Когда впервые включаешь Doom образца 2016 года, то подсознательно ожидаешь какого-то подвоха, очередной попытки разработчиков переизобрести жанр шутеров от первого лица и невнятных экспериментов с игровой механикой. Но вместо этого ты словно переносишься в прошлое, когда во главе всего стоял зубодробительный экшен и не перегруженный лишними деталями геймплей. Когда ничто не мешает тебе шинковать орды демонов потрёпанной временем бензопилой и разносить их в клочья из BFG. Быстрая, свирепая, невероятно жестокая игра швыряет тебя в самую гущу войны с обитателями преисподней, заполонившими марсианскую исследовательскую базу. Именно такого шутера всем нам так сильно не хватало.
От легендарной студии id Software, подарившей игрокам Wolfenstein 3D, оригинальный Doom и Quake, практически ничего не было слышно аж с 2011 года. Тогда вышла их предыдущая игра Rage, которая, впрочем, получила весьма смешанные отзывы критиков и игроков. Визуально она выглядела великолепно (спасибо движку id Tech 5 и технологии MegaTexture), да и игровой процесс был весьма неплохим, но всё же чего-то ей не хватало. Не дотягивала она до прежних проектов студии, которые влюбляли в себя с первых минут. Параллельно с созданием Rage id Software занималась разработкой продолжения своего самого известного шутера – Doom 4. Со временем эта игра трансформировалась в полный ребут серии и стала называться просто Doom. Процесс её создания был долгим и невероятно мучительным. Несколько раз проект оказывался на грани полной отмены. Гейм-дизайнер Джон Кармак, не вынеся такого давления, собрал вещи и ушёл работать в компанию Oculus VR.
Фанаты были не на шутку взволнованы таким положением вещей. Из разработчиков самых первых игр серии в id Software уже практически никого не осталось, а дату выхода нового Doom представители Bethesda называть упорно отказывались. Руководитель студии id Software Тим Уиллитс, выступая перед поклонниками на фестивале Quakecon 2013, выразил своё мнение о новой игре так: «У каждой игры есть душа. В каждой игре есть свой дух. Когда ты играешь в Rage – ты этот дух чувствуешь. У нового же Doom всего этого нет». Разработчики изо всех сил старались создать уникальную игру, которая не была бы похожей на другие современные шутеры вроде Call of Duty и Battlefield, при этом оставаясь верной видению, заложенному самым первым Doom в 1993 году. Именно поэтому, разработка продолжалась так долго, а игру приходилось неоднократно переделывать с нуля. В итоге новый Doom всё же увидел свет 13 мая 2016 года, и я с огромным удовольствием заявляю, что перед нами просто великолепный шутер.
Сразу следует отметить, что перед нами игра, больше всего похожая на первые две серии франшизы. Если вы фанатеете от Doom 3 – велик риск разочарования, ведь разработчики отдалились от концепции хоррора, вернув игру в разряд зубодробительных шутеров. Нет, в игре есть очень мрачные и даже пугающие моменты, но пугать игрока – теперь не основная её задача. Она разрабатывалась для того, чтобы мы могли с огромной пушкой наперевес расстреливать толпы демонов или натурально рвать их голыми руками на крупные куски. Вот в этом новый Doom просто великолепен! На самом деле, мне даже не с чем сравнить эту игру, так как я не припоминаю, чтобы в последние годы выходили хотя бы отдалённо похожие на новый Doom шутеры. Он удивительным образом сочетает в себе красоту современных проектов и классическую механику шутеров начала 90-х.
Ностальгия охватывает вас ещё в главном меню игры, когда под хорошо знакомую музыку в новой энергичной аранжировке вы выбираете уровень сложности. На ваш выбор здесь присутствуют варианты «Мне рано умирать», «Сделайте мне больно», «Ультра-жестокость», «Кошмар», а также, для утончённых мазохистов, изначально заблокированная сложность «Абсолютный кошмар». Последняя опция предлагает игроку в прямом и переносном смысле побывать в настоящем аду, так как на всё прохождение Doom вам выделяется одна единственная жизнь. Умерев в игре, вам придётся начинать всю её с самого начала. А по собственному опыту, я вам хочу сказать, что это практически невозможно. Да что там говорить, если даже никому из команды разработчиков не удалось пройти собственную игру на этой сложности? Но что-то мне подсказывает, что среди поклонников франшизы обязательно найдётся настолько отчаянный безумец.
