Не секрет, что Оскар могут получить не только американские фильмы и кинодеятели. Например, номинация «За лучший фильм на иностранном языке» существует еще с 1948 года. Отечественное кино имеет богатые традиции, неудивительно, что некоторые ленты периодически попадали в шорт-лист Оскара и даже завоевывали престижную награду. Чаще всего называют двух наших лауреатов этой премии – «Москва слезам не верит» и «Утомленные солнцем». На самом деле статуэтка доставалась отечественным кинематографистам чаще, да и номинаций было немало. Давайте вспомним, какие советские и российские фильмы боролись за Оскара.
Разгром немецких войск под Москвой (Оскар 1943 года)
Впервые отечественный фильм получил Оскара еще в 1943 году. Награда досталась документальной ленте «Разгром немецких войск под Москвой». В ноябре 1941 года битва только начиналась, но Сталин приказал 15 кинооператорам вести съемки судьбоносного для страны сражения. По ночам режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин обсуждали с операторами план работы на следующий день, а утром машина увозила кинематографистов на фронт. Съемка велась в тяжелейших условиях, на 30-градусном морозе. Забивалась снегом техника, коченели руки. Не все операторы пережили эту съемку.
Сама студия превратилась в казарму. Но кинематографисты совершили свой подвиг – фильм вышел на экраны 23 февраля 1942 года. Через год лента получила Оскара в номинации «Лучший документальный фильм». И сегодня фильм остается бесценным историческим свидетельством важного события Второй мировой войны.
Война и мир (Оскар 1969 года)
«Война и мир» — важнейшее в отечественной литературе произведение. Неудивительно, что на съемки фильма по роману Толстого власти не скупились. Контроль над процессом вело непосредственно Министерство культуры. Работа предстояла невероятно сложная и ответственная – экранизация классического русского романа, любимого многими поколениями.
В результате под руководством Сергея Бондарчука родилась настоящая киноэпопея. Съемки велись целых 6 лет. Режиссер смог воссоздать как масштабные батальные сцены с тысячами статистов, так и роскошные балы тех времен. Для реализации замыслов Бондарчука потребовались и технические нововведения. Например, сражение при Бородино снимали камерой, установленной на 120-метровой канатной дороге.
Важное внимание уделялось атмосфере балов. Консультантом по этикету выступи Анна Книпер-Тимирева, гражданская жена Колчака. Со всей страны музеи поставляли реквизит для съемок. На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко, Наталью Фатееву, но в итоге остановился на кандидатуре Людмилы Савельевой. Съемка первого бала героини велась оператором Анатолием Петрицким на роликах, чтобы максимально передать атмосферу происходящего. Картина стала культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к духу эпохи, другие же критиковали за излишнее следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, в том числе Оскара в номинации «Лучший иностранный фильм на иностранном языке». Эту статуэтку получила Людмила Савельева, ведь сам Бондарчук был занят работой над очередным фильмом.
Дерсу Узала (Оскар 1976 года)
Этот фильм стал совместным проектом советских и японских кинематографистов. Режиссером выступил Акира Куросава, а в главных ролях снялись Виталий Соломин и Максим Мунзук. Литературной основой фильма стали произведения ученого, исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. В одной команде пришлось работать японцам и русским – людям абсолютно разных культур и менталитетов. Порой это оборачивалось курьезами, но чаще всего просто оборачивалось трудностями в работе.
Да и режиссер Акира Куросава оказался очень педантичным – мог потребовать перестроить избушку из-за перекоса бревен или же развешивать на деревья опавшие за ночь листья ради лучшей картинки. Для самого японца фильм стал первым, снятым на иностранном языке. Именно в этой номинации картина и получила Оскара в 1976 году. Впрочем, «Дерса Узала» и его актеры были отмечены премиями во множестве других стран: Франции, Перу, Италии, Испании, Финляндии.
Москва слезам не верит (Оскар 1981 года)
Сегодня этот фильм считается классикой советского кино. А ведь критики поначалу весьма прохладно встретили ленту. Режиссера Владимира Меньшова ругали за упаднические настроения и дешевый примитивизм. Но вот народу фильм понравился – в 1980 году его посмотрело 90 миллионов человек. Сам Меньшов долго сомневался, браться ли за мелодраматический сценарий, над которым автор работал всего 19 дней. Но история героев фильма была так похожа на его собственную – он тоже жил в общежитии и постепенно завоевывал Москву. Да и зацепил Меньшова момент с будильником, который своим звонком разделил жизнь героини на две части, а фильм в итоге – на две серии.
