Умное кольцо от Сбербанка, чей анонс состоялся в середине декабря, стало одной из самых обсуждаемых российских новинок последнего времени. И дело не столько в его происхождении или уникальности, сколько в отсутствии, казалось бы, очевидной для подобного устройства функции — бесконтактной оплаты через NFC. Решение Сбера не оснащать кольцо модулем ближнего поля вызвало бурные дискуссии. Пользователи и ИТ-журналисты выдвигали различные теории, пытаясь объяснить выбор банка. Однако реальная причина оказалась куда интереснее любых предположений, и она напрямую связана с будущим платежных технологий в России.
Умное кольцо Сбербанка
Если вы читали новости о выходе умного кольца Сбера, то наверняка помните, что первой и самой очевидной версией стало предположение о недостаточной технической экспертизе банка в работе с технологией NFC. Многие считали, что банк просто не смог реализовать данную функцию на должном уровне.
Позже появилась версия о том, что банк придержал поддержку бесконтактной оплаты для следующего поколения устройств. Эта версия звучала правдоподобнее всего. Выглядело вполне реальным то, что компоненты для NFC-модуля могли не поместиться в компактный корпус кольца, и специалисты Сбера решили взять на доработку дополнительное время.
Поверить в то, что Сбербанк сознательно отказался от технологии NFC, почему-то не мог никто. Именно поэтому такая версия даже не озвучивалась. Ведь разве это возможно? Но, как оказалось, отсутствие модуля ближнего поля в умном кольце является частью долгосрочной стратегии банка по развитию платежных сервисов.
Можно ли платить на кассе, если у телефона нет НФС
Оказывается, Сбер просто решил сосредоточиться на развитии альтернативных способов оплаты, которых у банка несколько.
Прежде всего это сервис бесконтактной оплаты, построенный на базе технологии «Волна». Она использует для передачи платежных данных не магнитное поле и не NFC, а протокол Bluetooth. Запуск нового сервиса запланирован на 2025 год, и, по слухам, он будет работать даже на iPhone.
Такое решение позволит банку обойти ограничения, накладываемые производителями смартфонов, особенно компанией Apple. Bluetooth-платежи открывают перед банком возможность создания собственной экосистемы платежных устройств, не зависящей от политики крупных технологических компаний.
Кроме того, использование Bluetooth потенциально обеспечивает более широкий охват устройств, поскольку эта технология присутствует практически во всех современных гаджетах. Это делает ее более универсальным решением по сравнению с NFC.
Бесконтактная оплата лицом от Сбера
Однако главной ставкой Сбербанка стала система биометрической оплаты «Оплата улыбкой». Банк уже занимается повсеместным внедрением этой технологии. Прямо сейчас по всей России установлено более миллиона терминалов с поддержкой биометрической идентификации. А в ближайших планах – развертка еще как минимум 2 миллионов таких устройств.
В то, что для банка это не пустой звук, верится вполне охотно. Это же подтверждает и стимулирование пользователей на оплату именно по биометрии. Для этого Сбер начал предлагать повышенный кэшбек в размере 5% на все покупки, оплаченные таким способом. То есть банк вкладывает в «Оплату улыбкой» немалые средства, что демонстрирует его уверенность в перспективности данного направления.
Тем более, что биометрическая оплата имеет ряд существенных преимуществ: пользователю не нужно иметь при себе какие-либо устройства или аксессуары, нет зависимости от уровня заряда гаджетов или наличия интернет-соединения. Кроме того, этот способ обеспечивает высокий уровень безопасности и скорость проведения транзакций.
Недостатки биометрической оплаты по лицу
Без недостатков, впрочем, не обошлось. В процессе практического использования биометрической оплаты я лично выявил ряд технических особенностей, которые могут влиять на удобство использования системы. Наиболее заметной проблемой является некорректная работа распознавания при наличии в кадре посторонних лиц – система может путаться и отказывать в проведении платежа.
Также пользователи отмечают снижение точности распознавания при ношении очков или головных уборов. Это главное препятствие для использования «Оплаты улыбкой» зимой, когда люди часто носят шапки и шарфы.
Другим фактором, влияющим на качество работы системы, является освещение. При направленном свете или в условиях недостаточной освещенности камера терминала, которая довольно посредственна, может испытывать сложности с идентификацией пользователя.
Безопасно ли платить улыбкой от Сбербанка
Тем не менее, пользоваться «Оплатой улыбкой» можно и нужно. Система биометрической оплаты довольно удобна и, как мне кажется, вполне безопасна. При оплате происходит захват изображения лица покупателя и его сверка с базой данных банка. В случае успешной идентификации производится списание средств, а пользователь получает подтверждение транзакции в своем банковском приложении. Пока что сбоев не было. Подтверждаю.
Таким образом, отсутствие NFC в умном кольце Сбербанка является не техническим ограничением, а осознанным выбором в рамках стратегии развития платежных сервисов. Банк делает ставку на создание собственной независимой платежной экосистемы, которая будет удобнее для пользователей и менее зависима от сторонних производителей.
Нет комментарий