Компания Hyperloop One, она же Virgin Hyperloop, объявила о своем закрытии. Она распродает активы, уволила сотрудников и закрыла офисы. Это значит, что футуристическая транспортная система, которую рекламировал Илон Маск, не будет реализована. Проект просуществовал 10 лет, и за это время инженерам удалось добиться серьезного прогресса — были созданы опытные образцы и даже проведены их испытания. Максимальная скорость, которой удалось достичь, составила 450—460 км/ч. Изначально планировалось, что первая коммерческая линия будет построена уже к 2022 году.

Hyperloop One закрыла проект — что произошло с транспортом будущего?

Проект Hyperloop навсегда останется несбыточной мечтой Илона Маска

Hyperloop One — громкий, но неудачный проект

Идея вакуумного поезда далеко не новая. Впервые она была придумана еще в 1904 году американским ученым Робертом Годдардом. В России проект поездов в вакууме был предложен ученым Борисом Вейнбергом в 1911 году. Поезд приводился в движение при помощи “электромагнитной пушки” и мог разгоняться теоретически до 800—1000 км/ч. Ученый даже провел опыты в Томском технологическом институте по перемещению капсулы в трубе. Однако работа над проектом была завершена из-за Первой мировой войны.

Спустя 100 лет, а именно в 2013 году, началась работа над концепцией Hyperloop. Согласно задумке, люди должны были максимально быстро перемещаться между городами в практически безвоздушных трубах. Транспортная система гиперлуп выглядела футуристической и напоминала транспорт из фантастических фильмов.

Hyperloop One закрыла проект — что произошло с транспортом будущего?

Идея безвакуумного поезда появилась более чем за 100 лет до Hyperloop

К работе над проектом Илон Маск привлек инженеров из других своих компаний — SpaceX и Tesla. В 2013 году компания анонсировала свой проект, и он сразу же привлек огромный интерес к технологии. В документе, который опубликовала Hyperloop One, говорится, что новый вид транспорта будет быстрым и недорогим для людей и товаров.

Сама компания Hyperloop Technologies была создана Илоном Маском в 2014 году. Затем в 2016 г. она сменила название на Hyperloop One, а после того, как стартап приобрела компания Ричарда Брэнсона, название изменилось на Virgin Hyperloop One.

Принцип работы транспортной системы гиперлуп

Система Hyperloop состоит из трубы с низким давлением, внутри которой перемещаются капсулы на воздушной подушке. В воздушную подушку подается сжатый воздух, в результате чего возникает аэродинамическая подъемная сила. Для этого внутри капсулы находится вентилятор с компрессором. Ускорение капсулы осуществляется за счет магнитных линейных ускорителей, закрепленных вдоль трубы на определенном расстоянии.

Hyperloop One закрыла проект — что произошло с транспортом будущего?

Схема устройства капсулы Hyperloop

Инженеры пришли к выводу, что не имеет смысла обеспечивать полный вакуум в трубе. Чтобы избежать сопротивления, достаточно поддержания форвакуума, а именно — давления в 100 Па (одна тысячная от атмосферного давления). Поддерживать такое давление в системе можно при помощи насосов умеренной мощности. При этом достаточно толщины стенок труб в 20-25 мм. Набегающие же потоки воздуха, с которыми все равно сталкивается капсула, направляются в воздушную подушку.

Почему Hyperloop не удалось реализовать

В компанию были вложены миллионы долларов, и даже, как уже было сказано выше, удалось достичь существенного прогресса. В 2020 году даже состоялись испытания с экипажем на 500-метровой трассе. Однако технология столкнулась с рядом серьезных инженерных препятствий.

Hyperloop One закрыла проект — что произошло с транспортом будущего?

Экспериментальная трасса для испытаний Hyperloop

В 2022 году компания объявила о серьезном изменении стратегии, заявив, что сосредоточится на перевозке грузов, а не пассажиров. Вместе с тем последовала серия сокращений рабочих мест, и Ричард Брэнсон даже продал долю Virgin в проекте, вернув при этом название компании на Hyperloop One. Однако отказом от пассажирских перевозок была перечеркнута главная идея, которая была заложена в проект на старте его разработки. Перевозка же товаров выглядит не настолько привлекательной для разработки сложнейшего и затратного проекта.

В результате, несмотря на то, что Hyperloop изначально привлек внимание крупнейших мировых технологических инвесторов, в конечном итоге компания потеряла потенциальный источник финансирования. Общественный интерес к идее пропал, о чем сообщали сами представители Hyperloop One. Отсутствие инвестиций и сложность реализации в конечном итоге привели к тому, что от реализации проекта было решено отказаться.

Возможно, Hyperloop One просто сильно опередила свое время, а может проект оказался слишком амбициозным. В любом случае, в конечном итоге он превратился в несбыточную мечту Илона Маска.

По материалам hi-news