Виртуальная реальность. Еще десять лет назад мы могли видеть ее только по телевизору, и вот теперь она здесь. Прикоснуться к VR просто — покупаем специальный шлем или очки и вперед, в совершенно новый мир. Сейчас мы расскажем, с чего начинался путь к освоению виртуальной Terra Incognita и как выглядит рынок сегодня.
Немного истории
Начнем с самого понятия «виртуальная реальность». Под ним понимается созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Но есть один нюанс: стоит различать виртуальную и дополненную реальности. Последняя является неким дополнительным слоем информации и изображения, накладываемым поверх реального мира. Примером подобного являются Microsoft HoloLens и Google Glass.
Пионером в области виртуальной реальности стал Мортон Хейлиг, который в 1962 году создал прототип симулятора Сенсорама. Ничего общего с современными разработками он не имел и погружал зрителей в VR посредством коротких роликов, сопровождающихся запахами, ветром и шумами аудиозаписей. Вскоре после этого, в 1967 году, был создан и первый шлем виртуальной реальности, изображение на который генерировалось компьютером и изменялось при движении головы. Спасибо за него стоит сказать Айвену Сазерленду.
Время шло, и разработчики создавали все новые прототипы, постепенно приближающиеся к тому, что мы можем видеть сегодня. Вот только до широкого пользователя подобные разработки так и не добирались, да и известны были мало кому. Все изменилось в 2012 году.
Oculus Rift
Компания id Software, которую многие знают по играм Doom и Quake, на выставке Electronic Entertainment Expo 2012 представила новую версию Doom 3 BFG Edition, совместимую со шлемами виртуальной реальности. Джон Кармак лично показал прототип подобного аксессуара, обладающего собственным ЖК-экраном на 5,6 дюйма и парой линз. Все в комплекте позволяло получить стереоскопический эффект с полем зрения в 90 градусов по вертикали и 110 по горизонтали. Названа новинка была Oculus Rift.
Затем последовал долгий процесс разработки, который занял четыре года. За это время авторы успели запустить и успешно завершить краудфандинговую кампанию, благодаря которой удалось собрать 2,1 миллиона долларов, получить в итоге суммарное финансирование в объеме 91 миллион долларов, продать саму компанию Facebook за 2 миллиарда долларов, подготовить три версии аксессуара для разработчиков и лишь буквально на днях начать отправлять финальную версию покупателям.
Вместе с ней на старте геймерам предлагается порядка 30 игр и обещается еще больше. Впрочем, в чем-в чем, а в обещаниях разработчики за минувшие годы изрядно поднаторели. На практике же первые отзывы на Oculus Rift оказались смешанными: тут вам и физический дискомфорт во время использования, и отсутствие специальных контроллеров, и невысокое разрешение экрана. Приобрести первый вышедший VR-аксессуар для ПК сегодня можно по цене 599 долларов или около 40 тысяч рублей.
Samsung Gear VR
Южнокорейская компания запатентовала идею собственного VR гаджета еще в 2005 году. Теперь мы знаем его как Samsung Gear VR. Авторы здраво рассудили: зачем подобному гаджету экран, если чуть ли не каждый из нас носит его в своем кармане? Речь идет, разумеется, о смартфонах. Таким образом, оставалось разработать лишь удобный шлем, в котором бы крепился гаджет.
К более активному этапу разработка перешла лишь в 2013 году после выхода Samsung Galaxy S4. С течением времени авторы представили несколько прототипов для разработчиков, работающих с различными моделями фирменных смартфонов, и на определенном этапе даже подружились с авторами Oculus Rift, которые помогли в решении ряда технических вопросов. Финальная, пользовательская версия, появилась лишь в конце прошлого года.
Работает актуальная версия устройства со смартфонами Samsung Galaxy S6, S6 edge, S6 edge+, Note 5, S7 и S7 edge. За предзаказ последней пары устройств аксессуар раздавали бесплатно, а тем, кто не успел, он обойдется сейчас в 7 990 рублей.
Google Cardboard
Вернемся в 2014 год, когда уже все знали о планах Samsung по созданию VR-аксессуара для смартфонов. Желающие приобщиться к виртуальной реальности уже начинали задумываться о покупке аппаратов южнокорейского производителя (мы помним, что официально Gear VR работает только с фирменными аппаратами), когда Google на конференции I/O 2014 произвела настоящую революцию в данной области. За основу была взята та же идея, что и у Samsung — смартфон в качестве экрана.
Вот только вместо пластикового корпуса была использована обычная картонная коробка, на что и намекает название — Cardboard («картон»). В итоге аксессуар не только работал практически со всеми смартфонами, но еще и стоил сущие копейки. Идея так понравилась пользователям, что Cardboard начал расходиться огромными тиражами, а производители стали копировать его в собственных разработках, коих сейчас на рынке насчитывается не один десяток. Некоторые делали на его основе пластиковые корпуса, приближаясь тем самым к Samsung Gear VR, другие предлагали просто более качественный картон и новые расцветки, а третьи старались оптимизировать управление.
