[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

2013 год является очень важным для всех без исключения поклонников видеоигр. Ведь именно в этом году произойдёт переход от седьмого поколения игровых консолей к следующему — восьмому. Sony Playstation 3 и Xbox 360 наконец уйдут на заслуженный покой, а на смену им уже в ноябре подоспеют Playstation 4 и Xbox One. Давайте подробнее рассмотрим каждую из этих консолей в отдельности, поговорим про их плюсы, минусы, а также о сервисах, которые они способны предложить пользователям.

Как развивались события

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

Для начала вспомним, с чего всё начиналось. В предыдущем поколении Microsoft сделали ход конём и представили Xbox 360 на год раньше Sony с их Playstation 3. Это дало редмондской компании огромное преимущество и позволило пошатнуть позиции конкурента, который безраздельно властвовал на рынке с Playstation 2. Выход Playstation 3 сопровождался многочисленными сложностями, в том числе и довольно высокой ценой в 599 $ . В результате Microsoft, имеющая большую фору, более низкую цену и довольно сильную игровую линейку, заняла лидирующие позиции на территории США. За Sony же остались европейские территории и Япония, где американскую игровую консоль не воспринимали всерьёз в принципе. Таков японский менталитет — отвергать всё западное и поддерживать местных производителей.

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

На этот раз всё вышло несколько иначе. Руководитель Sony Каз Хираи публично объявил , что они не будут анонсировать свою новую игровую консоль раньше, чем это сделает Microsoft. И буквально через месяц, в феврале 2013-го Sony устроили мероприятие Playstation Meeting, на котором представили игровую платформу Playstation 4 и своё видение последующего развития игровой индустрии. Что интересно, на мероприятии были продемонстрированы игры для PS4, игровой контроллер Dualshock 4, раскрыты технические характеристики новой консоли, но финальный дизайн Playstation 4 людям так и не показали, оставив своеобразную интригу. Microsoft никак не ожидали такого хода со стороны главного конкурента, ведь они обещали не спешить с анонсом следующей консоли. Редмондская компания просто не готова была что-либо продемонстрировать публике, поэтому судорожно начала готовить свою собственную презентацию.

В мае 2013 года Microsoft провели своё собственное мероприятие на территории кампуса компании в Редмонде, где всему миру впервые была показана Xbox One, а также несколько игр для неё. Здесь нужно отметить, что мероприятие вызвало волну негодования среди геймеров по всему миру. Ещё бы, ведь Microsoft запрещала делиться игровыми дисками с друзьями, перепродавать и покупать их в специализированных магазинах, а что самое страшное — заставляла пользователей постоянно быть подключенными к серверам Xbox Live. Другими словами, если ты хотя бы 1 раз в день не отметишься в онлайне, то попросту не сможешь играть даже в однопользовательские игры. Что уж говорить о том факте, что новый Kinect нельзя будет отключить, даже когда приставка находится в спящем режиме, ведь не каждому человеку придётся по душе постоянная слежка «большого брата». Да и сама консоль произвела на людей какое-то странное впечатление. Было похоже, что Microsoft продвигает её в качестве устройства для просмотра кабельного телевидения, но не как игровое устройство. На презентации столько раз прозвучало слово «TV», что в интернете можно найти шуточные музыкальные нарезки на эту тему. Название консоли Xbox One тоже вводило людей в замешательство, ведь первая игровая консоль компании — Xbox, вышедшая в далёком 2001 году, в разговорной речи называлась точно так же.

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

Все точки над i должна была расставить июньская выставка Е3, где и Sony, и Microsoft обещали раскрыть оставшиеся карты в отношении новых игровых консолей, а также назвать наконец их цены. Sony, кроме всего прочего, впервые должна была продемонстрировать миру дизайн Playstation 4.

Microsoft учли весь тот негатив, который обрушился на них в мае, и в ходе демонстрации постарались выложиться по полной. Были продемонстрированы многочисленные видеоигры от разных издательств, множество эксклюзивных проектов, в которые смогут поиграть лишь пользователи Xbox One, а слово «ТV» практически ни разу не прозвучало со сцены. Ценник на консоль Xbox One составил 499 $ США.