События нового Doom по традиции разворачиваются на Марсе. Люди колонизировали Красную планету с одной единственной целью – черпать из её недр бесценную аргент-энергию, а затем пересылать её на Землю. Даже когда учёные узнали о том, что энергия эта является связующим звеном между нашими миром и преисподней, это никого не испугало. Впрочем, долго продолжаться эта идиллия не могла, поэтому в один прекрасный момент всё накрылось медным тазом. Из глубин ада на марсианскую равнину Эллада хлынули орды всевозможных демонов, а большую часть 60-тысячного контингента станции либо разорвали в клочья, либо превратили в послушных миньонов. Главный герой приходит в себя прикованный к загадочному алтарю внутри исследовательской лаборатории, принадлежащей Объединённой аэрокосмической корпорации (далее ОАК). Он освобождается от цепей, а в соседнем помещении обнаруживает древний артефакт — преторианскую броню. Всё! Необходимый минимум для начала игры у вас уже есть. Можно приступать к беспощадному геноциду демонов.
Конечно, по мере прохождения сюжетной кампании вам непременно расскажут, что же всё-таки случилось на Марсе, каким образом демоны вырвались на свободу, кто такой на самом деле главный герой и многое, многое другое. Но, если честно, всё это в Doom настолько вторично, что можно было бы обойтись и вовсе без сюжета. Важно здесь лишь то, как бы посочнее разрядить в морду врага дробовик или, оторвав ему руку, этой же самой рукой забить его насмерть. Игровая механика поражает своей простотой и интуитивностью, при этом игра невероятно быстра, а отстрел чудовищ пробуждает в тебе дичайший азарт. Кстати, в игре нет кнопки бега (персонаж и без неё достаточно проворен), а ещё нельзя самостоятельно перезаряжать оружие. Все эти элементы разработчики выбросили за борт, посчитав необязательными, но я не могу сказать, что игра от этого пострадала.
Одним из нововведений игрового процесса стало появление в Doom «Зверских убийств». Изрешетив демона из оружия, вы его оглушаете, после чего он начинает подсвечиваться синим цветом. В этот момент вы можете выстрелить в него ещё раз и положить конец его жалкому существованию либо осуществить невероятно жестокое добивание голыми руками. Но не стоит медлить, ведь спустя несколько мгновений демон вновь придёт в себя и даст отпор главному герою. Анимация добиваний зависит от конкретного вида противника и от того, с какой стороны вы его атаковали. Главный герой отламывает демонам рога и вскрывает им глотки, выдавливает глаза и вырывает сердца, сворачивает шеи и с хрустом давит вражеские головы своим тяжёлым ботинком. При осуществлении таких добиваний из поверженных врагов выпадают аптечки, восстанавливающие уровень жизненной энергии персонажа, поэтому они будут особенно полезны в разгар жесточайшего боя, когда каждый хитпоинт на счету. С другой стороны, добивания несколько разрушают динамичность происходящего на экране, а со временем начинают надоедать повторяющимися анимациями.
Игра предлагает нам достаточно удобную систему модификации оружия и преторианской брони главного героя. Практически на каждое оружие можно надеть дополнительные модификаторы, которые вы сможете получить у полевых дронов. Таким образом, вы можете прикрутить гранатомёт к своему дробовику или снабдить штурмовую винтовку удобным оптическим прицелом. За убийство противников вы будете зарабатывать очки улучшения оружия, которые затем можно использовать для улучшения характеристик ваших модификаций. По достижении модификацией максимального уровня становится доступен ещё один бонусный уровень, активировать который можно, лишь выполнив необходимые требования. Например, убить 30 противников определённого типа исключительно выстрелами в голову.
