Последние 70 лет на Марс мечтали попасть все: инженеры, ученые, простые люди вроде нас с вами. Но их прекрасные планы так и не вышли за пределы чертежей. Но вот, кажется, что-то меняется: NASA нужны астронавты. Идеальные кандидаты должны хотеть отправиться на Марс. Космическое агентство, по всей видимости, действительно собирается на Марс при помощи своей будущей ракеты Space Launch System, для чего набирает астронавтов «в рамках подготовки к поездке агентства на Марс».
Но имейте в виду, когда дело доходит до пилотируемых миссий на Марс, «подготовка» NASA полным ходом длится уже 70 лет.
Эта задержка как минимум отчасти является технической. Поездка на Красную планету сравнима с посещением Антарктиды, только еще более негостеприимной, а ее атмосфера составляет два процента от того, что можно наблюдать на верхушке Эвереста. Не говоря уж о том, что на одну только дорогу уйдет минимум год. Короче, очень и очень грандиозные планы на бумаге обернутся вдесятеро большей авантюрой.
«Это выбор, а не приказ, — говорит Джон Лонгсдон, почетный профессор Института космической политики при Университете Джорджа Вашингтона. — Марс далеко, до него сложно добраться, и стоит это кучу денег».
Однако на протяжении десятилетий инженеры и политики мечтали преодолеть все эти препятствия на пути к Красной планете. Некоторые проекты должны были вдохновлять; другие были направлены на то, чтобы поставить ногу человека на марсианскую поверхность. Но у всех была одна общая черта:
Они. Никогда. Не. Воплотились. В реальность.
Дисней и немцы (1947–1957)
Первый правдоподобный план по Марсу пришел из неожиданного источника: ужасного романа гениального ученого, раньше работавшего на нацистов. После Второй мировой войны немецкий ракетный инженер Вернер фон Браун, который позже проектировал ракеты «Сатурн» для миссии «Аполлон», был по сути захвачен в качестве военного трофея для испытаний ракеты «Фау-2» для армии США.
В попытке оживить свои дни, фон Браун написал «Проект Марс», роман о пилотируемой экспедиции на Марс. «Основной идеей, думаю, было сбежать оттуда, где он был», — говорит Дэвид Портри, архивариус Научного астрогеологического центра. Подробное техническое приложение к роману описывало физически жизнеспособную серию космических аппаратов, путей и даже дат запуска.
Фон Браун планировал миссию на Марс в 1985 году, с десятью 4000-тонными кораблями и 70 членами экипажа. После многомесячного круиза флот должен был высадить десант на марсианские шапки на глайдерах, оснащенный лыжами. Затем астронавты должны были пройти 7500 километров, чтобы построить взлетно-посадочную полосу для остальных судов близ экватора.
Редакторы журнала Collier очень скоро были очарованы идеями фон Брауна и опубликовали серию богато иллюстрированных статей о будущем освоения космоса. В 1957 году фон Браун и бывший коллега по «Фау-2» Эрнст Штюлингер объединились с Уолтом Диснеем для нескольких эпизодов на тему космоса для телевизионного шоу «Диснейленд», в том числе и о людях на Марсе.
Планы фон Брауна — и их неумолимая популяризация — помогли смягчить отношение американской публики к идее космических путешествий. «Они создали поп-культурное понятие того, что это реально», — говорит Лонгсдон.
Первый план NASA: ядерные ракеты (1959–1961)
Спустя каких-то шесть месяцев с начала официального существования NASA, агентство загорелось желанием отправить миссию на Марс. Его первое официальное исследование послужило наброском будущих планов NASA и в значительной степени было заимствовано из «парадигмы фон Брауна», хотя и было намного меньше и задействовало высокоэффективные ядерные термические ракеты, которые использовали реакторы деления для разогрева водорода в плазменном выхлопе.
В 1960-х годах правительство США провело наземные испытания этих ядерных ракет, и с тех пор они остаются популярными среди дизайнеров миссий NASA. Но отправка ядерного оружия в космос казалась тревожной с точки зрения политики: чтобы вывести такую ракету на орбиту, придется запустить в космос огромное количество урана. Поэтому ракеты никогда не покидали поверхность Земли.
Фотографии Марса привлекают зевак (1965)
В 1966 году NASA боролось за право отправить астронавтов к проносящемуся мимо Марсу в 1976 году. План Joint Action Group (JAG) заключался в отправке экипажа из четырех человек к Марсу и обратно без высадки, оснастив их 40-дюймовым телескопом, с помощью которого они могли бы изучить поверхность планеты при приближении.
Однако новые снимки Марса свели всю затею на нет. Облет зонда «Маринер-4» в 1965 году показал, что бесплодная поверхность планеты была усеяна кратерами, а ее атмосфера была гораздо тоньше, чем считалось раньше, уничтожая нашу затею облета Марса на самолете.
Дефициты бюджета, беспорядки в связи с войной во Вьетнаме и ужасный пожар на стартовой площадке «Аполлона-1» подлили масла в огонь. Конгресс отказался финансировать программу JAG, в конечном счете утопив планы на облет к 1968 году. В последующие годы миссия «Аполлон» вытеснила все остальные планы на Марс.
