Когда говорят о негативных последствиях глобального потепления климата, упоминают обычно таяние ледников, повышение уровня мирового океана, вымирание животных и т.д. Однако последствия изменения климата на самом деле более глубокие, и начинают ощущаться уже сейчас в самых разных сферах жизни. Например, по мнению ученых, авиаперелеты стали более опасными, чем это было раньше, однако с каждым годом ситуация будет только ухудшаться. Причем, это происходит сразу по нескольким причинам одновременно, связанным с климатом.
Турбулентность — самая частая причина воздушных происшествий
Ранее мы уже рассказывали, что турбулентность является самой распространенной причиной происшествий в воздухе. Правда, они практически никогда не оканчиваются крушением самолетов, однако приводят к травмированию пассажиров, переломам и даже смерти от сердечных приступов.
Как отмечают специалисты, из-за изменения климата, эти инциденты становятся все более частыми, а сама турбулентность становится все более экстремальной. По словам Пола Д. Уильямса, профессора атмосферных наук, сотрудника Университета Рединга, над Северной Атлантикой уже встречается на 55% чаще турбулентность при ясном небе, чем в 1979 году. Однако к 2060 году эта цифра возрастет до 180%, то есть почти в три раза увеличится объем воздушного пространства, содержащего турбулентность.
Причина заключается в сильных ветрах струйных течений. Ветровые потоки в верхних слоях атмосферы, идущие с запада на восток, сильно ускоряются. Как показало одно из исследований, с каждым градусом Цельсия струйное течение ускоряется на 2%.
Также самолеты будут чаще сталкиваться с турбулентностью ясного неба, которая считается самой опасной. Подробнее о ней можно узнать по ссылке выше. Как показало одно из исследований, в зоне особого риска находится Северная Африка, Восточная Азия и Ближний Восток. Угроза настолько серьезная, что по мнению исследователей, ее должны учитывать конструкторы, при проектировании самолетов.
Плотность воздуха снижается — это усложняет взлет самолетов
Повышение температуры воздуха влияет на способность самолетов взлетать. Из-за нагрева атмосферы воздух расширяется и становится менее плотным. Кроме того, снижаются характеристики двигателей. Поэтому самолетам требуется больше места на взлетно-посадочной полосе, а также уменьшается их грузоподъемность.
Ученые обнаружили, что по мере потепления климата расстояние, необходимое самолетам для взлета, увеличивалось в среднем примерно на 0,15 процента в год. Экстремальная жара уже сейчас является причиной гораздо большего количества задержек рейсов, чем зимняя погода, о чем сообщает издание Bloomberg.
Авиакатастрофы из-за штормов станут реальностью
В июне 2024 года самолет австрийской авиакомпании Austrian Airlines получил сильные повреждения из-за шторма. Его носовой обтекатель был практически полностью разрушен градом, а также были разбиты стекла в кабине пилотов. К счастью, самолет успешно приземлился, и никто из пассажиров не пострадал. По мнению ученых, подобные происшествия перестанут быть редкостью.
Более экстремальные высокие и низкие температуры приведут к увеличению осадков, а также более интенсивным и частым штормам. По данным NOAA, экстремальные однодневные осадки существенно возросли с 1980-х годов, и стали затрагивать гораздо больший процент суши, чем это было ранее. По мнение экспертов, в мощные штормы с крупным градом могут стать серьезной проблемой для самолетов.
Длительность авиаперелетов будет увеличиваться
Усиливающееся струйное течение, о котором было сказано выше, замедляет полеты в западном направлении из-за сильных встречных ветров. Согласно результатам исследования, каждый год самолетам придется проводить в воздухе на 2000 часов больше времени, чем сейчас.
Прежде всего это означает увеличение расходов для авиакомпаний, а значит увеличением стоимости перелетов. Кроме того, чем дольше самолет находится в воздухе, тем, теоретически, больше риск того, что в полете произойдет какое-либо происшествие.
Взлетно-посадочные полосы будут затоплены
Аэропорты часто строятся на низких и ровных участках, которые идеально подходят для строительства взлетно-посадочных полос. Но уже сейчас они сталкиваются с затоплениями. Например, в мае из-за рекордного количества осадков в Бразилии был затоплен международный аэропорт Салгаду Филью.
Согласно данным, опубликованным в 2021 году, 100 аэропортов по всему миру расположены ниже уровня моря. Риск затопления крупных аэропортов к 2100 году увеличится в 69 раз из-за повышения уровня моря. Более того, с затоплением могут столкнуться даже аэропорты, которые не расположены ниже уровня моря, так как увеличится количество осадков и штормами.
Чтобы хотя бы частично свести к минимуму влияние последствий изменения климата на авиаперелеты, инженерам-конструкторам необходимо учитывать все эти моменты при проектировании самолетов. Однако полностью это не решит проблему, к тому же некоторые авиакомпании не обновляют парк самолетов в течение многих десятилетий.
Нет комментарий