Сегодня десятки тысяч промышленных роботов трудятся на заводах по всему миру. При минимальном участии человека они выполняют строго определённые операции. При этом людям находиться рядом с ними не рекомендуется. Однако курс на совместную работу робота и человека уже взят. В недалёком будущем роботы вместе с людьми будут строить самолёты.

Работы по внедрению мобильных роботов, способных работать вместе с людьми сейчас активно ведутся в Европе. Мобильные роботы скоро вместе с людьми буду работать в авиапромышленности. Мобильные устройства на базе робота omniRob будут заниматься нанесением герметика на фюзеляж самолёта, проводить различные измерения и тестирование. Они будут передвигаться по цеху со скоростью человека, работать в непосредственной близости от людей и активно взаимодействовать с ними.

Работы ведутся в рамках проекта ЕС, известного как VALERI (Validation of Advanced, Collaborative Robotics for Industrial Applications). Мобильные роботы, разрабатываемые и внедряемые в рамках этого проекта, возьмут на себя монотонные и сложные операции. В проекте принимают участие несколько известных европейских компаний — Airbus DS, FACC AG, IDPSA, Prodintec, а также KUKA Laboratories GmbH и Profactor GmbH. Управление этим проектом ЕС находится в руках института Фраунгофера для фабричного производства и автоматизации МКФ в Магдебурге. Работы финансируются за счет гранта в размере около 3,6 млн. евро.
В одной бригаде с роботом...
Авиастроительное производство для реализации этого проекта выбрали не случайно. Компоненты фюзеляжа самолёта слишком велики для того, чтобы их обрабатывать на стационарных робототехнических комплексах. А если деталь нельзя доставить к роботу, значит, робота можно доставить к детали. Именно из этого принципа исходят разработчики.
Мобильные роботы способны самостоятельно передвигаться по цеху с разными скоростями. Они способны не только выполнять различные производственные операции, но и помогать людям – принести инструмент со склада или доставить необходимую деталь.

Одновременно с отработкой взаимодействия мобильного робота с человеком и выполнения производственных операций решается и проблема безопасности. Роботы будут оснащены оптической системой и сенсорными интерфейсами с различными датчиками. Не исключается, что это будет сплошная сенсорная поверхность. Такая чувствительная «кожа» с амортизационным слоем сможет предотвратить случайные столкновения «роботизированных техников» с техниками-людьми и безопасную работу.

Мобильный робот создан на основе промышленного робота производства KUKA — «omniRob». Манипулятор, расположенный на мобильной платформе, имеет 12 степеней свободы и может быть оснащён специальным инструментом.

Предварительные испытания нового робота запланированы на конец 2014 года. Полноценное тестирование в реальных условиях должно пройти в следующем году. «Эти мобильные роботы изменят производственные процессы в авиационной промышленности за счет ускорения производственных процессов, делая их более гибкими, и, освободив техников обременительных задач. С помощью этих роботов, мы получаем 1 шаг ближе к заводам будущего. Эти мобильные помощники также смогут помочь и в других отраслях, таких как судостроение или производство ветровых турбин.», говорит Хосе Саенс, глава проекта МКФ и генеральный координатор проекта VALERI .