XXI век — самый информационный век в истории человечества. Никогда прежде мы еще не сталкивались с тем объемом информации, который на данный момент представлен не только в мировой сети, но и в более традиционных источниках: книгах, журналах и газетах. Однако несмотря на всеобщую доступность любого типа информации, человечество читает все меньше из-за банальной нехватки времени. Для того, чтобы хоть как-то скрасить столь удручающую тенденцию, были придуманы различные способы скорочтения, позволяющие нам получать информацию из печатных источников гораздо быстрее, чем прежде. Однако действительно ли они работают?
Помогают ли методы скорочтения?
Хотя огромное количество современной рекламы повсеместно призывает нас к покупке того или иного вебинара по скорочтению, ученые утверждают, что увеличение скорости получения информации из печатных источников более чем в 3 раза попросту невозможно.
Чтение — довольно сложная для мозга задача, требующая концентрации и возможности интерпретации поступающей информации. Для того, чтобы прочесть данный текст, вашему организму необходимо скоординировать сразу несколько психических систем. Так, вы должны сначала увидеть слово, распознать его и уловить необходимое значение, затем связать его с остальной частью предложения и более широким окружающим контекстом.
Иногда сбой в процессе чтения требует, чтобы вы вернулись и перечитали необходимый отрезок заново. Несмотря на то, что в реальной жизни все это происходит очень быстро (опытный читатель может прочитать от 200 до 300 слов в минуту), ускорить этот процесс с сохранением точности практически невозможно.
Впервые о скорочтении заговорили еще в 1959 году, когда Эвелин Вуд представила первую программу по увеличению скорости чтения. Книга стала настолько популярна, что президенты США Картер, Никсон и Кеннеди отправляли своих ближайших подчиненных прямиком на популярные курсы. Действительно, считавшаяся уникальной, техника Вуд учила людей читать целые отрывки сразу, в то время как другие подходы подразумевали несколько иные способы, например, при помощи сканирования текста по зигзагообразному образцу. Ученые считают, что наши глаза в это время совершают абсолютно бесполезные движения, никак не связанные с процессом восприятия информации.
Исследования показывают, что острота зрения концентрируется на относительно небольшой области воспринимаемой информации, что делает невозможным анализ и чтение больших объемов текста одновременно. Понимание прочитанного — это способность распознавать слова, поэтому корректировка движений глаз, вероятно, не поможет вам читать быстрее. Из-за того, что наш мозг воспринимает информацию упорядоченно, зигзагообразный рисунок текста, скорее всего, только ухудшит чтение и ваше зрение, так и не дав вам возможность получить новые знания.
В последние годы многие авторы методик скорочтения утверждали, что они могут помочь увеличить скорость чтения, не подвергая вас никакому обучению. Так, некоторые мобильные приложения научились отображать текст только по одному слову за раз, один за другим с определенной скоростью. Таким образом, ваши глаза вынуждены сосредоточиться на слове перед вами. Но опять же, глаза иногда должны вернуться назад и перечитать слова, чтобы полностью понять текст. И хотя глаза могут фокусироваться только на небольшой области, исследования показали, что ваши органы зрения способны улавливать важную информацию за пределами слова в фокусе — то, что просто невозможно сделать, если вы начнете читать только одно слово за раз.
Конечно, скорость чтения сильно зависит от множества факторов. Так, из-за определенных физических и психических особенностей, некоторые люди оказываются более быстрыми читателями по сравнению с остальными. Те, кто обладает лучшей рабочей памятью или умением быстрее обрабатывать информацию, способны распознавать до 600 знаков в минуту. Однако все утверждения о том, что люди могут удвоить или даже утроить свою скорость чтения, представляются исследователям весьма сомнительными. Исследования показали, что большинство техник скорочтения не дает возможности полностью понять и правильно воспринять тот или иной материал.
Нет комментарий