В середине 50-х годов вертолетные перевозки приобрели в СССР чрезвычайную популярность, так как они оказались очень удобными. Благодаря появлению вертолетов появилась возможность быстро перемещаться в самые труднодоступные регионы страны. В результате количество и объем перевозок постоянно увеличивались, а вместе с тем росла потребность во все более вместительных машинах. К 1958 году самым большим пассажирским вертолетом был 16-местный Ми-4, а уже спустя менее 10 лет на пассажирских линиях работал Ми-8, который вмещал в два раза больше пассажиров. Однако к началу 60-х годов уже было недостаточно даже его. Поэтому руководство “Аэрофлота” запросило у ОКБ-329 имени М.Л. Миля еще более крупную пассажирскую машину, которую решено было построить на базе вертолета Ми-6
Ми-6 — легендарный советский вертолет
Работа над вертолетом Ми-6 была инициирована Постановлением Совета Министров о разработке тяжелого транспортного вертолета от 1 июня 1954 года. В соответствии с этим документом, вертолет должен был перевозить грузы весом до 6 тонн при нормальной взлетной массе, до 8 тонн при перегрузочной массе и до 11,5 тонны при полете на укороченную дистанцию.
ОКБ-329, которое известно также другими своими вертолетами, такими как Ми-28, приступило к созданию Ми-6 сразу в трех вариантах — транспортном, десантном и санитарном. Причем основным предназначением вертолета была высадка десанта. Спустя всего 3 года первый готовый образец был готов к летным испытаниям, которые впервые состоялись в июне 1957 года. В 1960 году были созданы первые военные вертолеты Ми-6 для опытной эксплуатации, а спустя два года поступил на испытания первый гражданский вертолет.
Надо сказать, что вертолет получился очень большим — его длина составляла 35 метров, а высота на стоянке — 9,15 метров. Поэтому по сей день он остается одним из самых крупных вертолетов в мире. Кроме того, машина получилась чрезвычайно прогрессивный для своего времени. Ми-6 смог установить несколько мировых рекордов. В частности, он преодолел скорость в 320 км/ч, которая на тот момент считалась недостижимой для вертолетов. За это достижение ОКБ даже получило «Приз американского геликоптерного общества» Игоря Сикорского. К слову, эта скорость по сей день считается очень высокой для вертолетов. Например, Boeing работает над созданием самого быстрого вертолета, который будет разгоняться до 333 км/ч.
Самый большой пассажирский вертолет в мире
В 1963 году руководству “Аэрофлот” удалось добиться, чтобы ОКБ-329 включило в план разработки пассажирскую версию вертолета. К этому моменту уже несколько лет эксплуатировались военные и гражданские вертолеты Ми-6. Первый винтокрылый авиалайнер Ми-6П был построенный на базе грузового вертолета, был представлен в 1965 году. Фактически, это был изначально грузовой вертолет, переделанный под пассажирский.
Вместительный грузовой отсек длиной 12 метров и шириной 2,5 метра включал в себя 80 комфортабельных кресел по 5 в ряд. В результате по вместимости вертолет был практически такой же, как российский реактивный авиалайнер Sukhoi SuperJet. Вдоль бортов пассажиров располагались багажные полки, как в салоне самолетов. Над пассажирскими местами были предусмотрены персональные светильники и вентиляторы.
Салон Ми-6П имел потолок высотой 2,65 метра, что значительно выше чем у самолетов того времени. Кроме того, у него были более крупные иллюминаторы, обеспечивающие хорошую обзорность. В этом плане вертолет был даже более комфортным, чем самолеты. В хвостовой части фюзеляжа располагался туалет. Дополнительный уровень комфорта обеспечивала тепло- и звукоизоляция салона.
Спустя еще два года с нуля был построен первый экземпляр Ми-6П, получивший бортовой номер СССР-58647. Он же стал и последним пассажирским Ми-6, который ушел в историю, но остался непревзойденным.
Почему Ми-6П не стали выпускать серийно
В 1967 году СССР-58647 был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже в Париже, где, как сообщается, был крайне позитивно оценен публикой. Это не удивительно, ведь на западе ничего подобного на тот момент не существовало. Однако по какой-то причине от серийного пассажирского вертолета было решено отказаться. Что именно пошло не так, остается загадкой — ни один источник не сообщает этой информации.
Вертолет с бортовым номером СССР-58647 не эксплуатировался по назначению, и в 1970 году был передан на баланс Минобороны СССР. Но несмотря на то, что проект фактически был свернут, потребность в большом пассажирском вертолете не исчезла. Поэтому в 80-х годах был создан большой пассажирский вертолет Ми-26П на базе машины следующего поколения.
Но Ми-26П уступает в плане вместительности своему предшественнику — салон вмещает всего 63 пассажира. Правда, в 80-х годах также разрабатывался проект на 70 мест, однако он не был реализован. Тем не менее Ми-26П в настоящее время остается самым крупным эксплуатируемым пассажирским вертолетом в мире.
Нет комментарий