Компьютерная игра «Тетрис» давно обрела культовый статус и стала предметом многочисленных исследований и экспериментов. Совсем недавно, в начале октября, ученые из Вашингтонского университета использовали игру для демонстрации технологии BrainNet, позволяющей управлять фигурами при помощи силы мысли. Журнал Emotion опубликовал результаты нового исследования, которое доказывает, что складывание различных фигур позволяет быстро войти в состояние потока и ослабить напряжение в стрессовых ситуациях.
Новое исследование проводилось в Калифорнийском университете города Риверсайд психологом Кейт Суини. По ее словам, потоковое состояние помогает легче пережить стрессовые моменты жизни, так как находящиеся в нем люди теряют чувство пространства и времени и полностью концентрируются на деятельности. Термин был придуман в 1975 году психологом Михалием Циссентмихали, очарованным художниками, которые в процессе творчества забывали даже поесть.
По мнению Кейт Суини, «Тетрис» является лучшей игрой для вхождения в поток благодаря возрастающей сложности. Удерживание внимания и постоянная мотивация усиливают эффект — такая же особенность есть и у мобильной игры Candy Crush, в которую играет даже сама Кейт.
Чтобы доказать утверждение, исследователи дали поиграть в «Тетрис» выпускникам юридических школ Калифорнии, ожидающим результатов экзаменов. То же самое было рекомендовано студентам, подавшим заявку на работу. В обоих случаях испытуемые ощущали меньше беспокойства, пока были сконцентрированы на игре.
Третий эксперимент оказался самым интересным. Исследователи попросили 290 студентов заполнить опросники и сдать собственные фотографии. Им сказали, что их данные будут переданы ученикам из других университетов для оценки их привлекательности. Разумеется, это вызвало сильное беспокойство, но испытуемых разделили на три группы и дали поиграть в три варианта «Тетриса».
Первая группа играла в обычную версию с постепенно нарастающей сложностью. Вторая была занята легким вариантом, где фигуры опускались настолько медленно, что вызывали скуку. Третьей группе достался «Тетрис» с быстро падающими фигурами, из-за чего студенты быстро проигрывали. Опрос показал, что игроки в обычную версию с нарастающей сложностью быстро вошли в состояние потока и испытали минимум стресса.
Кейт Суини отметила, что «Тетрис» не является панацеей от всех тревог, но у него явно есть положительные свойства. Игра доступна практически каждому человеку, поэтому считается, что она — неплохое начало для борьбы со стрессом.
Нет комментарий