К сожалению, далеко не всем на роду написано рождаться красивыми и здоровыми. Причудливые сочетания генов могут привести к появлению редких заболеваний. Они обрекают людей на мучения, коверкая физические формы тела. Сегодня общество в целом терпимо относится к больным – им помогают, изучают, лечат, устраивают их жизнь. Но так было далеко не всегда.
Обычно люди издевались над несчастными, высмеивая их или прогоняя, считая посланниками дьявола. А в Англии XVI веке появилась своеобразная забава – цирк уродов. На потеху публике выставлялись люди с откровенными физическими недостатками. Предприимчивые дельцы даже организовывали гастроли такой шоу-программы.
Второе рождение это явление пережило уже в XIX веке, благодаря знаменитому шоумену Финеасу Барнуму. Он выискивал людей с наиболее явными недостатками и собрал яркую, интересную, но в чем-то даже и страшную труппу. К 1890-м британцы заметно потеряли интерес к этому развлечению, ведь наука убедила всех, что уродцы не имеют ничего общего с демонами, это просто больные и несчастные люди. Казалось негуманным платить за такое развлечение. А вот в Америке спрос сохранился – все во имя шоу! В 1932 году режиссер Тод Браунинг снял даже фильм «Уродцы», смесь трагикомедии и мелодрамы. Но цензура наполовину урезала ленту, а шокированная публика оказалась неготовой принять такое зрелище. Надо сказать, что коммерческая эксплуатация внешнего вида несчастных людей многим и помогла – артисты получали по контрактам неплохие деньги, что помогло им обеспечить свою жизнь, обзавестись семьями. Мы расскажем о самых известных представителях этого странного, но яркого жанра, чьи судьбы вовсе не оказались забытыми.
Джонни Эк (Johnny Eck). 1911-1991
Американский артист, которому, казалось бы, судьба уготовила лишь карьеру в шоу уродцев, проявил всю многогранность своей личности. И если съемки в кино еще можно объяснить физическими характеристиками мужчины, то таланты художника, музыканта-саксофониста, фотографа, гимнаста, автогонщика и бизнесмена уж точно были реализованы «вопреки» возможностям.
Мальчик родился с синдромом каудальной регрессии, проявившейся в недоразвитой нижней части тела. Джонни пришлось научиться ходить на руках, он сделал это даже раньше, чем пошел его нормальный брат-близнец. Физические дефекты никак не мешали развитию интеллектуальных способностей Джонни – он был обычным школьником. Но с 12 лет мальчик начал карьеру артиста, представляясь, как человек без нижней половины туловища. Ноги ему приходилось прятать под одеждой. В цирке с Джонни выступал его брат Роберт. Человек без половины тела выступал в смокинге, демонстрировал стойку на одной руке, взбирался по лестницам, участвовал в постановке фокусов. А после снижения популярности выступлений уродцев братья нашли себя в обычной жизни.
Джейн Барнелл (Jane Barnell). 1871-1951
Англичанка прославилась, как «бородатая женщина», хотя ее сценический псевдоним был куда элегантнее – Леди Ольга. Судьба девочки с такой внешностью едва ли могла быть счастливой в те годы. Ее мать продала Джейн в цирк, из которого необычную, но приболевшую артистку просто выгнали на гастролях в Берлине. Новое возвращение в цирк состоялось, благодаря знакомому силачу. Барнелл сменила несколько псевдонимов, остановившись в итоге на громком «Леди Ольга Родерик». На тот момент борода женщина выросла на 30 сантиметров.
Всю жизнь Леди Ольга провела в гастролях с различными цирками, участвовала в выставках и даже успела сняться в кино. Правда, фильм Тода Браунинга «Уродцы» (1932) сильно шокировал публику, да и сами герои остались недовольными тем, как их показали. Борода не помешала женщине устраивать личную жизнь – она побывала замужем четыре раза. Последним ее супругом стал бывший клоун и уличный зазывала, ставший менеджером необычной актрисы.
Энни Джонс (Annie Jones). 1865-1902
И эта артистка прославилась своей бородой. Еще когда Энни было 9 месяцев, ее родители заключили контракт со знаменитым шоуменом Барнумом. Тот выплачивал матери необычного ребенка зарплату 150 долларов в неделю. Семья жила в Нью-Йорке, готовя Энни к карьере в цирке. В пять лет у девочки выросли усы и бакенбарды, она стала знаменитой.
