В этом году отмечается 50-летие первой посадки на Луну и важный поворотный момент в мировой истории. Израильская роботизированная миссия «Берешит» только что прибыла на лунную орбиту с запланированной на 11 апреля посадкой, что делает Израиль четвертой страной, приземлившейся на поверхности Луны. И это после невероятной высадки Китая на обратную сторону Луны в январе.

США хотят «вернуться на Луну» через пять лет. Получится или нет?

Эта новая космическая гонка недавно побудила вице-президента США Майка Пенса предложить еще одну пилотируемую миссию на Луну в течение следующих пяти лет. Но разумно ли его предложение, учитывая, что никто не посылал туда людей с 1972 года? Имеет ли смысл делать это с научной точки зрения?

Зачем лететь на Луну?

Если правительства терпят неудачу, когда дело доходит до программ исследования космоса человеком, они не понимают уровня времени и обязательств, необходимых для достижения успеха. Это новое предложение следует за просьбой президента США Дональда Трампа в 2017 году: осуществить пилотируемую миссию с посадкой на Марс до конца его первого срока (2020 год).

Но эта задача еще более сложная, чем пилотируемая миссия на Луну: время достижения Красной планеты варьируется в зависимости от взаимного расположения Земли и Марса. Возможность запуска на Марс, когда время в пути самое короткое, появляется примерно каждые два года. С учетом того, что время в пути составляет от шести до девяти месяцев, такая миссия должна была начаться в апреле 2018 года, чтобы достичь Марса до 2020 года.

Основные проблемы

Одним из препятствий по дороге на Луну за пять лет является финансирование. Космические миссии стоят недешево. Прекрасная миссия «Кассини», беспилотный космический корабль на Сатурне, обошлась примерно в 3,26 миллиарда долларов. Текущая оценка бюджета NASA на 2019 год составляет 19,9 миллиарда долларов США и должна включать как новые, так и текущие миссии, исследовательские центры, сотрудников, студенческие стажировки и стипендии, исследования и разработки.

Хотя все это большие деньги, количество получаемых NASA средств в процентах от ВВП стремительно падает. В 1966 году NASA получило 4,4% от национальных расходов — в этом году бюджет менее 0,1%. Если нынешняя администрация США действительно серьезно относится к выполнению обязательств перед президентом, ей придется увеличить финансирование NASA.

Но даже при меньшем бюджете, почему у США не получается обуздать пилотируемые миссии? Каждый президент хочет оставить свой след на Луне и просто в космосе. Космические полеты требуют длительного планирования. Чем масштабнее программа, тем более высока вероятность, что ее не «дотянут» до конца.

Джордж Буш-младший, например, отменил программу космических шаттлов, а Барак Обама отменил программу Constellation, целью которой было вернуть людей на Луну к 2020 году. Создаваемая при Буше, эта программа имела более достижимый 16-летний срок.

Техническая трудность в случае с пилотируемой миссией за пять лет заключается в том, что в настоящее время нет ни одной ракеты-носителя, которая была бы достаточно мощной, чтобы выполнять эту работу. NASA сейчас работает над Space Launch System (SLS), реликтом программы Constellation, но эта ракета еще даже не летала. Даже если не считать испытательный полет, способность доставлять астронавтов на Луну еще не скоро появится.

Даже недавно запущенный коммерческий Falcon Heavy не может выполнить эту миссию за один запуск. Потребовалось бы по крайней мере два запуска различных частей космического корабля, которые затем должны были бы состыковаться на орбите. Это усложнит и задержит миссию.

Зачем отправлять людей?

Один из самых больших вопросов: зачем вообще отправлять людей? Роботизированные миссии всегда были предпочтительнее. По мере развития технологий у нас появляется возможность заниматься наукой с помощью все более компактных и совершенных роботов.

Это важно, если учитывать, что стоимость запуска материала на низкую околоземную орбиту составляет примерно 20 000 долларов за килограмм. Отправка человека и все, что ему нужно, стоит намного дороже, чем отправка камеры. Но это может измениться, благодаря разработке коммерческих и многоразовых ракет. SpaceX утверждает, что стоимость запуска Falcon 9 составляет всего 6000 долларов за килограмм.

Нынешний американский план по освоению Луны состоит в том, чтобы отправить астронавтов в южную полярную область Луны и создать там плацдарм для долгосрочного присутствия человека на Луне. На южном полюсе есть кратеры, богатые водяным льдом, который не только необходим для жизни человека, но также может использоваться для производства топлива и кислорода для дыхания. Возможность электролизовать воду, разделяя ее на водород и кислород, появилась еще в 1800-х годах, а нужную мощность можно легко подать за счет солнечных батарей.

Пост подготовки мог бы позволить NASA запускать американских астронавтов на Марс и за его пределы. Другие преимущества включают возможность выбирать, что изучать, и исследовать деликатные геологические заметки на месте. Мы также могли бы использовать Луну для создания астрономической обсерватории, которая могла бы получить превосходный обзор Вселенной, учитывая тонкую атмосферу.

Милитаризация космоса

Причины внезапной гонки на Луну, несомненно, вызваны возможностью космической гонки США с Китаем. Возможности Национального космического агентства Китая значительно возросли: от их первого пилотируемого орбитального полета в 2003 году до их первой космической станции в 2011 году.

Им также удалось посадить посадочный аппарат и марсоход на Луну в 2013 году и снова в 2018 году, и аппараты отправили качественные снимки обратной стороны Луны. Миссия по возвращению образцов запланирована на конец этого года — все это за 15 лет.

Возвращение американцев на Луну, безусловно, создаст захватывающие возможности для научных исследований и освоения космоса. Однако будет ли это возможно в ближайшем будущем, никто не знает.

По материалам hi-news