Презентация Sony была более размеренной, спокойной, без особых громких заявлений. Было похоже на то, что японцы после провального выступления Microsoft в мае были абсолютно уверены в своих силах. Дизайн PS4 вызвал бурю аплодисментов, так как консоль была примерно в 2 раза меньше, чем Xbox One. Политика Sony не запрещала меняться б/у-играми, продавать и покупать их, а PS4 не обязана круглосуточно быть подключённой к сети интернет. А когда была объявлена цена PS4 в размере 399 $ — зал просто взорвался овациями, многие зрители и журналисты встали со своих мест. Стодолларовая разница в цене и дружелюбная политика, безусловно, оказались теми самыми козырями, которые мгновенно сделали Sony лидером всей выставки Е3.

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

Спустя некоторое время после окончания Е3, Microsoft выступили с заявлением, что они отменяют свою «диктаторскую политику», запрещающую играть в офлайне и меняться играми друг с другом. Кроме того, они позволят игрокам отключить Kinect в любой момент. Прислушаться к критике и уступить народному мнению — это довольно серьёзный шаг со стороны такой крупной корпорации. Но было уже слишком поздно. Негативное мнение потребителей на предмет Xbox One было сформировано многочисленными публикациями в СМИ, видеороликами на YouTube и популярными блогами. Другими словами, Microsoft сами того не понимая, дали огромное преимущество своим конкурентам в лице Sony, буквально собрав всю критику игрового сообщества на себя. Что любопытно, после этой неудачи руководитель подразделения Xbox Дон Мэттрик, проработавший в компании более 6 лет и поставивший на ноги 2 первых Xbox, спешно покинул свой пост и возглавил компанию Zynga.

Итак, мы вспомнили о том, как развивались события 1 половины этого года. Пришла пора подробно рассмотреть особенности новых игровых консолей и сравнить их между собой.

Технические спецификации

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

Корпуса консолей в данный момент доступны лишь в чёрном цветовом варианте. Xbox One можно использовать лишь в горизонтальном положении. Руководство Microsoft официально объявило , что если приставку поставить вертикально – это может привести к её поломке. Playstation 4 можно ставить и вертикально, и горизонтально, в зависимости от того, как вам больше нравится. Физические размеры консолей сразу бросаются в глаза: Xbox One в 2 с лишним раза больше, чем Playstation 4. Из приятных элементов дизайна можно выделить то, что на передней панели Xbox One есть светящийся белый логотип приставки, который одновременно является сенсорной кнопкой включения, а вдоль боковой поверхности Playstation 4 расположена синяя светодиодная линия, которая очень красиво выглядит в темноте. Но есть и ложка дёгтя для поклонников консолей Microsoft: блок питания у Xbox One по-прежнему внешний, и этот «кирпич» довольно внушительного размера. Японские инженеры Sony в очередной раз сотворили чудо, упрятав блок питания внутрь и без того крошечного корпуса Playstation 4.

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

В основе обеих консолей лежит 64-битный 8-ядерный (два модуля по 4 ядра) центральный процессор производства AMD на базе x86-архитектуры Jaguar. Несмотря на то, что Jaguar изначально был рассчитан на использование в ноутбуках и планшетах, не следует его недооценивать. Сам процессор был персонально переработан AMD под требования Microsoft и Sony, поэтому будет не совсем корректно считать его равным по производительности процессорам, которые устанавливаются в современные планшеты. Процессор обладает очень низким энергопотреблением, поэтому не будет перегреваться даже при пиковых нагрузках. Каждый процессор снабжён L2-кэшем объёмом 4 МБ (2×2МБ). Изначально было заявлено, что процессор обеих консолей будет работать на частоте 1.6 ГГц, но Microsoft объявили, что им удалось разогнать свой процессор на 150 МГц, и теперь Jaguar в сердце Xbox One будет работать на тактовой частоте 1.75 ГГц. Благодаря тому, что оба производителя консолей перешли на x86-архитектуру, портировать игры с PC на приставки и обратно теперь будет значительно проще и быстрее, а низкая стоимость производства таких процессоров в итоге положительно скажется на итоговой цене игровых консолей.

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

Обе консоли используют для обработки и вывода графики модифицированные GPU Radeon производства всё той же AMD. GPU Playstation 4 содержит в себе 18 вычислительных блоков (1152 графических ядер) с теоретической пиковой производительностью 1.84 TFLOPS. Графическая система Xbox One базируется на 12 вычислительных блоках (768 графических ядер) с пиковой производительностью 1.23 TFLOPS. Частота GPU обеих консолей была изначально равна 800 МГц, но Microsoft разогнали её на 53 МГц и теперь их GPU работает на частоте 853 МГц. Вообще, эти незначительные «разгоны» частоты в центральном процессоре и GPU со стороны Microsoft выглядят просто как желание быть «численно» хотя бы немного впереди своего главного конкурента, и вряд ли на деле будут означать значительную прибавку к производительности.

