Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде
По мнению экологов, автомобили на водородном топливе должны стать одним из приоритетных направлений в развитии транспорта будущего. Ряд ведущих мировых автопроизводителей уже представили опытные образцы, которые привлекли внимание экспертов и автовладельцев. И все же это только «проба пера».

Однако мало кто знает, что массовое использование водорода в автомобильных двигателях уже имело место 74 года назад и не где-нибудь, а в блокадном Ленинграде в самые тяжелые дни 1941 года.

В системе ПВО Ленинграда активно использовались аэростаты заграждения, которые заполнялись водородом. Однако со временем водород выходил через повреждения в обшивке, а его место заполнялось воздухом. Для пополнения аэростаты необходимо было опускать на землю с помощью лебедок, установленных на автомобилях. Внизу некачественный водород стравливали и заправляли новый.

В городе закончился бензин, не было электричества, а аэростаты были нужны, как воздух. Выход нашел младший воентехник полка аэростатов, талантливый механик-самоучка Борис Шелищ. Он предложил использовать в качестве топлива загрязненный водород. Система и сейчас поражает своей гениальной простотой.

Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде

Отработанный водород из аэростата через шланг подавался к впускному коллектору двигателя «Полуторки», а далее через технологический переходник непосредственно в цилиндры. Дозировка топливной смеси водорода и кислорода осуществлялась с помощью дроссельной заслонки и педали акселератора.

Но первый опыт чуть не закончился трагически – произошел взрыв смеси. Тогда Б. Шелищ предложил сделать водяной затвор: использованный огнетушитель заполнили водой и смесь теперь всасывалась через воду без опасности взрыва.

За годы блокады на водород было переведено несколько сот автомобилей. Однако после ее снятия их опять перевели на обычное топливо, а гениальное изобретение на долгие годы легло в архив.

По материалам techcult