Новую игру по франшизе Alien ждали очень многие. Слишком уж интригующими выглядели те обрывки игрового процесса, которые нам демонстрировали разработчики на многочисленных выставках. И вот настал тот день, когда игру можно совершенно свободно приобрести для ПК и современных игровых консолей. Оправдала ли она возложенные на неё ожидания?
Не стану скрывать, что являюсь большим поклонником оригинального «Чужого» (1979), а также всех его продолжений, за исключением разве что спин-оффов в лице Alien vs. Predator. В своё время я раз за разом пересматривал все четыре фильма серии, а также десятки часов дополнительных материалов к ним: интервью с актёрами, режиссёрами, специалистами по спецэффектам. С горящими глазами смотрел записи со съёмочной площадки и старался максимально проникнуться атмосферой, окружающей процесс создания этих кинокартин. Есть во всём этом какая-то особая магия.
Немного истории
Если фильмы серии Alien вызывали во мне исключительно восторг, то с видеоиграми всё обстояло куда сложнее. Впервые образ ксеноморфов был перенесён в видеоигру в 1982 году. Это был незамысловатый клон Pac-Man для приставки Atari 2600 под названием Alien. Как вы уже догадались – вместо разноцветных призраков, главному герою приходилось спасаться от ксеноморфов и фейсхаггеров. Игра не была особенно замысловатой, но в неё было интересно играть – и это главное.
Вторая игра по оригинальному фильму вышла в 1984 году для платформ ZX Spectrum, Commodore 64 и Amstrad CPC. Игра представляла собой довольно необычный стратегический симулятор, в котором игрок должен был отдавать команды членам экипажа космического буксира «Ностромо», тем самым помогая им избежать встреч с ксеноморфом и выполнить поставленные задачи.
По мотивам фильма Aliens (1986), снятого режиссёром Джеймсом Кэмероном, было разработано целых четыре видеоигры. А на основе третьего и четвёртого фильмов – ещё больше. Разработчики быстро смекнули, что людям очень нравится образ ксеноморфа и начали на этом активно зарабатывать, порой попросту не уделяя внимания созданию интересного игрового процесса.
В основном эти игры представляли собой глупые и бездушные стрелялки-платформеры и шутеры от первого лица. Леденящего кровь хоррора, прославившего франшизу, в играх уже практически не ощущалось. Теперь Alien ассоциировался у многих геймеров исключительно с методичным отстрелом пришельцев.
В 2006 году японская компания Sega, знаменитая в нашей стране благодаря своим игровым консолям Mega Drive 2 и Dreamcast, приобрела у кинокомпании Fox лицензию на разработку нескольких видеоигр по франшизе Alien. Тот факт, что Sega выпустила Aliens vs. Predator (2010), мы опустим, так как спин-оффы в этом материале я рассматривать принципиально не стану. Первой игрой стала двухмерная Aliens Infestation (2011) для карманной приставки Nintendo DS, которую поклонники серии восприняли очень тепло, а средняя оценка игры колебалась около 8 баллов из 10. А вот на второй следует остановиться чуть подробнее.
Игра Aliens: Colonial Marines (2013) разрабатывалась силами студии Gearbox Software. Да, именно эти ребята выпустили абсолютно провальный долгострой Duke Nukem Forever, а также создали серию шутеров Borderlands. Sega поручила студии разработать качественный игровой проект, события которого происходили бы сразу же после окончания второго фильма франшизы. Но руководитель студии Рэнди Питчфорд решил схитрить и часть выделенных на разработку игры средств перенаправил на создание собственных проектов студии, в том числе – Borderlands 2. В результате Aliens: Colonial Marines оказалась отвратительным, скучным, сырым продуктом, в который было практически невозможно играть. Как выяснилось позднее, студия переложила разработку на сторонние небольшие компании, чтобы не тратить на это свои собственные ресурсы. Судебные разбирательства по данному вопросу между Sega и Gearbox Software длятся по сей день. А некоторые недовольные игроки, разочарованные качеством финального продукта, даже отсудили у Sega круглую сумму денег за моральный ущерб и издевательство над фанатами.
Радует в этой ситуации лишь одно: компания Sega после такой неприятной ситуации не сдалась и сделала для себя правильные выводы. После такого оскорбления чувств поклонников франшизы Alien нужно было срочно исправлять ситуацию и бросить все силы на создание действительно качественной игры, которая смогла бы загладить вину издателя. Именно этой игрой и стала Alien: Isolation, о которой я вам сейчас расскажу.
