Откровения NVIDIA на GPU Technology Conference 2013 Вчера генеральный директор компании NVIDIA Джен-Сан Хуанг (Jen-Hsun Huang) выступил с докладом в рамках ежегодной конференции GPU Technology Conference. Более 3 тысяч слушателей собрались в большом павильоне в Сан-Хосе, чтобы узнать о предстоящих планах калифорнийского гиганта. К этому мероприятию наблюдается большой интерес прессы, который растёт с каждым годом. В текущем году было замечено более 180 репортеров и аналитиков, а количество фото- и видеокамер впечатлило очевидцев.

Вступительный видеоролик показывает, насколько важные и серьёзные задачи решают на сегодняшний день графические ускорители. GPU используют в системах наведения ракет, при подводном поиске мин, спутниковых системах, для решения разнообразных исследовательских и научных задач, и многих других приложениях. Господин Хуанг появляется, гордо держа в руках флагманский ускоритель GeForce Titan. Сразу же глава NVIDIA отметил ключевые пункты выступления, среди которых и самое интересное для нас — анонсы новых продуктов.

Первым делом были показаны возможности ускорителя Titan. В демонстрационном приложении было проведено моделирование океанских волн в режиме реального времени. Сложная задача учитывает множество факторов, включая силу и направление ветра, а также физические параметры корабля и его передвижение.

Далее был продемонстрирован рендеринг человеческого лица. В этой задаче, включающей проработку теней и прорисовку мелких деталей, использовалась мощность в 2 терафлопса. В анимации, которая разрабатывалась при сотрудничестве с Университетом Южной Калифорнии, решение NVIDIA отвечало за синтез 3D-изображения и моделирование его перемещения в пространстве и изменения мимики.

Пару слов было сказано о развитии GPU-вычислений. В 2008 году было загружено 150 тысяч экземпляров программного комплекта CUDA, 60 университетов занимались исследованием этой технологии, при этом было опубликовано около четырёх тысяч научных статей. В текущем году количество загрузок увеличилось до 1,6 млн. Всего отгружено 500 млн CUDA-процессоров, 540 университетов взяли на вооружение данную технологию. Кроме того, опубликовано 37 тысяч научных статей по этому направлению. Активно GPU используются и в суперкомпьютерах. Господин Хуанг отметил, что пик эры GPU-вычислений ещё не наступил, но мы находимся на стадии активного развития этих технологий.

Также представитель NVIDIA отметил важную роль GPU при решении таких задач, как поиск изображений или распознавание песен (Shazam). В частности, GPU позволяет в 5 раз ускорить инвертирование цветов, в 6 раз ускорить распознавание лиц.

Далее Хуанг перешел к анонсам новых решений. В 2008 году был представлен 1 ускоритель с поддержкой CUDA — NVIDIA Tesla. 2 года спустя появился Fermi. 2012 год ознаменовался выходом архитектуры Kepler. Следующим шагом в этом направлении станет выпуск решения Maxwell с унифицированной виртуальной памятью (GPU и CPU в рамках одного чипа смогут обращаться к памяти друг друга). После этого планируется выпуск решения с кодовым именем Volta, о котором известно пока лишь, что оно будет отличаться более высокой энергоэффективностью и поддержкой новой технологии «Stacked DRAM».

Что касается мобильных решений, то господин Хуанг приподнял завесу тайны над мобильным процессором следующего поколения. Его кодовое имя — Logan. Этот чип станет первым мобильным процессором с поддержкой CUDA. Logan будет включать GPU Kepler, поддержку CUDA 5 и OpenGL 4.3. Производство новинки стартует в следующем году.

Более того, вслед за Logan на рынок выйдет решение с именем Parker (не ранее 2015 года). Этот процессор станет 1 реализацией проекта Denver, первым 64-разрядным ARM-чипом, работающим в паре с GPU Maxwell, а также первым GPU с использованием транзисторов FinFET. Всего за 5 лет производительность Tegra вырастет в 100 раз, отметил представитель NVIDIA. Что ж, нам остаётся наблюдать, как компания реализует свои амбициозные планы.