Несмотря на то что потенциально к блокировке WhatsApp в России пользователи были готовы еще два года назад, когда Роскомнадзор ограничил работу Instagram* и Facebook*, до сих пор реальных оснований для этого не было. В ведомстве объясняли, что мессенджер не является средством распространения информации, а потому оснований препятствовать его работе в стране пока нет. Но кто бы мог подумать, что проблема придет оттуда, откуда ее совсем не ждали. Как оказалось, угроза блокировки нависла уже не только над Ватсапом, но и над звонками во всех сервисах обмена сообщениями. Сегодня попробуем разобраться, что не так с этой функцией и какие могут быть причины для ограничения ее работоспособности.
Звонят в Ватсап и просят код Госуслуг
По данным Минцифры, почти каждый второй звонок в мессенджере совершают мошенники с целью обмана пользователей. Причем большинство таких вызовов поступает даже не из России, а из-за границы, и за последние три года их стало кратно больше.
Если в 2021 году доля вызовов со стороны злоумышленников не превышала 1%, то сейчас этот показатель вырос до 40%. Почти наверняка вы или ваши родственники получали звонки от людей, которые представлялись сотрудниками Почты России, Налоговой инспекции или других служб и просили озвучить им код авторизации на Госуслугах.
Стоит ли говорить, что никакого отношения к этим организациям те люди не имели. Их целью было выудить 5-значную комбинацию, которая позволила бы им украсть профиль жертвы на Госуслугах. Таким образом они могли бы дистанционно оформить на нее кредит, о чем мы уже рассказывали.
Антиспам в мессенджерах
Показательно, что мессенджеры стали одним из самых эффективных инструментов в руках мошенников. Все дело в том, что операторы связи технически не могут анализировать или блокировать звонки в мессенджерах. Они способны лишь фиксировать сам факт использования приложений, но не видят ни реальные номера звонящих, ни длительность разговоров из-за шифрования трафика.
Ограничить спам-звонки, поступающие по GSM-связи, возможно, и операторы успешно с этим справляются. В этом помогает система «Антифрод», которая эффективно определяет вызовы с подменных номеров внутри России. Поэтому подобных звонков в стране только за последний год стало в разы меньше. Но мессенджеры — совсем другое дело.
Впрочем, отдельные компании уже начали борьбу с мошенниками в мессенджерах на доступном им уровне. Например, в этом году Сбер запустил антиспам-сервис, который помечает или блокирует подозрительные звонки. Система проверяет номера телефонов по базам данных операторов, Роскомнадзора и коммерческих компаний.
Можно ли заблокировать звонки в Ватсап
Но у такого подхода есть ряд существенных недостатков:
- Во-первых, перехват происходит на уровне пользовательских устройств.
- Во-вторых, для этого абоненту необходимо самостоятельно установить специальные приложения и предоставить им доступ к мессенджерам на своем смартфоне, а многие — особенно люди в возрасте — не могут самостоятельно этого сделать.
Для эффективного противодействия мошенникам операторам необходимо активное участие самих владельцев мессенджеров в решении проблемы. Но Meta отказывается как-либо способствовать этому. А значит, Роскомнадзору фактически не оставляют другого выбора, кроме как вообще ограничить функцию звонков в мессенджерах.
По мнению экспертов, полная блокировка звонков в мессенджерах технически возможна. Голосовой трафик имеет характерные признаки, даже если он зашифрован. Его можно обнаружить и заблокировать с помощью оборудования класса DPI, которое Роскомнадзор уже устанавливает на сетях операторов связи.
Заблокируют ли звонки в мессенджерах в России
В октябре глава Роскомнадзора Андрей Липов уже подтвердил техническую готовность к блокировке звонков через мессенджеры в случае нарушения российского законодательства. Однако чиновник уточнил, что Минцифры пока не разрабатывает нормативных документов для ограничения голосового трафика, но готово рассмотреть предложения от участников рынка.
Блокировка может быть осуществлена двумя способами. Первый предполагает ограничение только входящих звонков из-за границы, что позволит существенно снизить количество мошеннических вызовов, так как большинство из них поступает именно из-за рубежа.
Второй сценарий более радикальный. Он состоит в том, чтобы полностью запретить голосовые вызовы в мессенджерах на территории России. Такое решение потребует значительных технических изменений и может затронуть работу всех популярных мессенджеров.
Впрочем, грести всех под одну гребенку может быть неправильно. Поэтому необходимо провести работу с мессенджерами в этом направлении. Например, Telegram почти наверняка согласится с требованиями российского законодательства, поскольку давно и исправно им подчиняется. А вот Ватсап действительно может ждать ограничение голосовых звонков из-за противоречивой позиции Meta. Поэтому чем дело закончится в итоге, пока непонятно.
* — сервис компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России
Нет комментарий