В мире усиливается конкуренция в области лёгких ракет-носителей, в том числе со стороны компании SpaceX, открывающей путь в космос для частного бизнеса. Возможно, поэтому Роскосмос видит перспективы в развитии тяжёлых ракет. В настоящее время космическое агентство ведёт исследования в области создания сверхтяжёлого носителя с полезной нагрузкой до 80 тонн, стартовый комплекс для которой может использоваться для более мощных ракет.
Во вторник на академических чтениях по космонавтике в МГТУ имени Баумана новый глава агентства генерал-полковник Олег Николаевич Остапенко сообщил, что в феврале в военно-промышленную комиссию будет внесено предложение по разработке сверхтяжёлой космической ракеты, способной выводить на низкую опорную орбиту грузы массой свыше 160 тонн. «Это реальная задача. В плане и более высокие цифры», — отметил господин Остапенко. Однако для этого потребуется одобрение со стороны правительства.
Эта ракета-носитель должна стать самой тяжёлой в мире. Текущий рекорд принадлежит ракете NASA Saturn V, которая использовалась для космической программы полётов человека на Луну «Аполлон» — её максимальная полезная нагрузка составляла 120 тонн.
Рабочая группа Роскосмоса обсуждает вопрос и о возрождении приостановленного более 20 лет назад проекта сверхтяжёлой ракеты-носителя «Энергия» (100—200 тонн), с помощью которой в 1988 году 1 и единственный раз в космос был выведен многоразовый транспортный корабль «Буран», вернувшийся на Землю в беспилотном режиме. Созданный для «Энергии» жидкостный двигатель боковых блоков стал самым мощным среди своего типа в истории космонавтики и используется как на российских, так и на американских ракетах.
Столь крупные носители предназначены для запуска блоков орбитальных станций, тяжёлых геостационарных платформ и военных грузов, а также для экспедиций на Марс и в глубокий космос. В настоящее время NASA работает над сверхтяжёлой ракетой Space Launch System, которая будет иметь 2 варианта: для подъёма 70 и 130 тонн на низкую спутниковую орбиту. 1 испытательный полёт более лёгкой модели намечен на 2017 год. Китай тоже разрабатывает собственную сверхтяжёлую ракету Long March 9 для пилотируемых лунных миссий.
На сегодняшний день самой крупной эксплуатируемой российской ракетой является «Протон» с массой полезной нагрузки 23 тонны при выводе на низкую орбиту и 3,7 тонн — на геостационарную. В настоящее время Россия разрабатывает модульную ракету «Ангара», 4 варианта носителей которой имеют грузоподъёмность от 1,5 до 35 тонн. 1 запуск многократно откладывался, в том числе из-за разногласий с Казахстаном, и ожидается в текущем году с космодрома Плесецк в лёгкой компоновке. По словам главы Роскосмоса, сейчас принимаются решения относительно создания на новом космодроме Восточный стартового и технического комплексов для тяжёлой ракеты «Ангара» с полезной нагрузкой до 25 тонн.
Учитывая, что космодром Байконур, подходящий для запуска тяжёлых ракет, находится теперь за пределами государства, для гарантированного выхода России в космос в Амурской области сооружается новый космодром Восточный, 1 старт с которого ракеты-носителя «Союз-2» должен быть осуществлён в 2015 году.
Во время чтений в Университете Баумана Олег Николаевич сообщил и о планах российской космической промышленности в области освоения естественного спутника Земли: «Мы планируем последующие исследования Луны, в том числе с помощью луноходов, планируем не только доставку грунта, но и эксперименты на поверхности. Не исключено размещение долгосрочных, долгоживущих станций на поверхности, на которых будут работать экспедиции».
Нет комментарий