Всякий раз, когда встаёт задача рассказать о той или иной компании в целом, погружение в поток фактов, материалов и неподтверждённых слухов хотя и занимает много времени, но приносит массу любопытных вещей, которыми делиться действительно интересно. Сегодня речь пойдёт о компании Westone, производителе наушников родом из Колорадо Спрингс, которая из маленького семейного бизнеса превратилась в заметного игрока. А заодно коснёмся и нескольких современных решений Westone с индексами UM Pro 30, UM Pro 50, W50 и W60.
Вообще возникновение чуть ли не любого бизнеса в Северо-Американских Соединённых Штатах — практически классическая история. Если есть некое «что-то», чем почти никто не занимается или занимается недостаточно широко, это самое «что-то» способно принести прибыль тем или иным образом. И если так называемые арматурные наушники к 1959 году уже существовали, то вот применение их было по большей части ограничено военными и медицинскими целями — в самолёте они были заметно громче динамических головных телефонов, а слуховые аппараты смогли стать по-настоящему маленькими.
Но рынок подобных арматурных источников звука был на тот момент универсален, а форма человеческого уха и его строение в целом — это как отпечаток пальца или рисунок радужной оболочки глаза: всё очень индивидуально и при малейших неточностях возникает заметный дискомфорт. «А почему бы не делать подобные внутриканальные аудиоустройства под форму конкретной ушной раковины?» — задумались основатели Westone, и работа закипела.
В принципе, с этого момента и до 1987 года в Westone оттачивали именно данное направление своего бизнеса — так называемые custom-fit–наушники, выполненные под конкретного заказчика на основе модели уха. К слову, создание такой модели — довольно занимательная задача. В ушной канал заливается специальная формовочная пена, которая прямо в ухе и застывает, создавая форму будущего наушника. После этого из слепка создаётся литьевая форма, в которой уже и «рождается» ваш будущий custom-fit.
Поначалу это казалось довольно сложным для обывателя, но уже на рубеже XX и XXI веков ничего необычного в данном методе не было. Более того, в той же Etymotic упростили создание подобных кастомных сборок (да, бывало такое и раньше, но, во-первых, узнал я об этом способе именно в версии от Etymotic из «Голубятни» Сергея Голубицкого в бумажной тогда ещё «Компьютерре», а во-вторых, к Etymotic мы сегодня ещё вернёмся) — пользователю отсылалась пена, которой он заполнял своё ухо, после чего отсылал самодельную форму фирме-производителю и через какое-то время получал готовый продукт.
Первые модели компании, созданные именно для музыкантов, появились в 1987 году. Причём — с подачи той самой Etymotic. Конечно, наушники для мониторинга на сцене — это важное дело, и их качество у Etymotic на тот момент под сомнение уж точно никто не ставил, но было одно «но»: никто на тот момент не делал более точные внутриканальные формовые вставки. Кроме одной фирмы из Колорадо. Так что было положено начало союзу, который в итоге перерос в современный бизнес Westone. Правда, на тот момент кроме этих самых слепков на Westone других задач возложено не было.
Выбор направления был неслучаен: в середине восьмидесятых годов прошлого уже столетия музыкальный рынок испытывал очередной этап перерождения, возникало множество культовых (не только на тот, но и на текущий момент) групп, которые вместо полуподвального хардкор-панка переродились в демонстративно небрежный, но выверенный в мелочах гранж и тому подобные стили. Ну а после того, как звукозаписывающие компании обратили внимание на происходящее, музыкальным коллективам потребовалось при сохранении внешней безалаберной эстетики оттачивать своё мастерство на концертах. И здесь без мониторинга в процессе игры было уже не обойтись. Но вернёмся на время к технологиям в целом.
Что вообще представляют собой арматурные наушники? В их основе лежит П-образная пластина-якорь с катушкой, расположенной на ее оси. Эта пластина подвешена в магнитном поле таким образом, что может вращаться в нем. Дальше все просто: звуковой сигнал подводится к катушке, возникает магнитное поле, якорь отклоняется от своего обычного положения. Через соединение движение якоря передается на мембрану, которая и дает звук.
