Полезны ли детям электронные игрушки?

Обычные кубики, по-видимому, всё-таки полезнее для развития ребёнка, нежели электронные гаджеты.

Хотя старые детские игрушки, вроде кубиков с буквами или раскладных книжек, никуда пока не делись, их ощутимо теснят игрушки нового поколения, нашпигованные электроникой, которые мигают, двигаются и поют песенки. С одной стороны, всевозможные «мигалки на батарейках» выглядят, безусловно, эффектнее, чем кубики, но, с другой стороны, знаем ли мы, какие из них полезнее для детей в смысле развития речи, внимания и т. д.?

Анна Соуза (Anna V. Sosa) из Университета Северной Аризоны вместе с коллегами поставила следующий опыт: двадцати шести родительским парам с детьми в возрасте от 10 до 16 месяцев раздали разные игрушки – электронные (вроде детского сотового телефона или детского лэп-топа), обычные (например, головоломку, изображённую на деревянных кусочках, резиновые «кирпичики» с картинками и т. д.), и обучающие книги-раскраски. Родители разобрали их по домам, так что психологи не имели возможности наблюдать, как дети с ними играют и что при этом происходит; но зато каждой семье дали специальное звукозаписывающее устройство. С его помощью можно было проследить, как и что говорят родители, играя с детьми в те или иные игрушки, и как им отвечают дети.

В статье в JAMA Pediatrics  говорится, что с электронными устройствами взрослые реже, нежели при игре с обычными игрушками, говорили со своими чадами, в разговоре использовали меньше слов, а те, что были, носили общий характер, не слишком относящийся к конкретной ситуации. Дети, со своей стороны, вообще редко подавали голос, когда имели дело с гаджетами. Конечно, на основании полученных результатов нельзя однозначно говорить, что электронные игрушки тормозят развитие, для этого нужна более мощная статистика и более длительное время наблюдений. Однако не будем забывать, что усвоение языка, формирование речевых способностей у детей идёт в первую очередь с родительского голоса.

Можно предположить, что электронные игрушки (пусть даже разработанные с образовательными развивающими целями), устраняя родительскую речь, тормозят развитие ребёнка. (Кстати говоря, наиболее «речевыми» оказались книги: играя с ними, родители общались с детьми больше всего, используя в своей речи разнообразные слова.)

У электронных устройств, конечно, есть одно важное преимущество: они быстро и прочно завладевают детским вниманием; деревянные кубики и книжки-раскраски с ними тут сравниться не могут. И, конечно, для родителей, особенно занятых, здесь есть большое искушение завалить ребёнка такими вот устройствами. Но в том, что кубики и прочие несовременные вещи не могут удержать внимание ребёнка, есть большой смысл: родителям приходится самим подключаться к игре. Дело ведь не только в развитии речевых способностей. Именно через общение, через интонацию улучшается взаимопонимание родителей и детей, осознаются социальные роли и связи, ребёнок учится эмпатии, учится чувствовать чужое настроение, и т. д. и т. п.

Повторим, что пока нельзя сказать, насколько фатальным может быть влияние электронных игрушек на формирование психики, но сами исследователи советуют всё-таки по возможности ими не увлекаться.

 

По материалам reired