В середине мая 2021 года китайский марсоход «Чжужун» успешно сел на поверхность Красной планеты. Этот аппарат оснащен георадаром и другими научными приборами для изучения равнины Утопия, диаметр которой равен 3300 километрам. Считается, что на этом месте когда-то давно была вода — есть надежда, что ученым удастся найти следы марсианской жизни. В отличие от аэрокосмического агентства NASA, китайские исследователи не проводят прямые трансляции важных этапов своих космических миссий. Так что сначала нам не удалось увидеть момент посадки марсохода и оставалось лишь верить сообщениям космического ведомства Китая. Но недавно ученые наконец-то опубликовали видео, в котором виден как момент посадки аппарата, так и его спуск со специальной платформы. Приятным бонусом является то, что на одном из роликов слышны звуки Марса.
Посадка марсохода «Чжужун»
Склейка видеороликов с участием китайского марсохода были опубликованы на YouTube-канале информационного агентства Синьхуа. Для снятия видео, судя по всему, использовались две камеры. Моменты с развертыванием парашютной системы и спуском аппарата с посадочной платформы явно были запечатлены на встроенную камеру марсохода. А вот фрагмент, где аппарат «Чжужун» ездит рядом с платформой, был запечатлен на беспроводную камеру. Ее марсоход заранее оставил на некотором расстоянии от места посадки.
Видео посадки китайского марсохода «Чжужун»
Интересный факт: на борту марсохода «Чжужун» установлена такая же панорамная камера, как у китайского лунохода «Юйту-2». Напомним, что он до сих пор изучает обратную сторону Луны.
Опубликованное видео состоит из четырех частей. Сначала нам показывают спуск на планету, в ходе которой используется парашют. Далее мы можем видеть как марсоход «Чжужун» медленно отъезжает от установленной на поверхности планеты камеры. Потом нам показывают, как аппарат находится рядом с посадочной платформой и медленно поворачивается вокруг своей оси. Ну и наконец, в конце видео показано, как марсоход с шумом спускается с посадочной платформы. Если прислушаться, можно услышать приглушенные звуки марсианской атмосферы.
Особенности марсохода «Чжужун»
По словам исследователя Лю Цзичжуна (Liu Ji-Zhong), благодаря записанным видео и звуку они смогут узнать больше информации о свойствах окружающей среды Марса. За 42 марсианских суток, которые длятся примерно на 30 минут дольше земных, марсоход «Чжужун» без особых проблем проехал 236 метров. Он находится в полностью работоспособном состоянии и регулярно передает полезную информацию на наземные станции. По плану космического агентства Китая, марсоход будет работать на поверхности примерно 90 марсианских суток.
Известно, что марсоход «Чжужун» весит 240 килограммов и по размерам его можно сравнить с американскими аппаратами Spirit и Opportunity. Как я уже говорил в этом материале, одним из главных инструментов этого аппарата является георадар, который может исследовать глубины планеты вплоть до 100 метров. Вдобавок к этому, конструкция включает в себя приборы для изучения магнитного поля, слежения за погодой и анализа состава марсианского грунта.
Цели миссии «Тяньвэнь-1»
Помимо марсохода, китайская миссия «Тяньвэнь-1» состоит из орбитального аппарата. При помощи этого устройства ученые хотят составить подробную карту поверхности Марса, а также узнать больше о его климате и найти залежи льда. Но большего внимания, все же, собирает именно марсоход. На данный момент он находится на равнине Утопия, которую в какой-то мере даже можно считать кратером.
Как я уже говорил в начале статьи, на этой территории есть шанс найти следы жизни. И на данный момент интересно, кому удастся совершить больше важных открытий: китайскому аппарату, или американскому марсоходу Perseverance, который работает на территории кратера Езеро. Недавно он и сопровождающий его вертолет Ingenuity уже совершили два подвига.
А вообще, сегодня далекая планета заполнена разнообразными устройствами для исследования его особенностей. Например, на равнине Элизий находится аппарат InSight, главная миссия которого состоит в изучении подземных толчков. Но эта миссия находится на грани закрытия — подробнее я об этом рассказывал тут.
Нет комментарий