Эра самоуправляемых автомобилей приближается. О некоторых опасностях, которые могут нам грозить вместе с этим, мы уже говорили. Сегодня же речь пойдет о принятии решений. Самоуправляемые автомобили рано или поздно получат способность, когда их центральные процессоры будут способны в течение всего одной миллисекунды принимать важнейшее решение за вас: погубить вас, направив движение автомобиля в расположенный справа столб, или тех детей, которые неожиданно выбежали на дорогу. Ответьте себе на такой вопрос: готовы ли вы к этому?
Классическая философская проблема: вы — водитель автобуса, перевозящего детей, который вот-вот попадет в аварию. Вы можете резко повернуть на другую полосу. Однако на этой полосе в автомобиле находится ваш сын/дочь, и столкновение с авто приведет к фатальным последствиям для вашего отпрыска. Перед вами выбор: уберечь сына/дочь или спасти детей.
Природа человека такова, что мы можем бесконечно обсуждать, что бы мы могли сделать в той или иной ситуации. Однако реально мы это не будем знать ровно до тех пор, пока мы действительно не окажемся в такой ситуации. Хотелось бы надеяться, что в ситуации выше никому никогда и не придется оказаться. Что же касается самоуправляемых автомобилей, то выход из той или иной ситуации будет заранее заложен в программу.
Будете ли вы согласны с решением отклонения курса вашего автомобиля, двигающегося по горной дороге прямиком в бездну, если это решение спасет жизни матери и ее ребенка? Группа ученых по вопросам этики и биоэтики в Алабамском университете (США) в настоящий момент разбирается в данном вопросе.
Специалисты уверены, что для принятия решения компьютерной программе потребуется знание всех этических сторон того или иного принимаемого решения, однако, по их мнению, «компьютер просто невозможно запрограммировать на знание всех этих аспектов».
Основная проблема заключается не в самой сложности принятия решения, а в том многообразии решений, которые могут быть применены к данной проблеме. Аналогичный вопрос в свое время поднимался, например, в отношении медицины, когда предпринималась попытка заранее найти ответ на все вопросы в этой сфере.
«Конечно же, затея проварилась. Не только потому, что многие случаи связаны с уникальными обстоятельствами, но еще и потому, что медицина постоянно изменяется», — говорит Грегори Пенс, кандидат наук, глава Колледжа наук и искусств при Алабамском университете и научной кафедры философии.
Возможно, альтернативным решением в данном случае станет наделение водителя возможностью самостоятельно заранее запрограммировать выбор решения в той или иной ситуации. Либо же наделить такими полномочиями правительственные организации, или же возложить эти обязанности на самих производителей самоуправляемых автомобилей.
Будущее беспилотных автомобилей на самом деле видится не таким уж ясным и безоблачным. Поэтому пока лишь остается надеяться, что автомобили станут достаточно умными, что двигаться по дорогам они будут действительно совершенно безопасно.
Нет комментарий