На протяжении карьеры Энни Джонс много путешествовала, сотрудничая с различными труппами и выставками. В придачу к бороде женщина отпустила еще и длинные волосы. Но не только растительностью на голове она была известна – Энни оказалась неплохим музыкантом. Дважды артистка побывала замужем, а умерла от туберкулеза. Так осталось и неизвестным, что стало причиной необычного состояния ее лица – генетическое заболевание или избыточный рост терминальных волос (гирсутизм).
Шлитци (Schlitzie). 1901-1971
И хотя на представлениях этого актера и называли «последним из ацтеков», родился он, скорее всего, не в Мексике, а в Нью-Йорке. По крайней мере так указано на его могиле. Мальчик появился на свет с микроцефалией. Этот порок сделал его мозг маленьким, а голову – чрезмерно большой. Вырос Шлитци всего до 122 сантиметров, был близоруким и умственно отсталым. Считается, что интеллект артиста так и остался на уровне трехлетнего ребенка. Шлитци не мог полноценно о себе заботиться и в разговоре обходился простыми словами и парой фраз. При этом он выполнял требуемые действия, понимал, что ему говорят и отлично подражал. Все любили Шлитци, видя в нем живого и милого человека.
В цирк мальчик попал, будучи проданным родителями, что для того времени было нормой. Работодатели выступали опекунами, их Шлитци поменял немало. В шоу он представлялся то последним ацтеком, то девочкой-обезьяной, а то и просто неизвестным существом. Шлитци часто выступал в паре с другими микроцефалами. В 1920-1930-х годах актер стал знаменитым, успев сняться и в «Уродцах». Он выступал в знаменитых труппах, в том числе и у Барнума и Бейли. Шлитци так и не оставил сцену, выступая даже на улицах. Похоронили его в безымянной могиле и только лишь в 2009 году установили надгробие.
Дейзи и Виолетта Хилтон (Daisy and Violet Hilton). 1908-1969
Сиамские близнецы тоже являлись неотъемлемой частью бродячих цирков в начале XX века. Девочки родились в Англии в семье незамужней буфетчицы. Девочки оказались сросшимися в области бедер и ягодиц, у них было общее кровообращение, но жизненно важные органы при этом не соединялись. Необычных детей тут же выкупили супруги Хилтон, которые стали обучать сестер танцам и песням, но при этом не гнушались и насилием. Сиамские близнецы находились под наблюдением врачей, для Англии это был редкий случай. На операцию никто не решался – считалось, что это точно приведет к гибели одной из девочек.
Еще в детстве сестер стали показывать в цирке, гастроли проходили по всему миру. Но весь заработок доставался предприимчивым опекунам и их детям. Дейзи и Виолетта переехали в 1920-х в Америку, где подружились со звездным актером Бобом Хоупом и Гарри Гудини. И только в 1931 году сестры избавились от навязчивой опеки, получив даже финансовую компенсацию. Девушки стали участниками различных шоу, водевилей, носили разные наряды и красили по-разному волосы, стремясь доказать свою индивидуальность. Личная жизнь сестер Хилтон не сложилась, несмотря на многочисленные романы и даже короткие браки. А доживали бывшие знаменитости в глуши, подрабатывая в магазине. После смерти от гонконгского гриппа Дейзи Виолетта смогла протянуть только пару дней.
Принц Рандиан (Prince Randian). 1871-1934
Конечно же, принцем этот мужчина не был, таков был его сценический псевдоним. Рандиан, индиец по происхождению, появился на свет в Британской Гвиане без рук и ног, причиной тому стал врожденный синдром тетраамелии. Финеас Барнум привез необычного человека в Америку, дав старт его цирковой карьере. Рандиана называли человеком-змеей, живым торсом, человеком-гусеницей. Он поражал своим умением скручивать сигареты одними губами.
В ходе выступлений актера наряжали в цельную облегающую одежду, которая и придавала ему вид змеи с человеческим лицом. С помощью плеч и бедер Рандиан передвигался по сцене. Но явные физические ограничения не остановили попытки актера реализоваться в других сферах. Он умел рисовать и писать, научился бриться с помощью особого приспособления. Рандиан стал мужем и отцом пяти детей, разговаривал на четырех языках. И даже свой реквизит актер держал в ящике, по слухам лично им же и построенном, покрашенном и закрываемом на замок.