На церемонию вручения Оскара Меньшов не ездил, более того, узнал о победе своего детища из новостного выпуска. Да и факт присуждения ему престижной награды добавил больше проблем, чем славы. А заслуженную статуэтку режиссер получил только в 1999 году. Для западных же зрителей фильм стал демонстрацией советской действительности. Ходит легенда, что «Москва слезам не верит» многократно пересматривал по настоянию помощников Рональд Рейган при подготовке ко встрече с Михаилом Горбачевым. Так американский президент знакомился с менталитетом советских граждан.
Утомленные солнцем (Оскар 1995 года)
Режиссером российско-французской драмы выступил Никита Михалков. В фильме на фоне безмятежного дачного пейзажа раскрывается история одной семьи, в которой эхом звучат события гражданской войны и репрессий. Раскрывающаяся драма не оставляет равнодушным никого. Фильм понравился и зрителям, и критикам. Никита Михалков выступил еще и сценаристом, а также исполнил в фильме главную роль. Его партнершей стала Ингеборга Дапкунайте. Она сама предложила свою кандидатуру на роль Маруси, узнав о начале съемок.
«Утомленные солнцем» со звучащим в фоне танго настолько поразил британского драматурга Питера Флэннери, что тот на основе сценария поставил одноименную пьесу. Премьера состоялась в 2009 году на сцене Лондонского королевского Национального театра. А сам фильм получил Большой приз жюри Каннского фестиваля в 1994 году, а на следующий год и Оскара в качестве лучшего иностранного фильма.
Старик и море (Оскар 2000 года)
Анимационный фильм снят по классической повести Эрнеста Хемингуэя. Вся работа заняла у режиссера Александра Петрова два года, он же выступил и сценаристом. В создании фильма использовалась весьма трудоемкая техника «ожившей живописи», придуманная в Канаде. Именно там в сообществе с оператором Сергеем Решетниковым и создавался мультфильм. Картину рисовали на стекле не только масляными красками и кистью, но и пальцами.
Надо сказать, что «Старик и море» стал уже третьей попыткой Петрова заполучить Оскар. Ранее академики не оценили другие работы режиссера – «Корова» и «Русалка». В борьбе за вожделенную статуэтку в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» «Старик и море» обошел конкурентов из Канады, Нидерландов, Норвегии и Великобритании.
Фильмы-номинанты на премию Оскар
Братья Карамазовы (номинация в 1970 году)
Режиссер Иван Пырьев не боялся браться за экранизацию романов Достоевского. Но «Идиот» так и не был доснят из-за ухода из фильма Юрия Яковлева. Венцом творческой карьеры Пырьева могли стать «Братья Карамазовы», но и эта работа оказалась незаконченной. На этот раз помешала смерть режиссера от инфаркта в 1968 году. Третью серию снимали уже Михаил Ульянов с Кириллом Лавровым. А фильм со звездным составом журнал «Советский экран» назвал лучшим в стране в 1970 году. Сам Андрей Мягкой вообще считал роль Алексея Карамазова своей лучшей.
Чайковский (номинация в 1972 году)
Говорить о жизни великого человека непросто. Но подобные темы всегда находят внимание со стороны писателей и режиссеров. Вот только полностью раскрыть многогранную личность не так и просто. Режиссер Игорь Таланкин справился с задачей рассказать о жизни знаменитого композитора с учетом известной на тот момент информации. Фильм-биография получился двухсерийным, а в основу сценария легла переписка Чайковского с Надеждой Фон Мекк.
Лента была номинирована и на «Золотой глобус», и на «Оскар» сразу в двух номинациях: лучшая адаптация музыкальной темы и лучший фильм на иностранном языке. Главную роль сыграл Иннокентий Смоктуновский. Его гениальное перевоплощение заслужило приз на фестивале в Сан-Себастьяне, а зрители СССР назвали актера лучшим в 1970 году.
А зори здесь тихие (номинация в 1973 году)
Этот фильм является классикой советского военного кино. Станислав Ростоцкий взял за основу сценария повесть Бориса Васильева. Фильм рассказывает о военных событиях 1942 года. Старшина Федот Васков во главе женского отделения сражается с немецкими-диверсантами. В 1973 году в советском прокате «А зори здесь тихие» посмотрело 66 миллионов человек. Искренняя игра актеров обусловлена тем, что практически все главные роли достались дебютантам. Работа Ростоцкого была оценена призом Венецианского фестиваля и номинацией на Оскара.
Белый Бим Черное Ухо (номинация в 1979 году)
Отечественная история о верном псе, отправившимся искать своего хозяина, на 10 лет опередила японскую «Историю Хатико» и на 30 – голливудский римейк с Ричардом Гиром. Фильм не обрел мировую славу, но его отметили в Европе – премия «Хрустальный глобус» фестиваля в Карловых Варах досталась именно Станиславу Ростоцкому. Да и на Оскар лента была номинирована. А самому спрингер-спаниэлю установили памятник на одной из воронежских площадей.