По состоянию на январь этого года всего было продано порядка 5 миллионов оригинальных Google Cardboard, для которых выпущено более 1 000 приложений. Можно ли это назвать успехом? Несомненно. До сих пор эта шутка «корпорации добра» остается самым доступным способом приобщиться к виртуальной реальности, что мы в свое время и сделали.
HTC Vive
Все в том же 2014 году был представлен прототип VR-шлема для ПК от компании Valve под названием SteamVR. В отличие от предыдущих аксессуаров, новинка была ориентирована в первую очередь на геймеров. Партнером в разработке устройства выступила тайваньская HTC, которая анонсировала устройство, получившее в итоге название HTC Vive, весной прошлого года. Сбор предзаказов на устройство ценой 799 долларов (~54 200 рублей) уже ведется, а отправка готового гаджета начнется в начале следующего месяца.
От своего главного и пока единственного конкурента в лице Oculus Rift аксессуар отличается не только ценой, но еще и комплектом дополнительной аппаратуры, включающей в себя и манипуляторы. Также шлем предлагает возможность приема и выполнения звонков, работы со встроенным приложением органайзера и т.п. Таким образом, пригодится он не только геймерам, ищущим новых ощущений, но, в перспективе, инженерам, ученым и представителям прочих серьезных профессий.
PlayStation VR
Аксессуар Sony стоит особняком от прочих, он рассчитан на работу лишь с фирменными консолями. Создание PlayStation VR заняло немало времени — впервые о проекте мы услышали еще в сентябре 2013 года, а презентация гаджета под кодовым именем Project Morpheus состоялась в марте 2014-го. Финальная версия анонсирована и вовсе на днях, а в Россию аксессуар попадет только в октябре. Что характерно, обойдется новинка намного дешевле тех же HTC Vive и Oculus Rift — в 399 долларов или примерно в 27 000 рублей. На старте авторы обещают линейку из 50 игр, которые будут выпущены еще до конца года. Важный факт — в будущем производитель может выпустить версию PlayStation VR для ПК.
Ситуация на рынке
С большинством современных гаджетов виртуальной реальности все понятно. К примеру, PlayStation VR на старте будет работать лишь с консолями, чем явно привлечет немалое внимание геймеров. Рынок аксессуаров виртуальной реальности для Android-смартфонов представлен в свою очередь десятками устройств, работающими по сходному принципу (подобрать вариант на вкус, цвет и кошелек ничего не стоит). С ПК ситуация интереснее.
Oculus Rift вышел раньше HTC Vive, во время разработки привлек к себе большее внимание, да и стоит заметно дешевле. Вот только не стоит забывать, что все мы при покупке уделяем немало внимание бренду. За HTC Vive стоят такие титаны, как сам тайваньский производитель и Valve. В активе Oculus Rift из громких имен можно вспомнить лишь Facebook (который ни к «железу», ни к софту отношения не имеет), да Джона Кармака. Последний, без сомнения, фигура в узких кругах культовая, но кто его помнит в наши дни?
Таким образом, за HTC Vive видится явно больший коммерческий потенциал, что обернется большим вливанием средств в проект, разработкой под него новых игр и так далее. Хотя стоит понимать, что устройство пока не вышло, и если Oculus Rift уже отхватил свою долю критики, то Vive это только предстоит — возможно она будет настолько разгромной, что отвернет покупателей.
В целом VR-шлемы представляют собой развлечение недешевое. Причем, речь здесь идет не только о цене самого аксессуара, но еще и о необходимом устройстве для управления им. В случае PlayStation VR — это консоль PlayStation 4, а Oculus Rift и HTC Vive требуют очень мощных ПК. В результате для того, чтобы прикоснуться к данной сфере приходится либо выбирать ультрадешевый Google Cardboard, либо широко расстегивать кошелек.
Что в будущем нас ждет?
Ситуация в ближайшие годы явно изменится. Сфера VR сегодня считается одной из наиболее перспективных, так что инвесторы активно вливают в нее средства. Как результат — производители готовят собственные решения для работы с ней. К примеру, Apple явно затевает что-то в данном направлении, но новости с данного фронта слишком уж скудные. Можно не сомневаться, что в будущем VR-аксессуары расплодятся как кролики, их возможности вырастут, а цена снизится. Как долго продлится этот процесс и чем завершится в итоге, предсказать сложно.
Что же касается сфер применения VR-шлемов, то они явно не ограничатся простыми играми. Сфера виртуальной реальности дает широчайшие возможности для множества профессий. Инженеры смогут оперировать чертежами и деталями в полностью трехмерном пространстве. Учителя проведут экскурсии по ведущим музеям мира, не покидая класса. Люди с ограниченными возможностями побывают во всех странах земного шара. Перспективы обширнейшие и нам остается лишь ждать, когда они станут реальностью.
Нет комментарий