Преторианская броня прокачивается несколько иначе. В игре вы будете натыкаться на тела убитых охранников космической колонии, с которых можно снять преторианские жетоны. Накопив определённое количество таких жетонов, вы можете повысить сопротивляемость вашей брони к окружающей среде и взрывам, улучшить её навигационную систему (на карте будут видны дополнительные места интереса), усовершенствовать систему снаряжения (увеличение скорости перезарядки и объёма боекомплекта), повысить эффективность различных усилений, а также увеличить свою скорость и ловкость. Также время от времени вы будете натыкаться на сферические ячейки, полные аргент-энергии. С их помощью можно увеличивать максимальное количество хитпоинтов, максимальный уровень брони или объём боекомплекта. А ещё по мере прохождения вы обзаведётесь дополнительными гаджетами вроде ботинок «Дельта-V», которые позволят вам совершать двойные прыжки.
Во время сражений старайтесь тщательно исследовать боевую арену, ведь на ней можно найти один из мощных артефактов, который даст вам огромное преимущество в бою. Например, вы можете на некоторое время стать безжалостным берсерком, который голыми руками разрывает даже самых мощных противников пополам, или же урон от вашего оружия временно повысится в четыре раза. Есть артефакт, который повышает скорость вашего перемещения и тогда ни один демон просто не сможет вас догнать. А что? Тоже ведь полезное дело. Впрочем, исследовать уровни нужно не только во время боя, но и после того, как вы разобрались со всеми противниками. Разработчики спрятали в игре просто невероятное количество разнообразных секретов, которые могут помочь вам в процессе прохождения или просто заставить искренне улыбнуться.
Количество «пасхальных яиц» в новом Doom действительно поражает (ВНИМАНИЕ! вы можете пропустить данный абзац, если боитесь наткнуться на спойлер). Здесь вам и возможность оказаться внутри уровня из самого первого Doom, правда с чуть более современной графикой, и компьютерная головоломка «3-в-ряд» с демонами в качестве спрайтов, и имя актёра Шона Бина в списках погибших сотрудников корпорации ОАК (даже в игре его герой умудрился погибнуть), и большой палец вверх, когда главный герой падает в раскалённую лаву, подобно знаменитому персонажу Арнольда Шварценеггера. В общем, на каждом шагу разработчики стараются радовать игрока разнообразными сюрпризами и приятно удивлять его неожиданными открытиями.
В начале каждого уровня перед вами будут ставить три задачи, за выполнение которых вы получите приятные бонусы. Задания эти незамысловаты, и выполнять их необязательно, но это неплохая мотивация для экспериментов с оружием и врагами. Например, вам нужно будет убить двух врагов одним выстрелом из дробовика или совершить пять разных добиваний одного и того же противника. Также в игре есть рунические испытания. Рано или поздно вы обязательно наткнётесь на светящийся камень с нанесёнными на него витиеватыми знаками. Прикоснитесь к нему, и вы тут же окажетесь в другом измерении, где вам предложат выполнить какую-либо замысловатую задачу. К примеру, расстрелять 15 врагов из штурмовой винтовки до истечения определённого времени. При этом вы можете перемещаться по уровню лишь в течение 3 секунд после смерти последнего убитого вами врага. За победу вам вручат магическую руну, которую можно установить в специальный слот своей брони. Руна «Пылесос», например, притягивает к вам патроны и аптечки с большего расстояния, а руна «Свирепость» ускоряет время выполнения добиваний. Опять же, задания эти совершенно необязательны, но бонусы от них весьма полезны.
Визуально игра Doom выглядит отлично. Движок id Tech 6-го поколения демонстрирует себя во всей красе. В настройках вы можете в любой момент настроить силу размытия картинки в движении, если испытываете дискомфорт от высокой скорости игрового процесса, а также включить или отключить эффект хроматической аберрации. Игра демонстрирует удивительно стабильный фреймрейт. На консоли PlayStation 4 это 60 fps без каких-либо заметных проседаний. Разрешение в игре динамическое, однако в подавляющем большинстве сцен я наблюдал честные 1080р. Разумеется, максимально прокачанной картинкой смогут насладиться лишь обладатели мощных компьютеров, хотя консольные версии для PS4 и Xbox One тоже ой как хороши! Что же касается консольного управления, разработчики сделали всё возможное для того, чтобы игрокам было удобно расстреливать нечисть с геймпадом в руках. Никаких неудобств лично у меня в процессе прохождения не возникло.
