В мире техники многие проекты «зарубаются» еще на этапах финансирования или испытаний. Постройка вооружения – это вообще отдельная тема. Машины там создаются либо с целью запугать вероятного противника, либо с вполне конкретной целью. Немецкий сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen VIII «Maus», который разрабатывался в период с 1942 по 1944 гг, относится к обоим вариантам. Впрочем, его разработка все равно была свернута. Однако рассказать о танке «Маус» не будет лишним, ибо он является уникальным в своем роде.
В первую очередь, уникальностью Maus является его огромный вес из-за повешенной на него брони. «Маус» разрабатывался в качестве машины прорыва, поэтому вес танка составлял почти 190 тонн. Не секрет, что в третьем Рейхе было множество талантливых инженеров, часть из которых после войны трудилась на благо других стран. Танк Maus разрабатывался под непосредственным руководством небезызвестного Фердинанда Порше.
Архивное фото — Maus на железнодорожной платформе
Маус на испытаниях в Беблингене. На борту изображены перевернутые серп и молот
Из-за огромного веса новой машины, конструкторами были использованы гусеницы шириной 1100 мм, что обеспечило давление на грунт не выше, чем у обычных тяжелых танков. При этом во время испытаний «Маус» показал, что опасения относительно его проходимости по пересеченной местности были напрасными.
В создании Maus помимо Porsche принимали участие еще несколько компаний, каждая из которых отвечала за свою часть проекта. За корпус и башню была ответственна фирма «Крупп», компания «Даймлер-Бенц» занималась изготовлением двигателя, а «Сименс» отвечала за электронику и трансмиссию. После доставки основных частей, общая сборка проходила на заводе фирмы «Алкетт».
Схема Panzerkampfwagen VIII Maus
Экипаж танка составлял шесть человек, среди которых были командир танка, командир орудий и два заряжающих, располагающиеся в башне. Водитель и радист находились в нижнем отсеке. На вооружении у Maus были две пушки, калибром 128 мм (в дальнейшем планировалось увеличить до 150 мм) и 75 мм, а также стандартный немецкий пулемет MG-42, калибра 7,92-мм.
Одним из минусов танка Maus (как и его плюсов в других областях) является его тяжесть. Поэтому автомобильные мосты становились достаточно сильной преградой при преодолении рек. Из-за этого немецкие инженеры предложили переправлять танки парами по дну реки. Электрический кабель, соединяющий танки, позволял одной машине руководить другой, которая была загерметизирована и без экипажа переправлялась на другую сторону.
Кабина управления с кожаными сиденьями
Впрочем, этим мощным танкам так и не довелось поучаствовать ни в одном из боев. Из-за того, что Германия однозначно проигрывала во Второй Мировой войне к концу 1944 года было решено прекратить финансирование проекта, потому что все равно стало уже невозможным серийное производство танка. Всего было выпущено два опытных образца.
Оба из них в конце войны немецкое командование решило уничтожить, из-за невозможности их эвакуации. Однако каким-то значимым повреждениям подвергся лишь один. Воспроизведенный по восстановленным чертежам другой экземпляр находится и по сей день в Бронетанковом музее в Кубинке.
Уничтоженный самими немцами один из опытных Maus
Отреставрированный танк Maus в музее в Кубинке
Нет комментарий