Про компактность подобных решений уже упоминалось в начале данного текста, но это приносит, помимо размеров, ещё один заметный плюс: якорные излучатели выполняются в очень маленьком корпусе, закрытом со всех сторон, кроме небольшого звуковода. Во-вторых, арматуры избавлены от искажений, вызванных формой диффузора из-за большой массы самого якоря. Таким образом, эти излучатели обходят аналогичные динамические в чувствительности, громкости и четкости звука.
Количество драйверов в арматурных наушниках — это плюс, возникший из минуса наушников подобного типа. Если в целом недостатком подобных решений является довольно узкий частотный диапазон, то за счёт применения сразу нескольких излучателей удаётся покрыть заметно более широкое поле звучания, не исказив при этом частоты каждого из привычных нам верхнего, среднего и нижнего спектров. Именно по этой причине у тех же Westone есть флагманская модель W60, где на каждый канал приходится по 6 драйверов, хотя и остальные модели серии не отстают.
Собственно, все эти плюсы, хоть и не выявленные на момент начала производства собственных наушников компанией Westone, оказали заметную роль на её становление. И не только, к слову, её. История же случилась примерно следующая.
К середине девяностых хард-рокеры из Пасадены, известные как Van Halen, поняли, что друг друга на концертах практически не слышат. Особенное недовольство выражал Алекс Ван Хален, так как барабанная установка — не лучший сосед для барабанных перепонок. И если бы он не высказал это недовольство звукоинженеру Джерри Харви в 1995 году, мы бы и не узнали о таких компаниях, как Westone и Ultimate Ears. Но Алекс сказал всё, что он думает о мониторинге на концерте, Харви его понял правильно и теперь именно Джерри Харви считается «отцом» многодрайверных «затычек» для музыкантов, а плодами его трудов пользуются не только Van Halen, но и Linkin Park, Red Hot Chili Peppers, The Rolling Stones… Сам Алекс Ван Хален отмечал, что после появления в его арсенале тех самых первых, собранных практически на коленке, custom-fit, комфорт игры стал отличаться от прежнего времени «как день и ночь».
И снова: «А причём здесь вообще Westone?» Ну а к кому, как не к ним было пойти основанной в том самом 1995 году Джерри Харви Ultimate Ears? Опыт есть, слепки уже тридцать лет делать умеют, опыт работы с Etymotic и музыкантами есть. Так что выбор был очевиден. Кстати, через год, в 1996 году, к Westone пришли и такие корифеи звука, как Shure. Всё за теми же насадками из формовочной пены, только — универсальными. Это бы заметно снизило цену продукта, сохранив при этом львиную долю преимуществ подобного типа «затычек».
Впрочем, если было бы не так интересно смотреть на историю Westone, можно было бы просто перечислить всех известных исполнителей, которые используют продукцию данного бренда. Список бы составил несколько страниц убористым почерком и настолько бы различался по стилям исполнения, жанрам музыки и странам, что все они, собранные вместе, составили бы полную картину современного музыкального мира. Благо на своём сайте Westone уже проделала всю эту работу, так что можно просто посмотреть и найти знакомые имена. А быть может, выбрать что-то из незнакомого и попробовать. Но одними музыкантами и их задачами спектр интересов компании из Колорадо Спрингс не ограничивается.
Да-да, на службе американских военных лётчиков стоят «затычки» от Westone из серии ACCES, что расшифровывается как Attenuating Custom Communications Earpiece System, кратко переводится как система приглушенной межпользовательской звуковой связи, а созвучно с термином «Ас» (Ace), что является синонимом обозначения военного пилота высшего класса. Само собой, выверенные до мелочей системы вкупе с упомянутыми выше плюсами арматурных наушников являются достойным выбором для военной авиации самого широкого профиля. А помимо самих гарнитур представлен ещё и широчайший спектр аксессуарики для крепления кабеля ACCES к гермошлему, лётному комбинезону и многое другое, о чём на сайте Westone не упоминается вслух. Военная тайна, не иначе.
