Китайские ученые утверждают, что разрабатывают технологию, которая позволит подводным лодкам двигаться со скоростью более 1200 километров в час. Это быстрее, чем на коммерческом самолете, и да, это возможно. В основе их технологии лежит так называемая суперкавитация, о которой было известно уже давно. Идея заключается в том, чтобы увеличить скорость объекта, скажем, подводной лодки или торпеды, создав пузырь вокруг нее, и тем самым снизив сопротивление по мере движения через воду. Носовая часть транспортного средства, как правило, предназначается для создания пузыря, а для формы используется газ. СССР использовал этот трюк в торпедах «Шквал» в 60-70-х годах. Они могли двигаться со скоростью 400 км/ч, но не более чем пару километров.
Конечно, концепт уже доказан. Но остаются практические проблемы. «Дьявол кроется в деталях», — рассказал Роджер Арндт, профессор Университета Миннесоты, который работает над решением вопросов суперкавитации.
Одним из узких бутылочных горлышек идеи является рулевое управление под водой, которое существенно ограничивает возможности подлодки. Обычная субмарина управляется рулем, как обычный катер. Руль на суперкавитирующем судне потребует наличия крыльев у подлодки, на которые будет приходится гигантское давление и которые должны быть невероятно мощными.
Еще одна проблема: для поддержания пузыря необходима высокая скорость (для подводных путешествий), возможно, в пределах 80 км/ч, хотя это во многом будет зависеть от размера и конструкции судна. Однако будет сложно достичь скорости, на которой можно будет создать пузырь. Поэтому, даже если китайские ученые сделали прорыв в сфере суперкавитации, ограничения обычного подводного движения должны отбросить их назад — особенно если они хотят сделать рабочую подлодку. Подводная ракета, способная провести суперкавитирующее судно на большое расстояние, пока не существует. Строительство небольшой торпеды — это одно, а вот подводной лодки, способной преодолеть Тихий океан — совершенно другое.
Китайские исследователи сообщили источнику Wired, что разработали жидкую мембрану, которая сможет решить оба вопроса. Непрерывно распыляясь, она сможет снизить лобовое сопротивление и помочь судну набрать нужную скорость. Кроме того, мембрана позволит применять некоторое количество сопротивления, которое будет оказываться на разные стороны судна, создав аналог рулевого управления.
«Объединив технологию жидкой мембраны с суперкавитацией, мы можем значительно снизить проблемы на старте и облегчить крейсерский контроль», — говорит профессор Ли Фенгчен.
Подробных деталей о новых разработках слишком мало.
«Нужен квантовый скачок, чтобы сделать сверхзвуковую подводную лодку, — говорит Арндт. — То, что они показывают, не дает намеков на то, как будет работать их технология».
Что бы там у китайцев в кармане ни было, это не единственная рабочая идея подводных сверхзвуковых путешествий. Арндт утверждает, что Иран, Россия и многие другие страны проводят исследования в этой сфере.
Нет комментарий