Консоли следующего поколения используют 256-битную шину памяти. На борту Xbox One установлено 8 ГБ памяти формата DDR3 с пропускной способностью 68.3 ГБ/с (2133 МГц). Playstation 4 в этом плане значительно превосходит своего конкурента, так как в консоли Sony используются 8 ГБ памяти формата GDDR5 с пропускной способностью 176 ГБ/с (5500 МГц). На всякий случай следует уточнить, что обе консоли используют «унифицированный пул памяти», т.е. CPU и GPU будут хранить данные в одном месте, без необходимости постоянного перетаскивания их из одной памяти в другую.

Microsoft попытались нивелировать низкую пропускную способность и частоту DDR3-памяти на своей консоли, дополнив её специальным ESRAM-модулем объёмом 32 МБ с пропускной способностью 102 ГБ/с. Но многие специалисты уже высказались скептически относительно этого излишнего усложнения структуры памяти Xbox One.

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

Обе консоли используют в качестве устройства хранения данных HDD объёмом 500 ГБ. Только в Xbox One он несъёмный, и если место на нём закончится – придётся удалять старые игры. На Playstation 4 по доброй традиции, уходящей своими корнями ещё во времена PS3, вы можете снять комплектный винчестер и заменить его более ёмким на ваш выбор.

В качестве оптических носителей обе консоли используют Blu-ray диски, а также не утратили способности воспроизводить DVD-носители. Xbox One будет требовать полной установки игры на жёсткий диск, поэтому диск в приводе будет использоваться лишь для опознания лицензионной копии игры, но игровые данные будут считываться исключительно с HDD. Скорость считывания с Blu-ray в PS4 выросла до 27 МБ/с со времён 9 МБ/с в Playstation 3.

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

Playstation 4 снабжена модулями беспроводной связи 802.11 b/g/n, гигабитным модулем Ethernet, Bluetooth 2.1, а также 2 USB 3.0 портами и специальным портом для подключения PS4 Camera. Видеосигнал консоль будет выводить через HDMI, а при желании можно подключить акустическую систему через оптический порт S/PDIF. Впервые Sony отказались от наличия аналогового вывода видео и звука в своей консоли.

Xbox One отличается лишь тем, что имеет 3 USB-порта, не использует встроенного модуля Bluetooth, а также имеет специальный HDMI-in порт для подключения кабельных и спутниковых ресиверов. Также Xbox One использует специальный формат беспроводной связи с игровыми контроллерами, который называется WiFi Direct. Он был введён специально для того, чтобы уменьшить так называемый input-lag во время игры.

Игровые контроллеры

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

По заявлениям Microsoft контроллер Xbox One содержит в себе 40 технических улучшений по сравнению с контроллером Xbox 360. Самые явные отличия: небольшой редизайн корпуса контроллера (он стал несколько меньше), наличие импульсных курков (специальные моторчики для обратной отдачи, спрятанные в курках), улучшенная d-pad крестовина, интегрированный аккумуляторный отсек (теперь отсек с батарейками не торчит с обратной стороны контроллера, как это было в Xbox 360), а также поддержка WiFi Direct (скорость отклика увеличилась на 15 %). Несмотря на перечисленные улучшения, многие очевидцы, которые уже успели ознакомиться с новым контроллером на различных игровых выставках, отзываются о нём довольно противоречиво. Да, крестовина стала более удобной, но вот верхние курки стали настолько тугими, что нажать их с первого раза получается не у всех. Да и использование сменных батареек в 2013 году – это довольно противоречивое решение со стороны инженеров Microsoft. К контроллеру можно подключить гарнитуру для общения с друзьями во время игры по Сети, а в качестве провода для подзарядки аккумуляторов (если вы купите их вместо обычных батареек) теперь используется micro-USB кабель. Кнопки Start и Back были заменены на Menu и View. Последняя, скорее всего, позволит мгновенно переключаться между игровым режимом и просмотром кабельного телевидения.