Джозеф Меррик (Joseph Merrick). 1862-1890
Врожденные заболевания стали причиной превращения и этого человека в участника «цирка уродов». Синдром Протея и нейрофибраматоз сильно изуродовали тело Джозефа, так он и стал Человеком-слоном. Родился мальчик в семье лондонского ткача, инвалидом была мать Джозефа и его сестра. Уродство стало развиваться в возрасте пяти лет. Деформация тела со временем стала настолько сильной, что мальчика выгнали на улицу, но он даже работать нигде не смог. Единственным выходом для ставшего объектом насмешек людей стал цирк.
А там с Джозефом неплохо обращались и назначали солидный оклад. В 1884 году Меррик познакомился с физиологом Фредериком Тривзом, который представил актера научному сообществу. А после запрета шоу уродцев в Англии человек-слон вынужден был на время покинуть страну, но в итоге вернулся на Родину. О мистере Меррике стала писать пресса, проявляли интерес к несчастному даже аристократы. Джозеф получил образование, стал посещать театры, писать прозу и поэзию. Несмотря на кажущееся слабоумие из-за постоянного выражения лица, мужчина оказался умным и романтичным. Смерть Меррика явно была преждевременной – во сне тяжелая голова передавила шею.
История Джозефа Меррика оказалась настолько яркой, что на ее основе поставили бродвейскую пьесу, в которой участвовал даже Дэвид Боуи. А фильм Дэвида Линча «Человек-слон» получил 8 номинаций на Оскар. Личность Меррика многократно упоминается в фильмах, сериалах, песнях, рекламе. История умного, но отвергаемого обществом и непонятого романтика не оставляет безучастной и сегодня.
Минни Вулси (Minnie Woolsey). 1880-1960
Девочка родилась в Джорджии с синдромом Секкеля, который делает людей карликами и птицеголовыми, с деформированной нижней челюстью, без волос и практически слепыми. Ребенок явно никому не нужен был – его спас из психиатрической больницы владелец цирка уродцев. Девочке надевали индейский костюм, объявляли, как «Минни Ха-ха» и заставляли веселить публику. На голове у нее было водружено одно перо. Постепенно Минни привыкла ко всеобщему вниманию и даже полюбила танцевать, разражаясь потоком непонятных слов.
А после съемок в фильме «Уродцы» в 1932 году артистка стала знаменитой, ее называли Девочка-птица или Ку-ку. Минни появлялась во многих сценах. Интересно, что это была не первая женщина-птица в фильме, так называли еще и Элизабет Грин с псевдонимами Аист и Птица. До самой своей смерти Минни работала в цирке. Но и сегодня упоминания о «Девочке-птице Ку-Ку» периодически встречаются в поп-культуре.
Элла Харпер (Ella Harper). 1870-1921
Американка осталась в истории цирка, как девочка-верблюд. Ее отличала врожденная патология – рекурвация коленных суставов. Из-за этого человек может перемещаться только лишь на четвереньках. В 12 лет Элла начинает цирковую карьеру, гастролируя с шоу Harris’ Nickel Plate, получая достойные 200 долларов в неделю. Публику заманивали обещанием показать привлекательную юную леди, которая получила походку и части тела верблюда. Ходить Элла могла только на руках и ногах одновременно, так как ее колени были вывернуты в другую сторону.
А в 1886 году Элла приняла участие в фотосессии, благодаря чему мы можем точно увидеть, как она выглядела. Тогда же девушка решила покинуть шоу-бизнес и заняться образованием. В 1903 году Элла Харпер перебралась в Нэшвилл, где вскоре вышла замуж. Но ребенка сохранить пара не сумела, умерла и удочеренная позже девочка.
Жозефина Мертл Корбин (Josephine Myrtle Corbin). 1868-1928
Девочке не посчастливилось появиться на свет с удвоенным тазом, причем на втором выросли еще две маленькие ноги. Каждая «внутренняя» нога составляла пару с нормальной. Сама Жозефина утверждала, что могла двигать всеми четырьмя нижними конечностями, но внутренние оказались слишком слабыми для ходьбы. Фактически, физический дефект предопределил будущее – ей пришлось работать актрисой в бродячих цирках, к тому же женщину активно изучали врачи.
Доктора изучили и родителей девочки. Внешне они оказались похожими – с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Казалось, что у отца с матерью могло быть и кровное родство. После рождения факт дефекта семья и врачи не афишировали, защитив ребенка от общественного внимания. Жозефина росла здоровой и чувствовала себя неплохо. А в 13 лет девочка стала участвовать в шоу, причем на афишах ее описывали нежной и счастливой. Популярность Корбин оказалась настолько высокой, что владельцы других бродячих цирков даже стали показывать публике фальшивых четырехногих женщин. В 19 лет Жозефина вышла замуж и родила 5 здоровых детей.
