Максимальная скорость самой быстрой в мире подводной лодки составляет 82,8 километра в час, или 44,7 узла. Этот мировой рекорд, который сохраняется в течение уже многих десятков лет. Он был установлен советской военной подводной лодкой К-222, изначально известной как К-162. Ее разработка началась в далеком 1959 году, а в 1969 году она была введена в строй и оснащена крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Помимо высокой скорости она имела ряд других интересных особенностей, которые на момент создания были новаторскими.
K-222: самая быстрая подводная лодка
К-222 — это советская атомная подводная лодка второго поколения, вооруженная ракетами П-70 “Аметист”, а также оснащенная ядерной силовой установкой. Ее длина составляла 106 метров. Для сравнения, длина самой большой подводной лодки в мире составляет 173 метра.
Как уже было сказано выше, разработка проекта началась в 1959 году по приказу Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза и Совета Министров страны. Разработка проекта велась до 1961 года, после чего в 1962 году в городе Северодвинске на заводе “Севмаш” началось строительство.
Проект содержал множество новых идей. Например, новаторством на тот момент был легкий корпус из титанового сплава, а также возможность запуска крылатых ракет из подводного положения. На тот момент подлодок с подводным запуском ракет еще не существовало. Среди других особенностей лодки — усовершенствованная атомная энергетическая установка. Для вооружения были специально разработаны крылатые ракеты ПКР П-70 Аметист, которые могли нести как обычные осколочно-фугасные боезаряды, так и ядерные мощностью 200 кт.
K-222 была создана прежде всего для борьбы с кораблями противника на большом расстоянии. В том числе подлодка могла поражать авианосцы. Надо сказать, что дальность ракет была сравнительно небольшой — всего 100 км. Однако этот недостаток компенсировался возможностью запуска из-под воды. Это обеспечивало фактор внезапности.
Самая быстрая подлодка в мире
Испытания в 1969 году показали, что лодка получилась даже более скоростной, чем предполагали инженеры, которые ее проектировали. Она смогла достичь скорости в 42 узла вместо запланированных 38. Однако работы над лодкой продолжались, и уже в 1971 году она развивала скорость до 44,7 узла при полной мощности реактора. С тех пор эту скорость не удалось превзойти ни одной другой подводной лодке.
Для сравнения, скорость Seawolf, одной из самых быстрых американских подлодок, составляет всего 35 узлов, или 64 километра в час. Как удалось советским инженерам добиться таких результатов? Очевидно, в этом сыграли определенную роль сразу несколько факторов. К ним относится мощная силовая установка, правильная гидродинамическая форма, и два винта в кормовой части.
Можно предположить, что подводная лодка K-222 представляла собой серьезную угрозу для США и других стран НАТО, особенно во времена Холодной войны. Но на самом деле, несмотря на ряд особенностей и преимуществ, данную подводную лодку нельзя назвать удачной. Именно поэтому она была единственной, созданной по проекту 661 “Анчар”.
Почему подводная лодка K-222 была неудачной
K-222 эксплуатировалась совсем не долго. Одна из главных проблем заключалась в том, что она была очень сложной и дорогой в эксплуатации, при том, что ее строительство оказалось тоже очень дорогим. Из-за высоких скоростей у нее возникали сильные структурные напряжения. Но это далеко не все проблемы, которые выявились в ходе эксплуатации. Также она оказалась очень шумной — внутри рубки управления уровень шума достигал 100 децибел. Это практически такой же уровень шума, как в ночном клубе с мощным оборудованием.
Высокий уровень шума возникал не только на максимальных скоростях. Проблема возникала уже на скорости в 35 узлов. Причина заключалась в турбулентном характере обтекания лодки. Несложно догадаться, что долгое время находиться внутри нее было очень тяжело для экипажа. Но самое главное — шум лишал подводную лодку скрытности.
Фатальным же для K-222 стал инцидент, произошедший в сентябре 1980 года во время обслуживания ядерного реактора. В результате уже в 1984 году подводная лодка была выведена из эксплуатации И поставлена на прикол в Северодвинске. В 1989 году K-222 была исключена из состава ВМФ и переведена в резерв. В 2010 году лодка была утилизирована в центре судоремонтства “Звёздочка”. Так закончилась история самой быстрой в мире подводной лодки.
Но нельзя сказать, что создание K-222 было совершенно бессмысленным. Полученный опыт во время разработки проекта 661 впоследствии инженеры использовали для проектирования подлодок ПЛАРК второго и третьего поколений. Дальнейшие работы велись в направлении снижения основных недостатков K-222 — высокой стоимости и шумности. Результатом развития концепции стал проект 670 «Скат». Кроме того, продолжились работы по созданию серийных лодок с титановыми корпусами.
Нет комментарий