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

Контроллер Playstation 4, который по традиции был назван Dualshock 4, тоже претерпел немало функциональных изменений. Самым серьёзным нововведением стал тачпад в верхней части контроллера. Эта сенсорная панель поддерживает несколько одновременных нажатий, что позволит повсеместно применять её в многочисленных играх, например, чтобы увеличить карту мира, можно будет просто применить знаменитый pinch-жест, как на смартфонах. Тачпад, кстати, нажимается как обычная кнопка. Нечто подобное вы могли видеть на Macbook Air, где тачпад тоже исполняет одновременную роль кнопок и сенсорной панели. Аналоговые рукоятки Dualshock 4 стали вогнутыми, чтобы большие пальцы не соскальзывали с них. Корпус выполнен из высококачественного пластика 2 видов: сверху контроллер гладкий, а нижняя его часть выполнена из специального soft-touch материала, который предотвратит выскальзывание геймпада даже из вспотевших рук. В контроллер встроен вход для гарнитуры, дополнительный порт для будущих расширений и монофонический динамик, который позволит выводить часть игровых звуков прямо через геймпад и улучшить тем самым ощущение обратной связи с игрой (этот подход уже был использован в Nintendo Wii и Wii U). Обратная отдача тоже была улучшена: теперь в Dualshock 4 используется 12 моторчиков вибрации (в PS3 использовалось всего 6). В контроллер встроены гироскоп и акселерометр. На боковую поверхность Dualshock 4 была добавлена специальная световая панель (light-bar), способная отобразить практически любой цвет. С помощью этой панели консоль сможет отслеживать положение игроков относительно друг друга, а также цвет панели будет использоваться различными играми для того, например, чтобы сигнализировать о низком уровне оставшегося здоровья (панель из зелёной станет красной). Вместо кнопок Start и Select были добавлены кнопки Options и Share. С помощью последней вы сможете максимально быстро поделиться с друзьями скриншотами или игровыми видео.

Motion-сенсоры

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

Камера Kinect была значительно улучшена и теперь способна видеть мир в разрешении 1080р. Она обзавелась широкоугольными линзами, научилась видеть в темноте, распознавать эмоции людей и даже, что удивительно, измерять частоту их сердечного ритма. Точность распознавания очень сильно возросла. Теперь Kinect способен довольно точно определить каждый палец на ваших руках, углы поворота каждой из ваших конечностей, а также напряжение тех или иных групп мышц вашего тела. Минимальное расстояние до сенсора было уменьшено в 2 раза – с 2 метров до одного. Это, безусловно, обрадует обладателей тесных квартир, которым раньше приходилось двигать мебель ради того, чтобы играть в Kinect-игры. Камера способна одновременно распознавать до 6 человек, находящихся в комнате, она точно знает, у какого игрока какой контроллер и автоматически подгрузит его игровой профиль, распознав его лицо. Что касается голосовых команд, то Kinect способен из окружающего шума одновременно выделить 2 знакомых ему голоса и опознать их владельцев. Микрофон будет работать постоянно, даже когда консоль находится в спящем режиме, чтобы игрок мог в любой момент включить Xbox One своим голосом. Так что, если вы параноик – советую вам покопаться в настройках и отключить постоянную запись того, что происходит в вашей квартире. Благо, что Microsoft пошли навстречу пользователям и разрешили отключать Kinect при желании. Напомню, что новый Kinect будет включён в комплект с каждым Xbox One.

[1] Вся правда об игровых консолях следующего поколения

Playstation 4 по умолчанию не снабжена никакими камерами. Это решение было принято для того, чтобы снизить себестоимость комплекта консоли. Зачем пользователю переплачивать за дополнительное оборудование, если он даже не планировал им пользоваться? Конечно, если вам очень хочется – можно приобрести PS4 Camera, которая поступит в продажу одновременно с новой консолью Sony. В отличие от предыдущей камеры PS Eye, которая использовалась в паре с PS3, камера для Playstation 4 теперь снабжена 2 объективами для точного расчета дистанции до объектов и видит мир в разрешении 1280 х 800 и с частотой 60 кадров в секунду, имеет угол обзора в 85 градусов, а также четырёхканальный набор микрофонов для отсеивания посторонних шумов. Камера отслеживает положение игровых контроллеров Dualshock 4 в пространстве благодаря встроенным в них световым панелям. Представители Sony объявили , что камера будет поддерживать голосовое управление и управление жестами. В комплекте с каждой консолью Playstation 4 будет поставляться бесплатная игра PlayRoom, которая позволит игрокам полностью прочувствовать обновлённый функционал PS4 Camera и познакомиться с новыми функциями во время увлекательных мини-игр. Никуда не делась поддержка контроллеров Move, так что, если вы являетесь их обладателем, не спешите их продавать. Глядишь, пригодятся в предстоящем поколении.

В следующий раз мы поговорим про дополнительные развлекательные функции консолей следующего поколения, про эксклюзивные и мультиплатформенные игры, ценовую политику, облачные сервисы, а также о многом другом.

Продолжение следует…