Подобно супергероям и суперзлодеям комиксов, крупнейшие технологические компании в мире сражаются друг с другом — и Земля их конечная цель. Хотя это может звучать весьма мелодраматично, именно так можно суммировать новейшую тенденцию среди компаний Кремниевой долины, которые стремятся доставить интернет в самые отдаленные уголки планеты, запуская свои собственные интернет-спутники на орбиту. Эти запуски могут окончательно превратить мир в запутанное и переплетенное место, о котором так мечтают техногиганты.
Что на кону? Возможность подключить каждого оставшегося человека на планете к Интернету. И в качестве бонуса — много-много миллиардов долларов.
Кто борется за космос
Прошлым летом Facebook подтвердил, что планирует запустить собственный спутник под названием Athena. Таким образом можно было бы обеспечить широкополосный доступ в Интернет для развивающихся «необслуженных и недообслуженных» сообществ мира. Предлагаемый спутник на низкой околоземной орбите должен был заступить на вахту «ограниченной длительности» в начале 2019 года, за которой последовала бы более продолжительная миссия — в случае успеха.
Илон Маск тоже в деле. Его компания SpaceX мечтала о «глобальной широкополосной системе» с 2015 года. В начале этого года было запущено два испытательных спутника Starlink (Tintin A и Tintin B), которые должны доказать работоспособность концепции. Если все пойдет по плану, за ними последуют тысячи других спутников.
Google не метит так высоко — буквально. Но инициатива Project Loon направлена на использование воздушных шаров на солнечных батареях для передачи интернета в дома, на предприятия и на личные устройства в тех частях мира, где отсутствует широкополосная инфраструктура. «Легче всего представить их как плавающие вышки сотовой связи», заявил ранее представитель Loon. «Loon работает с операторами мобильных сетей, чтобы расширить их сети для не подключенных или недостаточно подключенных сообществ».
Amazon также подключается к действу. На прошлой неделе появились планы по проекту «Койпер».
Инициатива Project Kuiper позволит розничному гиганту вывести 3236 спутников на низкую околоземную орбиту, опять же — чтобы обеспечить доступом в Интернет сообщества, у которых такой доступ пока отсутствует. Заявки были поданы в Международный союз электросвязи, учреждение ООН, которое решает вопросы по выделению орбит для спутников.
Есть и другие усилия, о которых мы не упомянули — их поддержали такие крупные имена, как Ричард Брэнсон. В 2019 году развертывание глобальной сети спутников вещания широкополосного интернета — это некий флэшмоб. Если ты этим не занимаешься, то чем ты занимаешься вообще?
Поле битвы: космос
Технокомпании любят трепаться о большой игре под названием «меняем мир». Стив Джобс, создатель Apple, часто говорил о том, как компания оставляет след во Вселенной — путем создания привлекательных, пусть и дорогих персональных компьютеров. Google не просто создает поисковые системы; она хочет сделать информацию мира полезной для каждого. Долгое время девиз «Не быть злом» был в корпоративном кодексе поведения компании.
Однако в большинстве случаев это все равно треп для отвлечения внимания. В конце концов, это компании, которые приносят колоссальные деньги и держат ответ перед акционерами. Будь то Facebook, рассказывающая о важности регулирования (и добавляющая барьер для потенциальных конкурентов), или Apple, отстаивающая конфиденциальность (и создающая таким образом ценный аспект, которым не могут похвастать жадные до данных конкуренты), во всем будет зашифрованное послание, каким бы милым все не казалось снаружи.
То же самое можно сказать о распространении интернета на самых бедных — или самых недообслуженных — рынках мира. «Спутниковые инициативы крупных техногигантов вроде Amazon, Facebook и Google, несомненно, полезные инициативы», говорит Спирос Маргарис, обозреватель венчурного капитала и технологической индустрии. «Конечно, техноигроки хотят помочь людям без интернета получить к нему доступ, но это лишь половина истории. Я думаю, все дело в получении новых клиентов, потому что там, где нет интернета, нет и b2c-бизнеса Amazon, например».
Это если кратенько. Amazon, Google, Facebook и другие за последние десять или более лет стали столпами жизни в Интернете. Долгое время они не сталкивались головами. Но это меняется. Будь то оригинальный видеоконтент, ИИ, исследования, поиск, доступ к новостям и многое другое — у этих компаний была масса способов развиваться, не вторгаясь в бизнес других.
Но спутниковая инициатива станет областью для конкуренции. Учитывая смелые планы по выводу тысяч новых спутников на орбиту и астрономические затраты, будет любопытно наблюдать за следующим этапом битвы за техноплатформу, которая ведется за пределами наших персональных устройств и даже за пределами атмосферы Земли.
Но рассматривать спутники как еще один занимательный технический проект не имеет смысла. Главная цель всего этого заключается в том, чтобы привлечь внимание пользователей всего мира. В США, например, практически у всех есть доступ к Интернета. Но в мире — чуть больше, чем у половины всего населения есть выход в онлайн.
Согласно данным, опубликованным в начале этого месяца, 56,1% населения мира имеет доступ к Интернету. На развивающихся рынках это число значительно ниже. Африка — один из рынков, который сильно отстает в «цифровом неравенстве».
Предоставление доступа в Интернет в эти части света — огромная возможность для современных гигантов. В дополнение к обеспечению доступа к Сети, это также шанс для Amazon, Facebook и других расширить свои рынки за пределы того, что в настоящее время вообразимо. Это гонка по принесению инструментов и сервисов вроде Google и Amazon Prime каждому человеку на нашей планете. Хотя это займет некоторое время, вознаграждение будет неописуемо большим, даже для компаний, которые имеют астрономическую ценность и обслуживают миллионы людей в день.
Или как сказал бы Шон Паркер из «Социальной сети»: «Твоя нынешняя база пользователей не такая уж крутая. А знаешь, что круто? 7,53 миллиарда пользователей».
Нет комментарий