Очень интересно, что изначально эта игра была всего лишь технической демоверсией. Но когда руководство компании Sega увидело первые кадры демки – оно так впечатлилось, что немедленно поручило британской студии Creative Assembly превратить концепцию в полномасштабную игру. На проект был выделен приличный бюджет, после чего и началась полномасштабная разработка.
Сюжет
Надеюсь, вам не нужно объяснять, кто такие ксеноморфы и почему стоит держаться от них подальше? Если вы по каким-то немыслимым причинам до сих пор не смотрели оригинальный Alien режиссёра Ридли Скотта 1979 года выпуска, советую вам обязательно с ним ознакомиться, прежде чем усесться за прохождение этой игры. Ведь события Alien: Isolation разворачиваются спустя 15 лет после событий самого первого фильма.
Главной героиней игры стала Аманда Рипли, дочь Эллен Рипли, которую в фильме великолепно сыграла Сигурни Уивер. Девушка работает техником в «корпорации зла» Weyland-Yutani и путешествует от одной космической станции к другой, в надежде обнаружить хоть какую-то информацию о месте нахождения своей пропавшей матери.
В один прекрасный момент ей сообщают, что был найден бортовой самописец с борта корабля «Ностромо». Чёрный ящик был доставлен на выведенную из эксплуатации торговую станцию «Севастополь», где по-прежнему живут и работают сотни людей. Аманда немедленно отправляется туда, чтобы наконец узнать всю правду о своей матери.
Разумеется, прибыв на космическую станцию, Аманда сталкивается с безудержным хаосом, обезумевшими от страха людьми, которые из последних сил сражаются за жизнь и, разумеется, со смертельно опасным ксеноморфом, который наводит ужас на местное население.
Подзаголовок игры был выбран неслучайно: Аманда и другие выжившие обитатели станции оказываются полностью изолированы от внешнего мира вместе с чудовищным существом, которому неведомы страх и усталость. Теперь у главной героини есть лишь одна цель: выжить. Желание узнать правду о матери резко отступило на второй план. Ещё бы, ведь сложно думать о чём-то кроме выживания, когда ты слышишь позади себя дыхание инопланетного убийцы.
Игровой процесс
Наконец-то разработчики поняли, что от шутеров игроки уже порядком устали. Несмотря на то, что в игре есть огнестрельное оружие, перед нами практически идеальный представитель жанра survival horror, другими словами – боеприпасов практически нет, смерть поджидает за каждым углом, бежишь, прячешься и в ужасе задерживаешь дыхание вместе с героем игры, чтобы ксеноморф тебя не услышал. А если он тебя всё-таки услышал – никакой пистолет уже не спасёт.
Нужно отметить, что ксеноморф – далеко не единственная опасность в игре. Люди представляют не меньшую угрозу для Аманды, так как каждый из них изо всех сил борется за свою жизнь и видит в других представителях своего вида исключительно убийц и мародёров.
Будут в игре и андроиды с белой жидкостью вместо крови. Думаю, что многим они запомнились благодаря образу Бишопа в исполнении актёра Лэнса Хенриксена из второго фильма франшизы — «Чужие». В этой игре нельзя доверять никому, кроме себя самого. Запомните это золотое правило и старайтесь его придерживаться.
Игра представлена видом от первого лица, при этом если посмотреть вниз – можно увидеть ноги и руки главной героини, что добавляет реализма происходящему. Эта простая, но очень важная деталь, в современных играх встречается не так часто, как нам бы этого хотелось. В ходе игрового процесса вам придётся перемещаться по различным локациям, искать альтернативные пути обхода завалов и закрытых коридоров, а также побороть приступы клаустрофобии и освоить передвижение по вентиляционным шахтам.
Время от времени вы будете находить аудиодневники местных обитателей, прослушивая которые можно будет раскрыть для себя дополнительные детали произошедших на станции событий. Также можно будет читать бортовые записи и другую важную информацию с помощью компьютерных терминалов. По ходу вы также будете находить различные запасные части и ингредиенты, из которых Аманда сможет соорудить вспомогательные предметы вроде световых шашек или инъекций обезболивающего. Нечто подобное мы уже видели в недавнем хите компании Sony – The Last of Us. Системы крафтинга в этих двух играх очень похожи.