Частная жизнь (номинация в 1983 году)
Юлий Райзман в своем фильме рассказал о том, как меняется мировоззрение ушедшего на пенсию требовательного управленца Абрикосова. Оказалось, что его идеалы уже устарели, с близкими утеряна духовная связь, а жизнь кажется прожитой напрасно.
Фильм рассказывает о вечной теме лишнего человека в общества, это не может не затрагивать сердца зрителей. Да и критики высоко оценили работу Райзмана. Сам режиссер пытался показать положение людей, чья система в одночасье рушится. И далеко не все готовы встретиться с изменениями. Помимо номинации на Оскар этот фильм получил еще и двух венецианских Золотых львов.
Военно-полевой роман (номинация в 1985 году)
Сценарий к фильму написал Петр Тодоровский на основе собственных воспоминаний о послевоенных годах. Он же выступил в качестве режиссера. Любовь солдата к санитарке во время войны не имела шансов перерасти в отношения, но в мирное время герои попадают в классический любовный треугольник. Премьера фильма пришлась на Берлинский кинофестиваль, где исполнительницу одной из главных ролей, Инну Чурикову, назвали лучшей актрисой.
На церемонию вручения Оскара в Америку отправился Тодоровский. Местные академики уверяли его, что приз достанется советской ленте, ей не было равных ни по качеству, ни по сюжету. Но политизированная тогда премия была отдана фильму о гроссмейстере Викторе Корчном.
Урга – территория любви (номинация в 1993 году)
За сценарную основу Никита Михалков взял практически анекдот, но на его основе родился серьезный, но вместе с тем и трогательный фильм. На севере Китая проживает молодая монгольская семья с тремя детьми. Больше не позволяют местные законы. И вот однажды супруга отправляет мужа в город за презервативами. Монгол отправляется в путешествие в сопровождении русского шофера.
Практически все роли исполнили китайские актеры, но режиссер Никита Михалков не смог отказать себе в роли камео, да и закадровый перевод реплик читает тоже он. В 1991 году советско-французский фильм получил венецианского Золотого Льва, а в 1993 году был номинирован одновременно и на Золотой глобус, и на Оскара.
Кавказский пленник (номинация в 1997 году)
Сергей Бодров-старший решился на смелый эксперимент – он экранизировал рассказ Льва Толстого, сделав его основной для событий 1990-х годов. В главной роли снялся сын режиссера, но протекцией такое решение не выглядит. Бодров-младший постоянно сопровождал отца во время творческих командировок. Пока еще утверждался кандидат на главную роль было решено попробовать сына режиссера. И он справился! Никаких поблажек сын отцу не делал. Позже Бодров-младший рассказывал, что сам он воспринимал эту работу как очередной для себя эксперимент. Фильм, режиссура и сценарий были отмечены рядом европейских наград, но Оскара так и не получил.
Вор (номинация в 1998 году)
Послевоенное время оказалось довольно жестким для страны. Именно об этом в острой социальной драме рассказал Павел Чухрай. Фильм получил сразу 6 премий Ника, а также приз жюри венецианского кинофестиваля. В Америке «Вор» был номинирован одновременно на Оскара и на «Золотой глобус».
Фильм рассказывает о знакомстве мальчика и его матери с офицером-фронтовиком, оказавшимся вором. Ребенку требовался отец, а бандит увидел возможность обзавестись помощником. Для Владимира Машкова роль харизматичного и жестокого уголовника стала одной из лучших в карьере. Его партнером в фильме стал 9-летний Михаил Филипчук.
12 (номинация в 2008 году)
Никита Михалков решил снять римейк классической судебной драмы «Двенадцать разгневанных мужчин». Только в российском варианте действия разворачиваются в спортзале средней школы. Там собрались 12 присяжных, определяющих вину 18-летнего чеченского юноши. Того обвиняют в убийстве отчима.
Злые языки поговаривают, что этим фильмом Михалков специально метил на Оскара. Но даже на 64-м Венецианском кинофестивале режиссеру дали всего лишь специальный приз за вклад в киноискусство. Да и американские академики не вдохновились работой Михалкова.
Левиафан (номинация в 2015 году)
Ранее Андрей Звягинцев выдвигал на Оскар фильм «Возвращение», но тот не попал в шорт-лист академиков. А вот «Левиафан» оказался куда более скандальным и числился чуть ли не фаворитом в борьбе за Оскар. Его Звягинцев так и не получил, а вот «Золотой глобус» режиссеру достался, впервые в истории отечественного кино.
В своем фильме автор переложил историю библейского Иовы на материал российской действительности. Николай – житель небольшого северного городка. Герой построил свой дом и мастерскую, но его размеренная жизнь вдруг столкнулась с безжалостной действительностью. Отождествление библейского чудовища Левиафана с государственной машиной, топчущейся по природе человека и свободе, впервые использовал еще Томас Гоббс.
Нет комментарий