В ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) для решения изобретательских задач широко применяется принцип объединения альтернативных технических систем. Идея состоит в том, что две системы, выполняющие одинаковые полезные функции? объединяются в одну. При этом (теоретически) их достоинства суммируются, а недостатки – взаимно компенсируются. Но на практике не всё бывает так гладко… Вот один из примеров из области робототехники.
Если объединить два робота с различными способами передвижения (например, наземного робота и летающего робота), то можно предположить, что их достоинства (эффективность и неприхотливостью наземного робота и диапазон действия, и скорость летающего робота) будут суммироваться. Однако проектируя одного робота, который будет и ездить, и летать, можно получить в результате неэффективную техническую систему. Взлетев, робот будет таскать вес своей “наземной” подсистемы, что приведёт к нежелательному лишнему расходу энергии и, как следствие – к уменьшению диапазона действия робота. Как быть? ТРИЗ подсказывает: можно раздробить объект на независимые части. В данном примере, наземный робот-таракан используется как разгонный блок (и временное шасси) для запуска робота-птицы.
Теперь о технических деталях. Робот-птица сконструирована так, что не может самостоятельно взлететь (разогнаться до скорости 1.3 м/с и обеспечить угол атаки своим крыльям между 35 и 40 градусами). Эти функции берет на себя робот-таракан.
На видео видно, что сначала робот-таракан бежит по взлётно-посадочной полосе с нарастающей скоростью, а крылья робота-птицы неподвижны, как у планера. Лобовое сопротивление крыльев при нарастающей скорости заставляет робота-птицу задирать нос и увеличивать угол атаки своих крыльев. Когда скорость робота-таракана почти достигает скорости отрыва, робот-птица начинает махать крыльями, отрывается от робота-таракана и продолжает самостоятельный полёт.
В чём же выигрыш? Разработчики утверждают, что “временное размещение робота-птицы на роботе-таракане уменьшает стоимость транспортировки робота-птицы к месту выполнения своей задачи приблизительно на 25 процентов. Это уменьшение в стоимости транспортировки было бы полезно в ситуации, когда, например, робот-таракан и робот –птица вместе должны достигнуть заданной точки на расстоянии в 80 метров, а потом робот-птица должен пролететь оставшиеся 20 метров до цели, которой робот-таракан не может достигнуть”. В будущем, хотелось бы увидеть у данной системы новую функцию: робот-птица совершает посадку на бегущего робота-таракана.
Нет комментарий