Жозефина Джозеф (Josephine Joseph). 1913-1966
Это сегодня гермафродиты являются описанным и понятным явлением, а раньше этим людям приходилось или скрывать свою сущность, или пользоваться ею, демонстрируя напоказ за деньги. Именно так поступила американка Жозефина Джозеф, половина тела которой была мужской. Правда, сегодня всего чаще высказывается мнение о том, что речь стоит вести не о биологическом явлении, а об удачной постановке травести-актера.
Правая часть Жозефины выглядела действительно мужской, с короткой стрижкой и грубыми чертами лица. Левая же часть тела была женственной – с грудью, выбеленной кожей, длинными волнистыми волосами. Ради внешнего эффекта актриса даже по-разному наряжала половины своего тела. Публика обратила внимание на странного человека в фильме «Уродцы», где Жозефина получила несколько сцен и реплик.
Фанни Милс (Fannie Mills). 1860-1892
Девочка родилась в Огайо с болезнью Милроя. Она вызывает накопление жидкости в ногах. Из-за этого ступни сильно увеличиваются в размерах. Обувь для Фанни шили под заказ, на пару требовалось три козьи шкуры. Несмотря на огромные ноги, весила женщина всего 68 килограмм.
Выставочная карьера Фанни началась, когда ей было 25 лет. Видимо, до той поры женщина безуспешно пыталась наладить свою жизнь. Фанни помогала медсестра Мэри Браун, ведь даже ходить с такими ступнями было очень тяжело. Будучи цирковой актрисой, мисс Милс сколотила неплохой капитал и решила с его помощью обустроить свою личную жизнь. Она объявила о внушительной награде в 5000 долларов тому, кто женится на ней. Нашелся такой мужчина, которого не устрашило состояние его невесты. Но брак не просуществовал и года – Фанни неожиданно умерла.
Стефан Бибровский (Stephan Bibrowski). 1891-1932
В цирковых представлениях этого немца польского происхождения представляли, как «Человека-льва». Все потому, что его тело было сплошь покрыто волосами. Причиной тому стало редкое заболевание гипертрихоз. Его симптомы у Стефана проявились еще во младенчестве. Перепуганные родители отдали мальчика на воспитание в цирк.
Там волосатому ребенку придумали легенду – когда он находился еще в животе у матери, то отца разорвал цирковой лев. И именно этим и объясняется сходство артиста с животным. Стефан получил понятный псевдоним Лионель и начал гастролировать с цирком. А в 1901 году Бибровский переехал в Америку, где стал сотрудничать с цирком Барнума. На тот момент длина волос на теле составляла уже 10 сантиметров. На арене артист демонстрировал гимнастические трюки, а его называли переходным звеном между человеком и обезьяной. Но Бибровский вовсе не был дикарем: много читал и знал, говорил на пяти языках. И этим он тоже привлекал к себе внимание. Со временем немец покинул сцену и вернулся на Родину.
Исаак Спрэг (Isaac Sprague). 1841-1887
Благодаря своей необычной внешности, этот артист выступал под псевдонимом Живой Скелет. А ведь родился и рос Исаак вполне нормальным. Странности начались, когда мальчику исполнилось 12 лет – он стал стремительно худеть. Аппетит оставался здоровым, но вес терялся на протяжении всей жизни. Исаак носил с собой повсюду фляжку со сладким молоком, подпитываясь, чтобы не терять сознание. Медики описывали его состояние, как крайнюю прогрессирующую мышечную дистрофию. В 44 года мужчина при росте 168 сантиметров весил всего 20 килограмм.
Изначально Исаак и не думал о цирковой карьере – он поменял множество работ в юности, побывав сапожником и бакалейщиком. Но после смерти родителей Спрэг уже не мог обеспечивать себя и оказался безработным. К счастью для него, в 1865 году подоспело приглашение в цирк. А в следующем году Барнум нанял артиста для работы в своем Американском музее. Люди толпами шли туда посмотреть на разные странности. Спрэг получал 80 долларов в неделю, но в 1868 году музей сгорел. Паузу в карьере артист потратил на женитьбу – у него в итоге родилось трое нормальных сыновей. К сожалению, алкоголь и азартные игры сделали Спрэга нищим, а перед смертью он завещал свое тело науке.