Но не только лётчикам нужна защита слуха. Профессиональные решения в данной области переродились в линейку DefendEar (опять удачная игра слов Defender (защитник) и Ear (ухо)) — цифровые беруши с широчайшим спектром применения: от ружейной стрельбы до производственных цехов Челябинского Тракторного Завода. Ну, про ЧТЗ, наверное, перебор, но вот линейка этих систем защиты слуха действительно широка и лицензируется рядом американских заводов, Национальной стрелковой ассоциацией США и многими другими компаниями, которым невыгодно выплачивать страховку утратившему слух рабочему.
Индивидуальный подход применяется в медицинской сфере — в Westone продолжают заниматься изготовлением слепков для слухопротезирования и вообще активно сотрудничают в данной сфере с виднейшими клиниками и компаниями США.
Индивидуальный подход присутствует и в потребительской сфере, это так называемая Elite Series, серия, в которой как раз присутствуют только те самые custom-fit. Дорого, но идеально подходит именно под конкретного человека. Средства ухода, кстати, тоже предлагаются — фирменные масла, спреи, устройства для чистки ушей и огромное количество того, что способно превратить в культ даже такую простую задачу, как прослушивание магнитоальбома «Колхозный панк» группы «Сектор газа».
Но это всё настолько узкоспециализированные темы, что интерес представляют лишь в качестве информации для общего развития. А вот для ненишевых задач первые наушники с шильдиком Westone появились (относительно 1959 года) недавно — в 2001 году. После UM1 вышли Westone 3 — первые многодрайверные наушники компании для пользователя «с улицы». Таким образом, активная фаза потребительской экспансии колорадской компании началась в 2008 году и завершаться пока явно не собирается. Кстати, благодаря заведённой в компании системе индексации можно легко понять, какое количество излучателей в том или ином продукте заявляет Westone.
Основными и наиболее популярными среди всего модельного ряда Westone можно считать серии UM Pro, предназначенную для музыкантов и W, которую компания из Колорадо позиционирует как решение для аудиофилов. Да, материал выходит большим и только с историей компании, но у меня на столе лежат 4 пары наушников, про которые тоже хотелось бы рассказать. Конечно, на столь качественное понимание Высокого Звука, каковое присутствует у Павла Дмитриева, я не претендую, но всё же поделюсь основными мыслями.
В качестве источника звука использовались плеер Astell&Kern Jr., плеер с функциями смартфона Highscreen Boost 3 (предсерийный, без ограничений по уровням частот и громкости и в аппаратной, и в программной части) и по ряду причин в этот список затесался iPhone 6s Plus — линейка W способна прекрасно работать и в качестве гарнитуры с современными смартфонами, сохраняя при этом качество передачи музыки на должном уровне. Итак, по очереди. Хотя нет, сначала — общие моменты.
А общий момент, отличающий продукцию Westone — это комплектация. Да, продукция фирмы — не из дешёвых, но такого количества приятных мелочей и бонусов нет и у многих более дорогих продуктов именитых брендов. Это и огромное количество разнообразных насадок — как силиконовых, так и пенных. Думаю, в качестве последних сомневаться после десяти тысяч знаков, приведённых выше, не приходится.
Ну и для хранения довольно дорогих внутриканальных предложений от Westone предлагается небольшой противоударный герметичный пластиковый кейс, покрытый изнутри тонким слоем всё той же пены — как бы фирменный знак, получается. А ещё есть приятное дополнение в виде приспособления для чистки насадок от ушной серы. Ну а что, все мы люди, этого не избежать, а так хоть наушники в чистоте и порядке будут.