Игрок также может управлять некоторыми системами жизнеобеспечения станции с помощью специальных настенных панелей: перенаправлять питание с одной электрической цепи на другую, включать и отключать очистку воздуха, тем самым задымляя определённые коридоры, а также многое, многое другое. С помощью этих манипуляций можно отвлечь противника или обеспечить себе прикрытие во время тактического отступления.
Среди вспомогательных средств игроку будут доступны как обычные инструменты вроде разводного ключа, так и старый добрый «детектор движения» с любимым сердцу каждого поклонника Alien звуком, а также другие приборы вроде взломщика цифровых замков и плазменного резака. Следует отметить, что головная гарнитура героини с встроенным фонариком быстро разряжается и постоянно требует замены батареек, отчего вам придётся очень аккуратно расходовать оставшуюся энергию, чтобы не остаться в кромешной тьме наедине с ксеноморфом.
Ксеноморф, к слову, в игре всего один. Но его вам хватит с избытком, уж поверьте мне. Его искусственный интеллект был написан таким образом, что он постоянно учится и каждая встреча с вами, по результатам которой вы остались в живых, делает его ещё умнее и находчивее. Если он, к примеру, обнаружит незакрытый люк вентиляции, то обязательно начнёт искать того, кто его открыл. Ксеноморф слышит и видит вас, так что будьте предельно бесшумными и скрытными. По звукам, которые издаёт пришелец, можно определить, чем он занят: если вы слышите его громкий крик – вероятнее всего, жить вам осталось всего несколько секунд, а если чужой издаёт тихие щелчки или низкое грудное урчание – значит, что он сейчас пребывает в режиме поиска потенциальной жертвы или просто с любопытством изучает помещение.
Героиня может прятаться за разными объектами и выглядывать из-за них, чтобы оставаться вне поля зрения чудовища. Возможность бега в игре присутствует, но если ксеноморф вас увидел – то вряд ли вы далеко от него уйдёте. Спасение можно найти, забравшись под стол, в шкаф или другое место, в котором вас трудно будет разглядеть. Необходимо свести к минимуму использование фонарика и детектора движения: свет и звук могут сыграть с вами злую шутку, когда ксеноморф будет рыскать неподалёку. И держитесь подальше от различных отверстий в потолке, особенно если из них на пол капает подозрительная слизь.
Очень интересно была реализована система сохранений внутри игры. Чтобы сохранить игровой прогресс, необходимо найти специальный терминал, воткнуть в него свою именную карту и подтвердить запись. Всё это происходит в реальном времени, и если ксеноморф нападёт на вас именно в этот момент – вы будете совершенно беззащитны. Такая вот суровая правда жизни и никаких поблажек. И да, я настоятельно рекомендую вам играть сразу на максимальном уровне сложности – так будет ещё страшнее, интереснее и никакой вам больше «автозаписи».
Кстати, для игры также были выпущены два дополнения Crew Expandable и Last Survivor, в которых вы сможете ненадолго стать Эллен Рипли и сразиться с самым первым ксеноморфом на борту «Ностромо». Сам я до этого DLC ещё не добрался, но, судя по всему, будет просто прекрасно вспомнить, как это было в 1979 году, и пережить все события первого фильма заново. Кстати, для создания этих DLC актёры оригинального фильма 1979 года вновь собрались вместе, чтобы озвучить своих персонажей.
Визуальная составляющая
Я проходил Steam-версию игры, при этом мой компьютер вряд ли можно назвать «топовым». Тем не менее игра автоматически выставила максимально возможные графические настройки, чем меня несказанно обрадовала и удивила. В ходе прохождения я ни разу не наблюдал никаких подтормаживаний и вылетов – игра выдавала стабильный фреймрейт и великолепную картинку. Оптимизация графической части проекта просто поражает. В игре есть мелкие баги, но они столь несущественны, что их попросту не замечаешь.
Визуально игра выглядит просто великолепно. Огромное количество эффектов пост-обработки картинки делают происходящее на экране практически реальным. Время от времени я забывал, что играю в игру – складывалось ощущение, что я нахожусь в настоящем фильме о ксеноморфах. Невероятно правдоподобное освещение, висящая в воздухе пыль, клубы пара, вырывающиеся из труб, и дым от горящих обломков – всё это добавляет атмосфере игры изрядную толику реализма.
