Видеоигры не только способствуют развитию зрительного восприятия. Они могут также повысить обучаемость мозга. Геймеры демонстрируют повышенную консолидацию памяти на зрительных задачах по сравнению с теми, кто не увлечен видеоиграми. Многие исследования показывают, что с задачами, в которых задействовано зрение, геймеры справляются лучше остальных. Новое небольшое исследование Университета Брауна показывает, что у геймеров несколько повышаются когнитивные способности. Не только зрительная память становится сильнее, но и способности к обучению тоже увеличиваются. В Южной Корее даже учат на геймеров в университете.
Результаты исследования были опубликованы журналом PLoS ONE, на который ссылается ресурс ScienceDaily. Ведущий исследователь, ассоциированный профессор в области когнитивных, лингвистических и психологических наук Юка Сасаки отмечает:
Изучая перцептивное обучение (обучение через восприятие) мы всегда исключаем людей, которые много играют в видеоигры, поскольку у них, похоже, иной зрительный процесс. Они быстрее и точнее. Но они могут быть в экспертной категории по зрительному процессу. Мы временами видим, как эксперт-атлет может запоминать движения очень быстро и точно, а музыкант способен очень красиво играть на фортепьяно с первого быстрого взгляда на ноты, так, может быть, зрительный процесс тоже выделяет. Может быть, они могут обучаться более эффективно и быстро в результате тренировок.
Видеоигры стали важной частью популярной культуры, повысив важность того влияния, которые они оказывают на человека, его производительность и способности к обучению.
За последние 20 лет видеоигры из малозначимого развлечения успели превратиться в серьезное хобби. Видеогры даже стали своего рода видом спорта. Поскольку многие люди в современном мире увлечены видеограми, необходимо понимать, как они влияют на мозг.
В исследовании принимали участие девять геймеров и контрольная группа из девяти человек, которые играют нечасто, если вообще играют. В течение двух дней им ставили визуальные задачи. Им показывали экранную «текстуру», на которой всего на секунду показывался фрагмент, отличающийся от основной текстуры. Задача участников исследования состояла в том, чтобы быстро определить, где именно появилось несоответствие в узоре.
Перед проведением исследования все участники исследования тренировались выполнять вторую задачу, но этого оказалось недостаточно. Только в том случае, если у человека было достаточно времени на то, чтобы научиться «консолидировать» свое сознание, задача будет выполняться точнее. Геймеры справляются с этой задаче быстрее. Вторая задача была похожа на первую. Просто в одном случае текстура была горизонтальной, а во втором — вертикальной.
В первый день участники исследования тренировались в выполнении — в случайном порядке — двух вышерассмотренных заданий. На следующий день задача была прежней и вновь в случайном порядке. Исследователи оценивали то, как улучшились способности справляться с поставленными задачами. Участникам исследования на миллисекунды сокращали время, в течение которого требовалось определить тот участок, на котором проявился не соответствующий общему узору фрагмент — горизонтальный в вертикальной текстуре или, наоборот, вертикальный — в горизонтальной. При этом требования к точности оставались прежними.
Исследователи выяснили, что геймеры повысили свою производительность на обеих задачах. Что же касается тех людей, которые играми не увлекаются, то они улучшили свои результаты на второй задаче, выполнять которую они тренировались. Результаты при выполнении первой задачи не улучшились. Изученность второй задачи мешала обучению выполнения первой.
Геймеры повысили совокупный показатель скорости и точности примерно на 15% для второй задачи и на 11% — для первой. Те пользователи, которые не питают интереса к видеоиграм, на второй задаче повысили показатель на те же 15% (в среднем), но показали значительно более низкие способности к обучению первой задачи «на ходу». Прирост показателя составил всего примерно 5%.
Юка Сасаки отмечает, что точный нервный механизм перцептивного обучения неизвестен, но исследование показывает, что у геймеров процесс освоения новых визуальных задач работает более эффективно, чем у тех, для кого видеоигры не играют значимой роли. Ведь геймеры годами тренируются взаимодействовать с быстро сменяющими друг друга движущимися картинками.
Чтобы проверить правильность сделанных выводов, потребуются дополнительные исследования. Дело в том, что исследование не отвечает на важный вопрос о первопричине. Быть может, это не видеоигры столь благотворно влияют на мозг человека, а просто люди с врожденными качествами повышенной обучаемости визуальным задачам чаще становятся геймерами.
Кроме того, в группах наблюдался гендерный дисбаланс. Почти все принимавшие участие в исследовании геймеры — мужчины. Почти все в группе не увлеченных играми — женщины. Но исследователи отмечают, что гендерные отличия в отношении перцептивного обучения не были найдены ими в литературе. В любом случае, результаты данного исследования дают лишь информацию для размышления и не более того. Из них не следует ни польза, ни вред видеоигр. Каждый сам определяет, проводить ли ему свое свободное время у монитора.
Ранее ученые уже отмечали, что видеоигры повышают объем серого вещества головного мозга. При этом ночью лучше отдыхать, а не проводить время у экрана.
В настоящее время многие люди рассматривают видеоигры в качестве пустой траты времени. Как вы считаете, повышают ли видеоигры способности к обучению? Оказывают ли другое благотворное влияние на человека? Или никакой пользы от них нет и быть не может?
Нет комментарий