Сервис передового такси недавно получил $3,5 млрд. стратегических инвестиций от властей Саудовской Аравии и планирует существенно расшириться. Проходить IPO гендиректор Тревис Каланик (Travis Kalanick) не собирается – взять контроль над Uber через скупку акций не получится. А на прямое поглощение потребуется порядка $80 млрд. и цена растет с каждым кварталом.

Должна ли Apple покупать Uber?

Компанию Uber нередко именуют «единорогом Силиконовой долины», чудесным и невозможным явлением. Простой и наглый стартап за считанные годы превратился в компанию с капитализацией в $62,5 млрд. Только в этом году на свое развитие Uber потратит не менее $11 млрд., пробуждая нервный тик у конкурентов. Руководство компании тщательно подходит к выбору инвесторов и на кабальные условия не соглашается. Наоборот, это чиновники высокого уровня, вроде боссов Саудовского суверенного фонда благосостояния страны стремятся вложить деньги в сервис, который прославился во многих странах мира.

ПО ТЕМЕ: Полезная функция Напоминаний в iPhone, если у вас есть автомобиль.

Должна ли Apple покупать Uber?

Купить Uber и решить проблемы с амбициозным «единорожкой» на корню? Почему бы и нет, но чтобы предложение стало безотказным, придется заплатить $80 млрд. и больше. У Tesla всего-навсего 30 миллиардов долларов, у General Motors – лишь $46 млрд., а Ford располагает $52 млрд. Компаниям побогаче Uber дорогу не переходит, сервис не конкурент IT-гигантам знаменитой долины. Bзгляд падает только на Apple – у нее есть и $200 млрд. наличных и ликвидных активов, и настойчивое желание войти в автомобильный бизнес, пусть и не афишируемое до поры до времени. Но почему купертиновцам стоит поторопиться с этой сделкой именно сейчас?

 

Нет своих надежных идей – воспользуйся чужой

Должна ли Apple покупать Uber?

Может, Apple конструирует электромобиль, а может и нет, никто доподлинно не знает. У компании есть конкретный, проиллюстрированный интерес к этой области, но официально дальше разработки бортовых систем CarPlay дело пока не продвинулось. Точнее, так было до последнего визита Тима Кука в Китай, частью которого стал неожиданный для прессы контракт на $1 млрд. с компанией Didi Chuxing. Это тот же Uber, его прямой конкурент, но с местным колоритом, крупнейшая служба такси Поднебесной.

Зачем Apple тратить такие деньги на другом конце света? Например, потому что дома, в Америке, это уже бессмысленно, а у Didi Chuxing есть реальный шанс вытеснить и Uber, и аналогичные сервисы с китайского рынка. А это не столько заработок колоссальных денег, сколько формирование гигантской пользовательской базы из числа потребителей, дружелюбных к цифровым технологиям. Естественно, что купертиновцы хотели бы получить доступ к такой базе, да еще и на льготных условиях. Но есть и еще одно мнение.

ПО ТЕМЕ: Бизнес по-американски — автомобили-спальни для сотрудников IT-гигантов.

Должна ли Apple покупать Uber?

Uber де-факто заставил многих переосмыслить понятия «мобильность», «необходимость в транспорте». Зачем строить или покупать автомобиль, если его можно арендовать на одну целевую поездку? Вместо брелока с ключами и головной боли о ТО, парковке и гвоздях на дороге – iPhone и небольшое приложение. Это реализовать несравнимо проще, чем пытаться догнать хотя бы ту же Tesla, которая делает электромобили уже который год. Или Google с ее системой автономного вождения, совершенствуемой много лет подряд. Если Apple сможет приобрести Uber, она сходу получает успешный бизнес с обширной клиентурой, которую затем соблазнит пересесть на свой собственный автомобиль – когда надумает его доделать.

 

Uber нуждается в финансовой помощи

Должна ли Apple покупать Uber?

