Какая польза может быть от невнимательности, а точнее — неспособности сконцентрировать внимание? Только вред, так как это приводит к различным неприятным ситуациям. К примеру, в детском же возрасте невнимательность мешает учиться. Однако, по мнению ученых из университета штата Огайо, не все так однозначно. В некоторых ситуациях рассеянность внимания помогает детям решать некоторые задачи быстрее, чем взрослым. Благодаря ей, им удается избежать так называемой “ловушки знаний”, или «учебной ловушки», в которую обычно попадают взрослые. К такому выводу они пришли не просто так, а на основе исследования, в котором приняли участие 30 детей в возрасте 4-5 лет и почти 40 взрослых. Результаты этого эксперимента вас удивят.
Дети более рассеянные, чем взрослые
Как говорит Владимир Слуцкий, один из авторов исследования, профессор психологии в университете штата Огайо, способность концентрировать внимание у взрослых сильно помогает в повседневной жизни. Однако, как показало исследование, опубликованное в журнале Journal of Experimental Child Psychology, иногда полезно смотреть на мир глазами детей. Это позволяет замечать нюансы, которые на первый взгляд могут показаться неважными или неактуальными, но на самом деле они важны.
В ходе эксперимента детям и взрослым показывали различных вымышленных существ. При этом было сказано, что все существа относятся к двум видам. Задача состояла в том, что дети и взрослые должны были определить, к какому именно виду относится то или иное существо. Как это можно было сделать?
Существа имели семь признаков, по которым их можно было идентифицировать. К примеру, у одного типа существ хвост мог быть оранжевым, а у другого — синим. Кроме того, участникам эксперимента сказали, что у большинства представителей одного вида есть определенные особенности, к примеру, розовые усики, но не у всех. При этом одна из особенностей у всех видов существ была общей, и о ней участникам эксперимента не сообщалось. Ученые назвали ее “нерелевантной особенностью”.
Эксперимент был поделен на два этапа. На первом этапе взрослые быстрее чем дети определяли какое существо к какому виду относится. Как показал айртрекер, устройство, которое следит за положением глаз, взрослые всегда концентрировали свое внимание на признаке, который отличал один вид существ от другого. То есть полагались на свои знания. У детей же взгляд блуждал по картинке, несмотря на то, что задача этого не требовала. Поэтому они медленнее узнавали к какому виду относится то или иное существо.
Одно из недавних исследований показало, что улучшить когнитивные функции мозга и продлить его молодость помогает спорт.
Первый этап эксперимента показал, что дети в целом более рассеянные, чем взрослые. Это, разумеется, мешало решать задачи, где успех зависел исключительно от обучения.
Когда рассеянность идет на пользу
Во второй части эксперимента авторы работы внесли в задачу изменение, о котором не сообщили участников. Нерелевантная черта, которая ранее была одинаковой, стала определять к какому виду относится существо. То есть у разных видов эта особенность стала разной.
Взрослые не обратили внимание на важность нерелевантной особенности, а полагались на знания, полученные в ходе обучения. Они продолжали всматриваться в тот признак, который утратил актуальность. Дети же изначально обращали внимание на все детали, и сразу заметили, что правила изменились. Это помогло им лучше сориентироваться в ситуации и по косвенным признакам определить какое из существ к какому виду относится.
“Взрослые страдали от выученной невнимательности. Они не обращали внимания на особенности, которые не были важны в первой части эксперимента, поэтому они пропустили момент, когда эти особенности стали важными” — Владимир Слуцкий.
По мнению ученых, эта особенность детей имеет важное значение в познании мира на этапе развития. Мозг четырех-пятилетних детей недостаточно развит, чтобы они могли концентрировать внимание. Это позволяет обращать внимание на разные детали, на которые могут не обращать внимание взрослые.
Надо сказать, что взрослые тоже могут тоже могут “более широко” распределить свое внимание. Однако они сами выбирают избирательное внимание, так как чаще всего оно позволяет достичь наибольшей эффективности при решении тех или иных задач. Именно эта особенность, по мнению ученых, иногда может привести к “ловушке знаний”.
То есть знания в определенных ситуациях могут мешать. Возможно, поэтому дилетанты иногда добиваются большего успеха в тех или иных областях, чем специалисты. На последок предлагаем ознакомиться с другим, не менее интересным исследованием, в котором ученые выяснили, с какого возраста дети начинают понимать шутки.
Нет комментарий