает в себя звук, цвет, пол, кабельное телевидение, Интернет и видеоигры.
И – сюрприз – ничто их вышеперечисленного не убило фильмы и кинотеатры. Более того, на протяжении 125 лет, по мере того как фильмов становилось все больше (как на больших, так и на малых экранах) не утихали разговоры об увядании индустрии. Впрочем, то же самое можно сказать и о театре в эпоху развития кинематографа (а театр, напомним, по-прежнему жив).
Выходит, хоть посещаемость кинотеатров сильно просела за последние несколько лет, большие экраны вряд ли канут в прошлое. Однако фильмы, на которые пойдет перенасыщенный цифровым контентом зритель, однозначно претерпят изменения. В конечно итоге кино меняется от десятилетия к десятилетию и так было всегда — фильмы радикально меняли свой размер, форму и внешний вид.
Как нейросети изменили Голливуд?
Летом этого года мы рассказывали о намерении киностудий заменить актеров второго плана искусственным интеллектом (ИИ), заплатив актерам только за один день работы. Так, первая серия шестого сезона научно-фантастического сериала «Черного зеркала» заставила киноделов поволноваться – в эпизоде показано, как технологии искусственного интеллекта заменяют актеров, а студии выкупают права на использование их изображений в производстве контента.
И да, именно так и решили поступить студийные боссы. В отместку гильдии киноактеров и сценаристов объявили забастовку, а режиссер нашумевшего «Оппенгеймера» Кристофер Нолан и вовсе сравнил развитие ИИ с созданием атомной бомбы. Конфликт продолжался несколько месяцев и привел к остановке съемок множества фильмов и сериалов.
Вообще, нейросети оказали огромное влияние на все аспекты современной жизни, меняя экономику, образование, медицину, кинематограф и нашу способность адаптироваться к изменениям. Подробнее о том, что ученые думают о самом громком научно-технологическом событии XXI века мы рассказывали здесь, рекомендую к прочтению.
Что же до киноиндустрии, которая изо всех сил старается идти в ногу со временем, то она неизбежно адаптируется к новой реальности, а предсказать как именно сейчас едва ли возможно. На самом деле кризис, вызванный развитием ИИ-технологий, сопровождается как желанием киноделов заработать деньги (при этом наплевав на зрителей), так и отсутствием новых идей и, разумеется, перенасыщенностью графикой и однообразным контентом.
Смерть супергероики
Одним из наиболее показательных примеров «гибели современного кино» является тотальная усталость от супергероики. Что удивительно, ведь всего пять лет назад фильмы Marvel обсуждал весь мир, а супергерои и их приключения действительно нравились зрителям. Теперь же именитая киностудия переживает не лучшие времена – 2023 год стал, пожалуй, худшим за всю историю ее существования.
Причины, по которым это произошло включают в себя общую усталость от одинаковых историй, в которых герои неизменно побеждают, набившей оскомину графикой (вряд ли мы увидим что-то лучше и масштабнее чем «Мстители» End Game) и изрядно надоевшую тему Мультивселенной, которая, к слову, свела на нет ценность персонажей и сюжетных линий. Но главное, на мой взгляд, заключается в желании студийных боссов заработать – сделав ставку на количество, а не качество, Marvel потеряли репутацию, которую зарабатывали годами.
К тому же, как бы ни была хороша сюжетная арка «Мстителей», супергероев стало слишком много и все они чересчур похожи друг на друга. Отчасти по этой причине сериал «Пацаны» (The boys) нашел своего зрителя, так как в нем создатели высмеивают жанр и смело фантаизируют о том, каким бы был наш мир, появись в нем так называемые суперы – обычные люди, которые случайно (или нет) обрели божественную силу (спойлер для тех, кто не смотрел – ничего хорошего из этого бы не вышло).
Ну а если копнуть еще глубже, то можно увидеть, что нынешний кризис спровоцирован совокупностью огромного количества факторов – пандемии, появлением потоковых сервисов, развитием ИИ, отсутствием новых идей и, разумеется, обыкновенной человеческой жадностью.
К счастью, в 2023 году были и хорошие фильмы. Среди них нашумевший «Оппенгеймер» Нолана, хоррор от Netlix «Оставь мир позади», корейский фантастический триллер «Бетонная утопия», комедийный триллер с Николасом Кейджем в главных ролях «Герой наших снов» и другие. Правда, плохих релизов, все же, было намного больше. То же самое справедливо и в отношении сериалов. Будем надеяться, что 2024 год для кинематографа будет хорошим.
Нет комментарий