Итак, начнём с линейки UM Pro и модели с индексом 30 в новом цветовом решении — Smoke. Индекс означает, что данная модель — трёхдрайверная, то есть обладающая отдельным излучателем для средних, низких и высоких частот в каждом канале. Так как линейка UM предназначена для музыкантов, то основные задачи её — мониторинг музыки на сцене, во время исполнения. Так что не стоит путать мониторинг студийный и цели, которые поставлены перед подобными наушниками. Нет, для работы в студии подобные решения тоже подойдут, но применение арматурных решений в первую очередь отлично изолирует от посторонних шумов, что особенно важно именно в концертной составляющей музыкального бизнеса.
Характеристики наушников таковы: диапазон воспроизводимых частот — 20-18 000 Гц, сопротивление — 56 Ом, чувствительность — 124 дБ/мВт. При этом наушники оказались весьма лёгкими (12,7 г), а комплектный витой кабель в 130 сантиметров длины — очень удобным в эксплуатации. Кабель, к слову — фирменное решение Westone с наименованием EPIC. По идее, никаких наводок и микрофонного эффекта при трении об одежду возникать не должно, на практике всё так и есть.
Бас, если честно, показался несколько глуховат, хотя это может быть и особенностью тех композиций, что затесались в плей-лист. Тем не менее все частоты ярко выражены и никакой «каши» собрать не получится. Может быть, в верхнем диапазоне у привычных композиций пропала знакомая яркость, но зато появились детали, которые раньше отметить было довольно проблематично. Так бывает всегда, когда для прослушивания на постоянной основе используешь что-то, что и так еле добралось до среднего сегмента, а потом кардинально меняешь наушники. Дело отчасти и в психоакустическом восприятии.
И — шумоизоляция. Она находится на высочайшем уровне, хотя есть в столичном метрополитене участки, которые способны прорваться и сквозь эту звуковую блокаду. Но в 90% случаев ни одного лишнего звука внешнего мира не достигнет ваших слуховых рецепторов, если правильно подбирать насадки. Благо их много, и подойдут они практически любому пользователю. Чуть не забыл и ещё один момент: особой внешней кастомизации у данных наушников нет — корпус может быть либо прозрачным, либо дымчатым, но так ли это важно, когда все детали кроются не в корпусе, а внутри него? Хотя дымчатый цвет, smoke — новый в модельном ряду, а когда есть выбор — это тоже очень неплохо!
UM Pro 50 — модель немного посложнее в плане конструкции. Как можно понять из названия, драйверов уже не три, а пять. По всему набору излучателей разнесён весь спектр частот от 20 герц до 20 килогерц. Сопротивление — 45 Ом, чувствительность — 115 дБ/мВт.
У UM Pro 50 в плане звучания вообще не нашлось никаких недостатков с моей точки зрения. Возможно, именно этого и не хватало в UM Pro 30, но в «пятидесятых» и бас выражен заметно более чётко, и в верхних частотах музыкальный рисунок приобрёл прежнюю яркость. С деталями всё осталось на прежнем уровне и я не перестаю находить всё новые и новые моменты в знакомых треках. Само собой, солидный запас разнообразных насадок, сменный витой провод EPIC и ручная сборка в Колорадо Спрингс никуда не пропали.
Но это всё же пусть и «общедоступные решения», но во многом нишевые: UM Pro предназначены для мониторинга звука, а не для того, чтобы постоянно в них прослушивать любимые мелодии с «айфончика». Для этих целей есть серия Westone W, в которой наиболее яркими представителями являются W50 и W60.
W50, как уже, наверное, все догадались — модель с пятью арматурными излучателями на канал. Основное предназначение данного решения — не только прослушивание музыки с полноценных компактных аудиовоспроизводящих устройств с разнообразными карманными усилителями в довесок. В комплекте, помимо всё того же витого «эпичного» кабеля, есть сменный кабель с микрофоном и трёхкнопочным пультом, превращающий W50 из «простых» наушников в гарнитуру.
На звуке подобные метаморфозы наверняка сказываются, но я разницы, если честно, не заметил — всё же начинка из пятидрайверной связки и пассивного трёхполосного кроссовера отрабатывают свою цену (о которой ниже) по полной программе. Правда, я так до сих пор и не понял, как в корпусе весом менее 13 грамм и размерами с фасолевое зерно умещается столько высоких технологий. Особенно с учётом технических требований к кроссоверу и его составляющих. Разбирать, правда, наушники запретили, но с учётом ручной сборки всей продукции компании работникам колорадской фабрики Westone могу только поаплодировать.
