Насколько человечными должны быть роботы-друзья, которые будут жить в наших домах?

Каким был бы ваш идеальный робот? Который мог бы спеленать ребенка и рассказать ему сказку на ночь? Или вам не помешал бы дворецкий, который может отполировать столовое серебро и замешать идеальный коктейль? Или вам нужен товарищ, пусть и роботизированный? Конечно, некоторые считают роботов возможной будущей заменой сиделкам. Но тех, кто делает роботов, интересует следующее: насколько человечными должны быть эти будущие роботы-товарищи?

Робот-компаньон должен обеспечивать полезное содействие в социально приемлемой форме. Это означает, что первая задача робота-компаньона — помогать людям. Роботы-спутники разрабатываются в первую очередь для людей с особыми потребностями, вроде пожилых, аутистов или инвалидов. Роботы должны помогать в конкретной среде: дома или в больнице.

В начале 20 века, одной из первых технологий, разработанных для помощи в домашнем быту, был пылесос. С тех пор технологии преобразовали дом. Сегодня у нас даже роботы-повара имеются. Шеф-робот, разработанный Moley Robotics, принес компании победу в Asia Consumer Electronics Show в 2015 году. Заявляют, что робот может приготовить 2000 различных блюд.

Pepper, новейший робот Aldebaran Robotics, тоже хороший пример человекоподобного робота-компаньона. Он может определять настроение человека по выражению лица и общаться с людьми, а также содействовать в принятии выбора. Pepper может адаптировать свое поведение в зависимости от настроения человека, то есть, по сути, заботится о людях. На данный момент только научно-исследовательские институты и жители Японии могут приобрести робота Pepper по цене примерно в 10 000 долларов.

Роботы-компаньоны могут быть и в форме животных. Paro — это роботизированный тюлень, разработанный для компании пожилым людям. Правда, позаботиться о вас он не сможет, только поддержать морально.

Иногда люди привязываются к роботам, изначально не предназначавшимся для дружбы. Взять, к примеру, Roomba, умный пылесос. Ча-Янг Сунг и его коллеги из Технологического института Джорджии обнаружили, что люди стараются быть более аккуратными, чтобы робот-пылесос работал бесперебойно.

Несмотря на то, что многие роботы проявляют инициативу в некоторой форме и поощряют людей взаимодействовать с ними, многие из них скорее отвечают, чем начинают общение — другими словами, робот ждет человеческого запроса, прежде чем действовать.

Благодаря прогрессу в области искусственного интеллекта и технологий, теперь мы можем разрабатывать более умные системы, способные в большей степени вести себя по-человечески. В прошлом году представили Nadine, робота-регистратора, Янъян, робота-певца, и Аико Чихира, робота, который может общаться на языке жестов.

Хотя для измерения искусственного интеллекта, для определения его «человечности», используется популярный и спорный тест Тьюринга, у роботов все сложнее, поскольку роботы тоже должны действовать разумно. И стандартизованного теста, определяющего, насколько робот человечен, пока нет. Но в будущем он может появиться. Пока все разработчики роботов сходятся во мнении, что робот должен демонстрировать некоторую социальную осведомленность и индивидуальность, а также быть способным понимать и распознавать речь и эмоции людей.

Но разве мы хотим наделить роботов более выраженной личностью и позволить им проявлять инициативу? Чтобы они были совсем похожи на нас? Некоторые думают, что да. Если бы умные пылесосы могли находить спящего человека среди прочих объектов, как минимум одна невезучая дама из Южной Кореи не обнаружила бы свои волосы засосанными в пылесос.

Но другие могут возразить, что было бы опасно давать роботам слишком много мозгов. А что касается инициативы, мы до сих пор не знаем, к каким последствиям это может привести. В научном сообществе до сих пор спорят, должен ли робот иметь чувства или самосознание. В любом случае, хотя мы существенно продвинулись в создании искусственного интеллекта, способного выполнять конкретную задачу, нам еще далеко до ИИ, который будет обладать интеллектом хотя бы человеческого уровня.

В настоящее время, роботы-спутники сосредоточены на завязке отношений, либо на выполнении определенного действия. Jibo, например, это социальный робот, который может говорить, заказывать еду, напоминать вам о задачах или фотографировать. Roomba, с другой стороны, это умный, но в большей степени функциональный пылесос.

Все сводится к тому, чтобы найти равновесие между выполнением задачи и отношением человека. Чем спокойнее человек относится к роботу, тем больше инициативы он от него ожидает и тем охотнее делегирует ему задачи. В исследовании уровней инициативы, которую люди ожидают от роботов, участники могли выбирать между ручной активацией робота-уборщика, активацией робота по инструкции или же активацией его по собственному желанию, когда нужно прибраться. Выяснилось, что большинство людей хочет, чтобы робот выполнял свое задание без спроса.

Этот парадоксальный результат можно объяснить тем фактом, что люди сейчас больше привыкли к использованию технологий — от компьютеров и смартфонов до умной бытовой техники — действующих полуавтономно. Разумные роботы-компаньоны это лишь очередной шаг в длительной эволюции наших отношений с технологиями.

Вполне вероятно, что в будущем мы увидим больше домашних роботов-компаньонов, которых можно настроить в соответствии с индивидуальными предпочтениями людей. И однажды такие роботы станут так же доступны и разнообразны, как телефоны сегодня.

По материалам hi-news