Большой план Базза Олдрина (1985 – настоящее время)
В 1985 году астронавт «Аполлона-11» Базз Олдрин начал работу над сложной цикличной миссией на Марс, которая подразумевает два материнских корабля, вращающихся вокруг Солнца и периодически перехватывающих орбиты Земли и Марса. На пике миссии этот межпланетный автобусный маршрут должен был бы ежегодно перевозить группы астронавтов в постоянные колонии на Марсе и Фобосе, одной из марсианских лун.
Если план кажется безумным, то таким он и является: Олдрин считал, что если люди собираются отправиться на Марс, они пойдут и дальше.
«Что мы извлекли из миссий «Аполлона»? Мы высадили двух людей на день и потом вернули их обратно, — говорит он. — Почему мы думаем, что будет непросто создать надежную и вдохновляющую последовательность миссий на Марс?».
На протяжении многих лет он конкретизировал свой план в многочисленных книгах. В апреле студенты Университета Пердью завершили детальный технический анализ плана Олдрина. Сам же Олдрин недавно открыл исследовательский институт во Флоридском технологическом институте для разработки своей идеи космических автобусов.
Но в обозримом будущем крылья Олдрина подрезаны политикой. У NASA есть более строгий план под названием «Путешествие на Марс», но его детали пока не анонсировались. Очевидно, крупный план потребует долговременных расходов при поддержке нескольких последующих президентов США.
Распад СССР и дорога на Марс (1989–1991)
В двадцатую годовщину лунной высадки «Аполлона-11» президент Джордж Буш объявил о своей инициативе по освоению космического пространства (SEI), мощной переориентировке приоритетов NASA, которая должна была завершиться высадкой на Марсе к 2019 году, в 50-ю годовщину «Аполлона-11».
Вряд ли сам Буш инвестировал в этот план лично, хотя и казался космическим энтузиастом. За несколько месяцев до анонса он, по существу, делегировал космическую политику Белого дома вице-президенту Дэну Куэйлу и советникам Белого дома по космосу, включая главу Национального космического совета Марка Альбрехта.
Но уже с самого начала план был с изъяном: разногласия между NASA и Белым домом совершенно все испортили. «Было невероятное непонимание, — говорит Альбрехт. — NASA должно было получить карт-бланш, но нет».
К тому моменту, когда SEI дошла до Конгресса, ее ценник — в 450 миллиардов консервативных долларов, при виде которого у людей вставали волосы дыбом, — встревожил ключевых членов Конгресса, которые убили инициативу совершенно.
Люди на Марсе — к 1999! (1990 – настоящее время)
После того как план Буша провалился, сторонники Марса начали искать более чистый и простой план. Другими словами, почему бы не отправиться прямо на Марс?
Так и назвали: Mars Direct. Разработанный парой аэрокосмических инженеров, этот план включал продвинутую роботизированную миссию по поддержке жилых помещений экипажа и транспорта с использованием производных марсианской почвы и атмосферы. За ней последовали бы люди, которые должны были бы провести на поверхности Марса порядка 500 дней, а после вернуться домой.
Будучи президентом группы Mars Society, инженер Роберт Зубрин отстаивал свою миссию в течение последних 25 лет, называя единственным препятствием само NASA. Ранняя версия плана подразумевала, что агентство смогло бы поставить людей на Марс к 1999 году, если бы решилось.
Хотя NASA не решило разрабатывать план Зубрина, собственная марсианская миссия агентства многое позаимствовала из подхода Mars Direct. Будущий марсоход NASA Mars 2020 также будет проводить эксперименты по выделению топлива и кислорода из марсианской атмосферы.
Деньги частные, проблемы общие (2010 – настоящее время)
В отсутствие решительных действий NASA, частные организации вроде Mars Foundation Денниса Тито и Planetary Society ввязались в эту борьбу, предложив собственные миссии на Марс — и все с разными результатами.
Некоммерческая организация Mars One, возможно, является самой видной инициативой, подразумевающей отправку десятков энтузиастов Марса в один путь — к колонии на Красной планете к 2030-м годам, но и у нее имеются очевидные проблемы и вопросы.
Многие считают Mars One лохотроном и мошеннической программой. Анализы показывают, что колонисты организации будут голодать, а вопросы финансирования позволяют усомниться в авторитете Mars One.
Путешествие на Марс (2013 – настоящее время)
Те, кто собирается в космонавты, возможно, могут рассчитывать на путешествие к Красной планете.
NASA активно занимается разработкой технологий для полета на Марс, вроде капсулы «Орион» и ракеты Space Launch System. Однако текущее расписание агентства отражает медленное и уверенное испытание оборудования — но никаких планов на Марс. План, по которому астронавты отправятся на Марс, до сих пор не обнародован официально.
Остается открытым вопрос, смогут ли длительный проект по освоению Марса поддерживать политики и финансирование США, даже если отдать его на реализацию международным партнерам или частным подрядчикам вроде SpaceX.
«Когда Кеннеди сказал «летим на Луну», он знал, что это станет возможно к 1967 году — и он ожидал, что будет президентом на тот момент, — говорит Лонгсдон. — Но в случае с пяти-шестилетней миссией Марса одной президентской администрации будет недостаточно».
Впрочем, это не мешает астронавтам мечтать о большем. В конце концов, космос осилит летящий.
По материалам National Geographic
Нет комментарий