По-настоящему хорошие идеи витают в воздухе и часто приходят умным людям в голову независимо друг от друга. Взять хотя бы радио. Попов, Эдиссон, Тесла, Лумис и еще несколько других выдающихся умов пришли к идее передачи информации с помощью радиоволн почти одновременно — с разницей буквально в несколько лет. А теперь взгляните на то, что сейчас происходит с идеей виртуальной реальности. Многие команды — большие и не очень — постепенно примериваются к ней, выпуская небольшие серии носимых гаджетов нового типа. Одна из таких команд — ребята из компании Fibrum с Ильей Флаксом во главе. Буквально в следующем месяце они начнут продавать один из самых дешевых коммерческих шлемов виртуальной реальности.

Знакомство со шлемом Fibrum: виртуальная реальность по-русски

В небольшой переговорке в офисе на Бутырской Алексей и Даниил из Fibrum с горящими глазами рассказывали мне, почему их разработка станет успешной.

Знакомство со шлемом Fibrum: виртуальная реальность по-русски

Они прекрасно понимают, что идея шлема виртуальной реальности совсем не нова. Попытки сделать такое устройство массовым уже были давно, случались неоднократно, и делали это даже крупные компании. Не взлетало. Теперь звезды, кажется, наконец сошлись: портативные гаджеты стали достаточно мощными и доступными, чтобы новая идея прижилась и пошла в массы. И команда Флакса даже поставила себе крайне амбициозную задачу — стать именем нарицательным среди устройств такого типа.

В основу шлема (или очков) виртуальной реальности теперь можно положить обычный смартфон. Лучше, конечно, помощнее, но подойдет в принципе любой гаджет с диагональю дисплея больше четырех дюймов. Вдеваем мобильник в очки Fibrum и получаем вполне себе работоспособный VR-шлем.

Знакомство со шлемом Fibrum: виртуальная реальность по-русски

Знакомство со шлемом Fibrum: виртуальная реальность по-русски

Знакомство со шлемом Fibrum: виртуальная реальность по-русски

Именно это и дает Fibrum преимущество перед тем же Oculus Rift и самсунговским Gear VR — универсальность. В нем нет тачпада, нет сенсора, который бы включал и выключал дисплей автоматически. Зато гаджет может работать почти с любым смартфоном. Главное, чтобы разрешение экрана у него было побольше — так зерно меньше будет (простите за каламбур) бросаться в глаза. Даже 2560х1440 пока еще не кажется идеальным, хотя это куда лучше, чем было у Oculus Rift на старте. Надо подождать, когда 4k-дисплеи появятся в смартфонах, и тогда, возможно, наступит всем любителям VR счастье.

Знакомство со шлемом Fibrum: виртуальная реальность по-русски

Fibrum отличается от других подобных устройств еще и тем, что у него нет подстройки фокуса изображения для людей с разным зрением. Вместо этого здесь используются особые выпуклые линзы, которые не требуют подстройки фокуса вовсе. Есть, правда, побочный эффект — изображение слегка размывается по краям, но по центру все в полном порядке. Что это за волшебные линзы такие, парни не рассказали, но и отнекиваться не стали — коммерческая тайна, мол. Ну что ж, остается только проверить на серийном образце. Его начнут продавать в конце февраля по цене 5000 рублей — поначалу эксклюзивно в сети re:Store. Там же первое время будут располагаться и демо-зоны. Ну а дальше уж как пойдет.

Знакомство со шлемом Fibrum: виртуальная реальность по-русски

Но вообще главной фишкой всего проекта команда Fibrum считает даже не сам шлем. В нем-то помимо линз нет ничего необычного: пара видов пластика, эластичные крепления да поролон, прилегающий к лицу. А вот контент — это и есть их изюмина. Сейчас качественных программ подобного рода очень мало. А в Fibrum планируют к старту продаж обеспечить юзеров десятью играми, а затем и собственным магазином приложений, который также можно будет скачать в Google Play.

Знакомство со шлемом Fibrum: виртуальная реальность по-русски

Я попробовал покататься на виртуальных американских горках, покачаться на феерически больших качелях и походить по темным коридорам, стреляя в зомби. Если в первых двух вариантах делать ничего особенного не нужно — смотри себе по сторонам и удивляй вестибулярный аппарат, — то для убиения оживших мертвецов в руки приходится брать геймпад. Подойдет в принципе любой, лишь бы был стик для движения вперед, и кнопка для спуска курка. Всем остальным можно управлять поворотами головы.

Знакомство со шлемом Fibrum: виртуальная реальность по-русски

Знакомство со шлемом Fibrum: виртуальная реальность по-русски

Как видите, тут у нас получается небольшая проблема. Несостыковочка, я бы сказал. С одной стороны имеем совершенно естественный интерфейс, в рамках которого любой элемент можно выделить, просто на него посмотрев. А вот чтобы подтвердить выбор, пока необходимы «костыли» в виде тех же геймпадов. Напрашиваются перчатки — чтобы объекты можно было «потрогать» столь же естественно. Так что если шлем Fibrum взлетит, то следом стоит ожидать и перчатку виртуальной реальности. Так во всяком случае говорят разработчики.

Знакомство со шлемом Fibrum: виртуальная реальность по-русски

Вообще идея виртуальной реальности начинает мне постепенно казаться все более естественной. За 20 лет с выхода фильма Джонни-мнемоник, где я увидел такую штуку впервые, все это перестало казаться диким и несбыточным. На моей голове уже побывали и Oculus Rift, и Samsung Gear VR, а теперь и Fibrum. И знаете, что я вам скажу? Это может быть удобно. И главное — это интересно. Трехмерные интерфейсы — это как космолет на фоне приевшихся аэробусов, которые могут быть тысячу раз удобными, но уже давно приелись.

В связи с этим Fibrum я желаю удачи и успехов, а вам — как минимум заскочить в re:Store и попробовать нацепить на себя этот шлем. Да, глаза после часа в таком шлеме, что называется, «вытекают», но я верю, что с этим в конце-концов что-то сделают. В любом случае, на данном этапе это не более чем развлечение, так что о восьми рабочих часах в таком шлеме речи не идет.