В январе далекого 2001-го года Стив Джобс дал старт настоящей революции, запустил то, что впоследствии назовут одним из главных детищ Apple.
Слова о революции – почти прямое цитирование незабвенного Стива. Тогда, пятнадцать лет назад, улицы Сан-Франциско заливал противный, холодный дождь, а посетители Macworld Expo позевывали от скуки, слушая рассуждения лекторов о коммутации регистров и цифровых концентраторах. Затем на сцену поднялся Джобс и заговорил о музыке. О том, как пользователи устали от тирании лейблов, почему люди не хотят довольствоваться шаблонными коммерческими сборниками на CD и составляют собственные плейлисты, игнорируют традиционные носители и все больше тяготеют к музыке в цифровом формате. А также о том, что скромной Apple явно не по силам тягаться с лидерами данной отрасли и вместо игры в догонялки он собирается просто перепрыгнуть через препятствие. Стив Джобс отлично осознавал, о чем говорит – в отличие от несколько ошарашенной публики.
Год за годом – становление iTunes
Менее чем через год после запуска базового сервиса у него появился надежный и неизменный компаньон – в октябре того же 2001-го года мир увидел первый плеер iPod.
Гаджет был в прямом смысле создан для сервиса, а iTunes обновили до версии 2.0, чтобы добиться лучшей взаимной совместимости. Дальнейшее развитие шло по пути расширения спектра услуг – в iTunes третьего поколения добавилась поддержка аудио-книг с портала Audible.com и появились «умные плейлисты».
В апреле 2003-го года запускается iTunes Music Store, полноценный онлайн-магазин для торговли цифровым контентом. Параллельно добавляется поддержка кодека AAC и выходит то, что Джобс провокационно окрестил «лучшей программой для Windows из когда-либо написанных» – полноценный клиент iTunes для этой платформы. Apple разворачивает наступление на всех фронтах, наращивает ассортимент магазина до 200 000 композиций и буквально через неделю рапортует о том, что количество закачек перевалило за миллион. К июню того же года продажи iPod уже стали измеряться сотнями тысяч – характерные белые наушники становятся частью городского пейзажа, а мир захлестывает мода на индивидуальные музыкальные плейлисты.
Комбинация iPod и iTunes оказалась невероятно популярна, но это лишь вершина айсберга, видимая всеми сторона дела. Аналитики же проводили параллели с событиями начала 80-х гг., когда портативные плееры с наушниками от Walkman буквально открыли для людей возможность гулять «с музыкой в кармане». Да что там ходить – для многих стала немыслима сама жизнь без постоянного музыкального сопровождения. Но теперь уже в цифровом формате.
С переходом к 4-ой версии сервиса начинается внедрение AirTunes, предшественника нынешней потоковой системы передачи данных AirDrop.
В июне 2005-го года появляется поддержка подкастов, причем соответствующий раздел в iTunes Music Store заполняется буквально на глазах, что немало поспособствовало развитию данного направления медиа-культуры. 5-ая и 6-ая версии iTunes не привнесли ничего особо нового – купертиновцы занимались обкаткой старых решений и устраняли шероховатости в работе сервиса. Но уже iTunes 7 радует пользователей ворохом новшеств, в числе которых оказались игры, возможность просмотра видео, непрерывное воспроизведение, ныне отправленная на пенсию функция Cover Flow и долгожданная поддержка Apple TV.
Прогресс iTunes является своего рода зеркальным отражением, визуализацией развития всей цифровой медиа-индустрии. От банальных «tunes» (мелодий) дело перешло к работе с изображениями, затем настал черед видео-контента, со временем сервисы доросли до возможности запуска полноценных приложений. Параллельно трансформировалось понятие «компьютера» – мобильные гаджеты вытесняли настольные системы, неумолимо приближая эпоху смартфонов. Что касается Apple, то компания буквально расцвела и преобразилась, целиком погрузившись в продвижение iPod, расширение iTunes и увеличение своего влияния в музыкальном бизнесе. На прочие продукты был навешан ярлык «вторично» – купертиновцев слабо интересовали потуги конкурентов по IT-сфере.