Вся игра нарочито выдержана в стиле ретро, чтобы игроки смогли мысленно перенестись в кинокартину 1979 года. Древние терминалы с ламповыми кинескопами, чёрно-зелёный текстовый интерфейс, кассетные плееры, даже заставка кинокомпании Fox в самом начале игры выглядит так, словно вы вставили в свой компьютер старую видеокассету VHS, найденную в гараже. Все эти помехи, шумы и артефакты картинки лишь усиливают вашу ностальгию. И я ни в коем случае не хочу сказать, что это приуменьшает достоинства игры. Отнюдь! Художники и дизайнеры проделали огромную скрупулёзную работу, а результат достоин всяческих похвал.
Единственное, что можно было бы подтянуть в этой игре – это модели и анимацию персонажей. Я видел игры, в которых анимация людей выглядела куда более естественно. Но это столь несущественный недостаток, что можно было бы о нём даже не упоминать.
Звук хоррора
Отдельного упоминания в этом обзоре достоин игровой звук. Обязательно играйте в полной темноте и качественных наушниках, как это делаю я. Именно так вы сможете прочувствовать весь ужас главной героини на своей собственной шкуре. Вообще, атмосфера безграничного ужаса и обречённости главной героини удалась разработчикам особенно хорошо.
Игра настолько пугающая, насколько это вообще можно себе представить. Это именно тот случай, когда тебя пугают не резким появлением чего-либо на экране и не громкими звуками, а леденящей душу атмосферой пустынной космической станции, отдалённым гулом непонятного происхождения, шорохами в вентиляционных шахтах, тенью на стене.
По большей части страшно просто от ощущения тотального одиночества главной героини и чувства неизвестности, но когда появляется ксеноморф – ужас приобретает физические очертания. В заголовке этого обзора я не просто так упомянул маленький кирпичный заводик, так как во время прохождения игры кирпичи из некоторых игроков будут сыпаться целыми поддонами.
Звук в игре просто отлично поддерживает всю эту атмосферу. Я уже писал выше, что сам ксеноморф издаёт огромное количество разных звуков, изучив которые, вы сможете не глядя на него, определять, чем же он там занят. Эмбиент-шумы играют ничуть не менее важную роль в общей картине.
По ходу прохождения ты становишься с космической станцией единым целым. Ты чувствуешь её, словно она является продолжением тебя самого. И звук во многом активно этому содействует. Музыка в игре встречается нечасто, и, как правило, играет из различных динамиков, кассетных магнитофонов или по радио. Но даже музыка в этой игре подобрана просто великолепно и крайне уместно для тех моментов, в которые она звучит.
Во многом звук, как и визуальный стиль игры, перекликается с оригинальной кинокартиной. Вы без труда узнаете практически все звуковые эффекты, если хотя бы однажды видели фильм. И это, уважаемые читатели, просто прекрасно. Подобное внимание к деталям со стороны создателей игры – достойно восхищения.
Итоги
Игра, вне всяких сомнений, исключительно великолепная. Если вы любите ксеноморфов Гигера, оригинальную кинокартину Ридли Скотта, да и просто игры-ужастики или научную фантастику, то Alien: Isolation окажется для вас настоящим открытием. Можно смело сказать, что эта игра вдохнула новую жизнь во франшизу после не очень успешных Aliens vs. Predator. Учитывая, что сам Ридли Скотт в данный момент планирует съёмки второй части своего «Прометея», в котором не будет даже намёка на ксеноморфов, эта игра станет для вас ностальгической дверцей в прошлое, где безжалостные инопланетные твари рвали в клочья всех, кто встанет у них на пути.
Плюсы
- Атмосфера оригинального фильма «Чужой» была воссоздана просто идеально.
- Ксеноморф умён, хитёр и беспощаден – именно таким он и должен быть.
- Игровой процесс быстро затягивает и от него крайне сложно оторваться.
- Красивая кинематографическая картинка с кучей впечатляющих спецэффектов.
- Отличный звуковой ряд и музыка.
- Игра действительно может напугать игроков до дрожи в коленках.
- Первая игра по франшизе Alien за много лет, за которую действительно не стыдно.
Минусы
- Чрезвычайно высокая сложность может оттолкнуть некоторых игроков.
- Модели игровых персонажей и их лица могли бы быть анимированы чуть лучше.
- Мелкие баги, которые никак не влияют на качество игрового процесса.
Моя личная оценка игре – 10 из 10. И ставить столь высокую оценку мне как никогда легко, так как игра действительно заслуживает этого. Вердикт один: играть в обязательном порядке, а также рассказывать об игре всем друзьям, родственникам и знакомым.
Выражаю благодарность компании «СофтКлаб» за предоставленную для обзора версию игры.
Нет комментарий