Что касается технических характеристик, которые содержат много дополнительной информации для адептов Высокого Звука: диапазон воспроизводимых частот — от 20 Гц до 20 кГц, сопротивление — 25 Ом, чувствительность — 118 дБ/мВт. А если говорить простым языком — более детальной проработки звука при достойном источнике (включая тот самый iPhone 6s Plus, для которого и предназначается официально сертифицированный Apple гарнитурный кабель в комплекте W50) я не слышал уже давно.
Westone W60 — самый старший представитель продуктовой линейки Westone, если мы не говорим об индивидуальных решениях из серии ES. Производитель заявляет сразу по 6 драйверов на канал, которые дополнены трёхполосным кроссовером. То есть каждая полоса частот получает по паре болтающихся в пространстве якорей (если вы ещё не забыли, что такое арматурные наушники). С разделением частот, наверное, всё несколько лучше, чем у W50, но я этой разницы не услышу совершенно точно.
Наверняка кому-то пригодятся характеристики вроде сопротивления, равного 25 Ом, чувствительности в 117 дБ/мВт и диапазон воспроизводимых частот от 20 до 20 000 Гц. Наверное, это действительно очень важно, но при прослушивании музыки в этих наушниках ты просто отключаешься от внешнего мира и погружаешься в мир звуков. Главное — пенную насадку поточнее подобрать.
И я отнюдь не шучу — у нас под окнами в редакции происходит ежеквартальная смена коммуникаций, и в этих наушниках я не слышал ровным счётом ничего. Отчасти, конечно, тут и кастомный Boost 3 помог со своими уровнями воспроизведения, но в связке источника звука и наушников важны обе части этого музыкального уравнения.
В комплекте можно обнаружить упомянутые выше сменные кабели — витой EPIC и сертифицированный MFi, превращающий W60 в одну из самых дорогих и качественных проводных гарнитур для iPhone в мире. И это без использования драгоценных металлов и стразиков, которые обычно применяются для подобных целей.
К слову, если линейка W всё же не полноценный custom-fit, то custom уж точно остался — модели этой серии снабжаются комплектными сменными цветными накладками, позволяющими добавить индивидуальности в свои уши (в прямом смысле) или хотя бы обозначить разными цветами левый и правый наушники, что тоже здорово.
Возвращаться на привычные наушники-затычки даже после младшей (относительно упомянутых собратьев) UM Pro 30 очень тяжело. Ладно бы это были EarPods или что-то комплектное — так нет же ж, тоже арматурное решение от одной крупной японской компании примерно за 250 североамериканских денег… Никогда бы не подумал, что разница может быть столь заметна, хотя треки в плей-листах были исключительно в форматах FLAC/ALAC, и я был искренне уверен, что знаю их досконально, настолько, насколько это вообще возможно…
И всё бы ничего, да вот цена данных решений далека от среднего сегмента в текущем понимании модельного ряда и ценообразования (а также зарплатообразования). UM Pro 30 и UM Pro 50 на родном для Westone американском рынке обойдутся покупателю в 400 и 650 долларов соответственно. В отечественных реалиях эти цифры трансформируются в 35 и 55 тысяч рублей соответственно. Если же говорить о решениях с индексом W, то за «пятидесятые» попросят 600 вечнозелёных американских президентов или 50 000 достопримечательностей России, а за W60 — уже тысячу долларов или 80 тысяч рублей. И это, пожалуй, единственное, что сейчас меня останавливает от приобретения W50.
Впрочем, те, кому данные произведения инженерного искусства действительно нужны для работы, будут рады знакомству с решениями от Westone. Главное — правильный источник звука подобрать, чтобы дать им полностью раскрыть весь свой потенциал.
Нет комментарий