Питер Робинсон (Peter Robinson). 1873-1947
Этот артист тоже был известен, как Живой скелет, но называли его Курильщиком или просто Тонким человеком. И в этом случае похудение началось в подростковом возрасте. На протяжении всей жизни вес тела Питера составлял 25-30 килограмм, что при росте в 160 сантиметров производило пугающее впечатление.
Живой скелет гастролировал по Америке с разными труппами, а в 1916 году он женился на Хелен Смит. Она тоже была актрисой цирка уродов, но с весом в 212 килограмм являлась явной и красочной противоположностью избраннику. Необычная семейная пара сформировала еще один элемент шоу. Публика не оставила это без внимания, и на потеху толпе супруги то разводились, то вновь женились. А все ради яркого зрелища – свадьбы очень худого мужчины на очень толстой женщине. Люди толпами шли посмотреть на такое шоу. В семье родилось двое детей, но доживал жизнь Робинсон со своей сестрой.
Грейди Стайлз (Grady Stiles). 1937-1992
Знаменитый уличный артист стал известным, благодаря необычному развитию кистей и стоп. Причиной тому стал врожденный порок эктродактилия. Другая сторона славы пришла к Стайлзу из-за его преступления. Правда, совершенное им убийство фактически осталось безнаказанным. Несмотря на признание вины и обвинительный приговор, осудили Стайлза лишь условно – тюрьмы просто не имели возможности содержать такого инвалида.
В роду Стайлзов подобная мутация «рачья клешня» появлялась на протяжении нескольких поколений. И даже отец Грейди тоже работал в цирке, демонстрируя свое уродство. Мальчика же приучили ходить на руках, в 7 лет он вышел на арену цирку под псевдонимом Мальчик-омар. Стайлз стал обеспеченным и знаменитым, женился. Одна из его дочерей тоже появилась на свет с таким пороком. Но социальная изоляция привела к проблемам в семье и к разводу. Карьера артиста разрушилась, Стайлз в конце 1970-х превратился в алкоголика-маргинала. Узнав, что его 15-летняя дочь собралась замуж, Грейди убил ее жениха. Оставшись на свободе Стайлз попытался наладить свою жизнь, снова сошелся с первой женой, но в итоге снова начал пить и был убит родственниками после очередной ссоры.
Алиса Элизабет Доэрти (Alice Elizabeth Doherty). 1887-1933
Девочка появилась на свет в Миннесоте с пятисантиметровыми светлыми волосами по всему телу. Подобного явления ни у кого из ее родственников отмечено не было. С двухлетнего возраста родители стали выставлять дочку напоказ в коммерческих помещениях в виде своеобразного аттракциона. Публика платила деньги за возможность увидеть необычного ребенка. К пяти годам волосы на теле Алисы достигли длины в 12 сантиметров, а к подростковому возрасту выросли до 22 сантиметров. Голубоглазая девочка была умной, любопытной и игривой.
Ничего не известно об увлечениях Алисы, она просто продолжала выступать ради заработка и обеспечения семьи. Другие артисты с аналогичным редким заболеванием, гипертрихозом, стали куда более известными и богатыми. Но за ними стояли легендарные промоутеры, тогда как карьеру Алисе делала скромная семья. Из индустрии развлечений Доэрти ушла в 1915 году вполне обеспеченной.
Франческо Лентини (Francesco Lentini). 1889-1966
Уникальность этого артиста в том, что у него было 3 ноги. Франческо стал двенадцатым ребенком в семье. Но его брат-близнец еще в утробе стал «паразитом» — так и не сформировался и привязался к позвоночнику Франческо. У того помимо третьей полноценной ноги была еще и четвертая рудиментарная, отходящая от колена, а также дополнительный половой орган. Врачи не решились на сложную операцию на позвоночнике, которая могла бы оставить Франеческо парализованным. Шокированные родители отказались от сына-урода. Мальчик попал в приют для инвалидов, где смирился с особенностями своего тела, научился кататься на коньках, ездить на велосипеде и играть в футбол.
Еще в детстве Лентини переехал в Америке, где устроился в цирк. Популярным стал номер жонглирования мячом третьей ногой во время ходьбы на двух первых. Лентини не хотел казаться просто уродцем, представая ловким и остроумным молодым человеком. До самой смерти итальянец выступал в цирках, он женился и вырастил четырех детей. Лентини пользовался уважением среди коллег, которые прозвали его «Королем».
Нет комментарий