Год 2007-ой, с точки зрения подавляющего большинства историков, это «год первого iPhone». Справедливости ради – поначалу смартфон был лишь иждивенцем, небольшим дополнением к империи iTunes, которая к тому моменту как раз достигла пика своего развития.
Полная поддержка всего многочисленного семейства iPod, совместимость с десктопами и Apple TV, развитая сеть источников контента, отлаженная работа онлайн-магазина, ставшего «альма-матер» для новообразованного App Store. Сервис превратился в универсальный, с почти исчерпывающими возможностями, портал для доступа к медийному контенту. В версиях 8 и 9 он уже не претерпевал существенных изменений – Apple добилась желаемого и спокойно, с максимальным КПД эксплуатировала свое детище.
Время трудностей
«Они слишком запутаны. Их трудно осваивать и неудобно потом использовать». Безжалостная, яркая характеристика, данная Стивом Джобсом приложениям для работы с музыкой, предшествовавших появлению iTunes. Сервис был призван искоренить существовавшие проблемы, но годы спустя сам все чаще стал удостаиваться подобных оценок. Новаторский, радикальный подход сменила жадная тактика прожженных маркетологов – чего стоит хотя бы система iTunes MiniStore, которая отнюдь не помогала быстрее отыскать желанные треки, а лишь провоцировала пользователя лишний раз потратиться в магазине.
С выходом iTunes 10 появилась и сравнительно быстро канула в Лету панелька Genius, немногим дольше протянул эксперимент с системой Ping, амбициозно окрещенной «социальной сетью для меломанов».
В 2011-ом году iTunes Match начинает распространяться в Канаде и Австралии, сам же сервис недвусмысленно тяготеет к тесной интеграции с облаком iCloud. Мнение пользователей спрашивать не стали – путаница с интерфейсом и череда исправлений растянулась на два долгих года. И с появлением iTunes 12 в 2014-ом году просветление не наступило, изобилие возможностей и функций буквально загоняет рядового визитера в лабиринт, большинство выходов из которого ведут на торговую площадку.
Отчасти подобная политика купертиновцев стала более понятной после запуска Apple Music – старый, развитый сервис в который раз использовали в роли тягловой силы для быстрого продвижения новшества. И тем, кто просто ищет музыку, которую так любил и уважал Стив Джобс, теперь предложен новый, прямой путь. iTunes же из некогда революционного начинания все больше превращается в концентратор контента, эдакий глобальный магазин, представительство Apple в медиа-сфере и один из весомых инструментов получения дохода.
Это здорово нервирует конкурентов – отчасти с подачи Apple каждый мало-мальски амбициозный бренд стал обзаводиться аналогичными сервисами распространения контента имени себя. Медиа-индустрия так и не обрела обещанной свободы от тирании лейблов, просто приоритетным направлением для продвижения любой продукции бесповоротно стало именно цифровое пространство. Пользователь по-прежнему позиционируется не как друг и желанный гость, а недоверчивый потребитель, которого нужно за ручку провести к прилавку, не давая сбиться с заботливо вымощенного пути. Раньше большинство посетителей iTunes интересовали вопросы составления музыкальных коллекций и творческой организации медиатек, сегодня – как обойти ограничение, отыскать альтернативное решение навязываемой функции. Это стало нормой, но надежда на перемены не угасла, ведь еще памятны слова, которыми сопровождался запуск первой версии iTunes.
«iTunes намного опережает любой существующий музыкальный сервис. И мы верим, что его радикально оптимизированный пользовательский интерфейс поможет вовлечь в революционное преображение цифровой музыки множество новых лиц».
Быть может, время новых реформ уже не за горами?
Нет комментарий