Пару слов нужно замолвить о музыке. Австралийский композитор Мик Гордон максимально бережно отнёсся к музыке из оригинальной игры, при этом сделав её более насыщенной и брутальной. Он использовал в процессе записи саундтрека 9-струнную гитару и сдобрил получившийся материал изрядной порцией мрачной электроники. Риффы из оригинальной игры в такой жёсткой аранжировке звучат куда более впечатляюще и свежо. Даже я, человек очень далёкий от «тяжёлых» музыкальных направлений, с удовольствием прослушал OST игры и остался под большим впечатлением. Напомню вам, что руке Мика Гордона принадлежат саундтреки файтинга Killer Instinct для Xbox One, а также последних двух шутеров серии Wolfenstein. Звук в игре также на очень достойном уровне. Все диалоги были озвучены с привлечением российских актёров, хотя я немного расстроился, что в опциях игры нет возможность включить оригинальную озвучку.
Теперь пришла пора поговорить о недостатках. А они, разумеется, у игры имеются. Откровенно слабой стороной Doom можно считать его многопользовательскую составляющую. Да, это классические поединки на аренах. Да, можно сражаться команда на команду или захватывать точки. Да, здесь даже можно превращаться в разных демонов и крошить других игроков в своём новом амплуа. Но не вызывает многопользовательский режим в тебе тех ярких эмоций, которые дарит сюжетная кампания. Не производит он на тебя «вау-эффекта». И это не только моё мнение. Многие авторитетные западные игровые журналисты точно также разочарованно отзываются о многопользовательской составляющей игры. Не поймите меня неправильно. Она вовсе не плохая, но даже рядом не валялась с сюжетной кампанией. Я уверен, что немалое количество игроков получат от онлайновых режимов море удовольствия, но со мной такой номер не прошёл.
На этом проблемы игры не заканчиваются, но это уже совсем крошечные недочёты вроде слишком мелкого шрифта в игровых меню или вечно убегающих вперёд паровоза субтитров, которые ты не успеваешь прочитать. В консольной версии меня немного расстроили слишком медленно прогружающиеся текстуры, появляющиеся на трёхмерных моделях постепенно. Я наивно полагал, что подобные технические недоработки давно можно считать атавизмом игровой индустрии. Загрузки самих уровней также отнимают довольно много времени. Разумеется, в PC-версии всё это решается при помощи использования SSD-накопителей, а вот консольщикам придётся терпеливо ждать, пока после каждой их смерти заполнится круглая процентная шкала. Багов особых я в игре не заметил, хотя однажды в пылу ожесточённого боя я каким-то образом умудрился провалиться сквозь текстуры и кануть в вечность. Но это был единичный случай, так что ругать разработчиков за него я не стану.
Как бы там ни обстояла ситуация с недостатками игры, её неоспоримые преимущества берут верх. Doom заставляет игрока буквально летать по уровню, не позволяя ему остановиться ни на секунду. Здесь у вас не получится отсидеться в укрытии, как в других современных шутерах. Демоны достанут вас из любой норы и бесцеремонно набьют морду, поэтому постоянное движение – это секрет вашего долголетия и благополучия. А уж какие в игре великолепные боссы! Да за одних этих боссов можно смело набросить игре дополнительный балл. Каждый из них требует к себе индивидуального подхода. У вас не выйдет тупо подавить противника шквальным огнём. Придётся изучать его поведение и вырабатывать индивидуальную тактику ведения боя. Прямо как в старых добрых игрушках из 90-х. А если вам вдруг покажется, что в игре слишком мало контента, можно будет зарегистрироваться в сервисе SnapMap и загрузить один из огромного множества уровней, созданных фанатами серии. Вы также можете спроектировать свой собственный уровень в очень удобном редакторе, после чего загрузить его на официальный сервер id Software, где его смогут найти и опробовать другие игроки.
Нет комментарий