«Волшебным единорогом» сервис обзывают только в пределах Силиконовой долины, а в мире в целом дела у него идут не очень. Конкуренты опомнились и теперь давят со всех стороны, причем в их числе есть крупные профсоюзы, правительства некоторых держав и просто разозленные таксисты, способные физически расправится с участниками проекта. Поставить палки в колеса в самом прямом смысле – уж точно. Uber и много зарабатывает, и очень много тратит, чтобы минимизировать или компенсировать эти риски, поэтому деньги компании нужны всегда и большие.

То, что инвесторы вкладывают в Uber миллиарды, не означает, что другим ничего не достается. Помимо инвестиций Apple в Китае из недавних событий можно вспомнить $500 млн. для Lyft от GM. Деньги перепадают и другим региональным структурам, поэтому конечная цель проекта по доминированию в сфере такси во всем мире сегодня выглядит еще более призрачной, чем на старте, когда у Uber не было почти ничего. Не будет средств – вскоре неизбежно наступит рецессия и на репутации быстрорастущего, привлекательного для инвесторов сервиса придется поставить крест.

А может, события будут развиваться еще более трагически для гордости мистера Каланика. Тут уместно вспомнить историю Tesla, которую в 2008 году уже знали во всем мире и тоже величали «чудесной единорожкой». Но к концу того же года компания очутилась в шаге от банкротства и если бы не талант Илона Маска вытягивать щедрые кредиты у правительственных структур США, не ездили бы сегодня по дорогам Калифорнищины сотни электромобилей. Однако и эти деньги закончились довольно быстро, поэтому Tesla частично «продалась» Toyota и Daimler в 2010-ом. Позже, после IPO, они неплохо заработали на продаже своих долей.

А Apple известна как компания, которая находится в Америке, но налоги платит в Ирландии и успешно отбивается и от атак финансовых регуляторов, и от ФБР, и от политиканов. Вот такой старший брат, да еще и щедрый, Uber и нужен – чтобы подсобил не только деньгами, но и дельным советом. Помог стремящемуся к пику своего развития проекту сбалансировать его экономическую составляющую, что при нынешним масштабах такси уже архитрудная задача, для профессионалов. Но среди купертиновцев таких немало и они могли бы стать спасителями Uber. Меркантильными спасителями, разумеется.

 

Next Big Thing

Должна ли Apple покупать Uber?

Проект Apple Watch этого звания не оправдал, про Apple Music вспоминают не чаще, чем про Spotify, «умное телевидение» под вопросом. У компании есть грандиозные шансы стать героем всего человечества с платформами HealthKit, ResearchKit и CareKit, но в отдаленном будущем. А народу, широким пользовательским массам, нужен понятный продукт для постоянного потребления и желательно к очередной осени. Как iPhone, при помощи которых, к слову, ежедневно вызывается очень солидная часть таксопарка Uber. Плюс вопрос цены – мощные Mac Pro покупают гораздо реже, чем демократичные MacBook, а сколько будет стоить электромобиль Apple, когда он появится, даже задумываться грустно.

Слияние с Uber – это потенциальное «Next Big Thing», а так как в выражении нет слова «new», то и краснеть, придумывая оправдания, не придется. Не плагиат, но развитие великой концепции, проекта мирового уровня, который близок к зениту славы и последующему неизбежному скатыванию в финансовую пропасть. И если одна легендарная компания окажет содействие другой легенде, это поменяет устои в Силиконовой долине. До недавнего времени вместо руки помощи почти всегда протягивались когти стервятника – взять хотя бы сделку Microsoft и Nokia, недавно завершившуюся фактической ликвидацией финского бренда. Apple стала все чаще подчеркивать готовность покупать другие компании и сейчас, пока цена вопроса всего $80 млрд. и никто не обвинит в насильственном поглощении, Uber впору стать новым департаментом в Купертино.

По материалам yablyk