Сверхзвуковые пассажирские авиаперевозки прекратились более 20 лет назад. Последний французский сверхзвуковой самолет Конкорд совершил полет в последний раз 26 ноября 2003 года. От них было решено отказаться по разным причинам, главными из которых является дискомфорт при полетах, причем его ощущают как пассажиры самолета, так и люди на земле из-за характерного хлопка. Однако недавно НАСА разработало самолет X-59, который не издает хлопок при полете. Кроме того, другие автопроизводители также работают над созданием своего сверхзвукового пассажирского самолета. В частности, компания Boom Supersonic уже провела первые летные испытания своего аппарата XB-1, который является прототипом пассажирского авиалайнера. Полет был осуществлен в Калифорнии 22 марта и прошел в полной мере успешно.

Сверхзвуковой пассажирский самолет XB-1 совершил первый экспериментальный полет

Экспериментальный сверхзвуковой самолет XB-1 совершил первый свой полет. Источник фото: boomsupersonic.com

Экологичный сверхзвуковой самолет XB-1

Самолет XB-1 разрабатывался для последующего создания на его основе экологичного сверхзвукового авиалайнера Overture. Пока еще он находится на ранней стадии разработки, но в конечном итоге должен стать “Конкордом” 21-го века. Вполне возможно, он ознаменует собой начало новой эпохи сверхзвуковых авиаперевозок.

Некоторые авиакомпании уже даже заявили о готовности приобрести эти самолеты, например United Airlines выявила желание закупить сразу 50 Overture к 2029 году. В общей сложности у авиапроизводителя уже имеется более 130 заказов Как сообщается, самолет будет более энергоэффективным, чем все его предшественники. Кроме того, он будет работать на 100% экологичном топливе.

Сверхзвуковой пассажирский самолет XB-1 совершил первый экспериментальный полет

Так будет выглядеть пассажирский сверхзвуковой авиалайнер Overture. Источник фото: boomsupersonic.com

Напомним, что XB-1 Supersonic Demonstrator был представлен еще в 2016 году. Он оснащен сразу тремя двигателями General Electric J85-15, обладающими системой управления вектором тяги. Фюзеляж самолета с изменяемой геометрией крыла выполнен из углеродного волокна и композитных материалов.

Сверхзвуковой пассажирский самолет XB-1 совершил первый экспериментальный полет

Корпус самолета выполнен из углеродного волокна и композитов. Источник фото: boomsupersonic.com

Над его дизайном работали специалисты из NASA, Boeing и SpaceX. Согласно проекту, самолет сможет развивать скорость до 2335 километров в час. Это позволит в три раза быстрее перевозить пассажиров, чем любой другой современный авиалайнер. Салон будет рассчитан на 64-80 пассажиров.

Интересные особенности сверхзвукового авиалайнера Overture

Самолет имеет несколько интересных особенностей, повышающих его эффективность и безопасность. Например, он оснащен системой обзора дополненной реальности. Две установленные в носовой части камеры, дополненные цифровой индикацией положения и траектории полета, выводят информацию на дисплей пилота с высоким разрешением. Это обеспечит улучшенную видимость и ориентацию на взлетно-посадочной полосе.

Сверхзвуковой пассажирский самолет XB-1 совершил первый экспериментальный полет

Система дополненной реальности обеспечит дополнительную безопасность при взлете и посадке. Источник фото: boomsupersonic.com

При создании дизайна инженерами была использована технологии оптимизации аэродинамики. Вычислительное моделирование позволило остановиться на оптимальном дизайне после анализа тысяч различных вариантов XB-1. Оптимизированная конструкция сочетает в себе безопасность при взлете и посадке, а также эффективность на сверхзвуковых скоростях.

Для реализации сложного аэродинамического дизайна, как уже было сказано выше, использованы композитные материалы и углеродное волокно. Благодаря им конструкция получилась прочной и легкой. Также компания Boom Supersonic сообщает, что в самолете применены уникальные сверхзвуковые воздухозаборники, которые замедляют поток воздуха до дозвуковых скоростей, что позволяет обычным реактивным двигателям работать в оптимальном режиме на всем протяжении полета, включая сверхзвуковой полет.

Сверхзвуковой пассажирский самолет XB-1 совершил первый экспериментальный полет

Цифровая оптимизация аэродинамики обеспечит повышенную стабильность самолета на всем протяжении полета — от взлета и до посадки. Источник фото: boomsupersonic.com

Первое испытание сверхзвукового самолета

В отличие от экспериментального самолета X-59 НАСА, XB-1 уже совершил первый полет. Как сообщает компания Boom Supersonic, на высоте более 2000 метров самолет развил скорость в 439 км/час. Конечно, это гораздо меньше скорости звука, которая составляет немногим более 1234 км/ч. однако перед самолетом не стояло такой задачи во время первого испытания. Прежде чем разгоняться до высоких скоростей, инженерам необходимо было проверить и оценить безопасность, а также управляемость самолета. Как сообщается, со всеми поставленными перед ним задачами он справился.

По словам генерального директора Boom Supersonic, самолет XB-1 совершил полет в том же “священном” воздушном пространстве, где в 1947 году Bell X-1 впервые преодолел звуковой барьер. Очевидно, в ближайшее время будут происходить новые испытания, результаты которых будут использованы для создания пассажирского авиалайнера Overture.

По материалам hi-news