Изыскатели учат роботов использовать своё «воображение» чтобы правильно размещать предметы в комнате.

Лаборатория Ашутоша Сэксены (Ashutosh Saxena) в Корнелле учила роботов использовать свое «воображение», чтобы они попытались изобразить на экране компьютерного дисплея, как человек – по своему усмотрению – захочет расположить различные предметы в комнате.

Роботы уже способны использовать известные функциональные взаимосвязи между предметами, чтобы расположить их в комнате. Но робот учитывает функциональные взаимосвязи именно между самими предметами, а не между предметами и людьми. Это – проблема, так как большая часть предметов, которые должен быть расположены в домах и офисах, разработаны так, чтобы люди могли пользоваться ими комфортно.

Чтобы лучше понять проблему, рассмотрим следующую ситуацию. Вы попросили своего домашнего робота разместить вещи в Вашей гостиной. Робот положил пульт дистанционного управления от телевизора на пол около телевизора. По его разумению, пульт дистанционного управления функционально связан с телевизором. И, поэтому, он должен быть рядом с телевизором. Конечно, это – «железная» логика, но лучше было бы рассмотреть те варианты, которые ценит человек. Например, пульт дистанционного управления должен лежать на столе около кушетки. По существу, группа изыскателей учит робота использовать свое воображение, размещая виртуальных людей в виртуальную окружающую среду, которую они хотят «привести в порядок». И затем выясняют, что будут делать эти виртуальные люди.
Воображение роботов
На картинке представлена 3D модель гостиной, в которой находятся различные предметы, которыми людям нравится пользоваться (телевизор, ноутбук, кружка, и т.д.). Робот (или, более точно, компьютерный алгоритм) «воображает» группу людей во всех видах разных поз (сидящими, стоящими, наклонившимися и т.д.). Уместность этих поз определяется на основании параметров: » стоимости и простоты использования.

На картинке, наиболее неудобное для человека положение – это сидеть или стоять в углу комнаты, потому что для человека, стоящего там невозможно не только смотреть телевизор, но и получить доступ к ноутбуку или взять кружку без перемещения по комнате. Эти положения человека, поэтому, получают высокую «стоимость удобства и простоты использования» (или по более привычной терминологии – низкое удобство в использовании). А когда человек сидит за столом напротив экрана телевизора, он комфортно смотрит телевизионную передачу и может свободно дотянуться до ноутбука или кружки, не имея необходимости перемещаться. Другими словами, стоимость «удобства и простоты использования» для сидящего здесь человека низка, так как можно добраться из того положения до большого количества предметов. Робот делает вывод, что это сидячее положение – именно то место, где человек, вероятно, захочет сидеть. И робот может теперь определить, куда эти предметы нужно поместить, чтобы сидящий за столом напротив экрана телевизора мог бы ими пользоваться без перемещения или смены позы.
Воображение роботов
Конечно, все зависит от «знаний» робота – как людям нравится использовать вещи. И у изыскателей была группа добровольцев, которая учила робота, вручную помещая предметы объекты в 3D изображение комнаты. И, затем, позволяла алгоритму «человеческого воображения» анализировать эти сцены. При тестировании алгоритма, он расположил виртуальные предметы в виртуальной комнате следующим образом: телевизор около дальней стены, пульт управления – на столе около ноутбука и компьютерной мыши.