В России почти все дороги покрыты асфальтом — бетонные трассы как в США и других странах у нас не популярны. Если покрытие уложено с соблюдением всех правил, срок службы асфальтовой дороги достигает 10 лет, но где это вы видели идеальные дороги без ям и других неровностей? В появлении изъянов на дорогах обычно винят климат России, мол, асфальт покрывается трещинами и ямами из-за перепадов температур и других капризов природы. Но, если взглянуть правде в глаза, обычно плохие дороги возникают из-за нарушения технологии укладки асфальта — чтобы сократить расходы, дорожные работники добавляют в смесь меньше битумной эмульсии, а также экономят на песке и щебне. Обычно ремонт дорог производится летом, но в Интернете полно видео, где ямы ремонтируются в ливень или вообще снежной зимой. Разве это не нарушение правил укладки дорог? Давайте разберемся.

Почему автомобильные дороги часто ремонтируются в дождь и снег?

Укладка асфальта зимой выглядит крайне странно

Когда дорога нуждается в ремонте?

Согласно документу ГОСТ Р 50597–93, максимально допустимые размеры ям на дорогах составляют не более 60 сантиметров по ширине, 15 сантиметров по длине и 5 сантиметров в глубину. Следить за состоянием дорог должны сотрудники ГИБДД — в случае обнаружения серьезных неровностей, они должны уведомлять дорожников. Те, в свою очередь, обязаны устранить проблему в самые краткие сроки, потому что даже небольшая яма может стать причиной серьезной аварии. Так как речь идет о жизнях людей, на ремонт отводится очень мало времени, от 1 до 14 дней. Поэтому зачастую у ремонтников нет возможности дожидаться хорошей погоды.

Почему автомобильные дороги часто ремонтируются в дождь и снег?

Ремонтировать дороги нужно в очень сжатые сроки, поэтому рабочим нужно действовать быстро

Как ремонтируют дороги?

Существует несколько способов ремонтирования дорог. Выбор зависит от того, какую площадь нужно восстановить, какой бюджет выделен на работу и какая погода стоит за окном.

Укладка холодного асфальта

Чаще всего, для ремонта небольших ям, используется холодный асфальт. Он является смесью щебня, гравия, песка, минерального порошка и медленно густеющего, жидкого битума. В отличие от горячего асфальта, холодный готовится без нагревания и может укладываться даже при -5 градусах Цельсия. После укладки, по отремонтированной дороге уже можно ездить — каток совершенно не нужен, потому что его заменяют ездящие автомобили. Холодный асфальт становится твердым в результате испарения углеводородных соединений, которые входят в состав жидкого битума.

Почему автомобильные дороги часто ремонтируются в дождь и снег?

Холодный асфальт

Укладка горячего асфальта

Горячий асфальт готовится из песка, гранитного щебня, битума и разных минеральных добавок. Чтобы покрытие служило долго, важно, чтобы песок был зернистым, гравий прочным, а битум пластичным. Как правило, горячий асфальт применяется только при строительстве новых дорог или полной реконструкции старых. Иногда его используют и при ремонте ям, но обычно только при температуре выше 10 градусов тепла. Если нужно произвести ремонт в зимнее время, на место привозятся литые смеси, согретые до 200 градусов Цельсия. Под воздействием высоких температур вода, которая находится в яме, просто испаряется.

Почему автомобильные дороги часто ремонтируются в дождь и снег?

Горячий асфальт дороже, потому что приходится задействовать больше техники

Можно ли чинить дороги зимой?

Исходя из написанного выше, дороги лучше укладывать в плюсовую температуру или максимум в 5-градусный холод. Однако, в случае необходимости, ремонтники могут начать работу и в более холодную погоду. Для таких случаев даже существует памятка «по ремонту асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях». Например, в ней рекомендуется сначала расчистить ямы от воды при помощи щеток и просушить продувкой. В Интернете можно найти видео, где рабочие чинят дороги в снежные дни — это не запрещено, потому что ремонтные работы можно проводить при 5-миллиметровых осадках. Но если идет сильный снегопад, работа запрещена.

Почему автомобильные дороги часто ремонтируются в дождь и снег?

Укладывать асфальт в плохую погоду можно, но предварительно высушив дорогу. Но много ли рабочих придерживаются этого правила?

Срок службы дорог

Как правило, городские дороги состоят из двух-трех слоев толщиной около десяти сантиметров. Если работа выполнена хорошо, верхний слой должен прослужить 5 лет, а нижний — около четырех. Иногда гарантийный срок рассчитывается в зависимости от интенсивности движения. То есть, если за сутки по дороге проезжает около тысячи автомобилей, она может прослужить до восьми лет. Если же трасса рассчитана на 20 тысяч автомобилей в сутки, срок ее службы составляет около двух лет, не больше. Что касается федеральных трасс, они должны соответствовать требованиям 12 лет.

Почему автомобильные дороги часто ремонтируются в дождь и снег?

Федеральные трассы должны обладать самым долгим сроком службы

Реальность такова, что несмотря на все написанное выше, в России зачастую очень плохие дороги. К сожалению, в этом обычно виноваты обслуживающие компании, которые могут специально не соблюдать правила укладки, чтобы дороги быстрее приходили в непригодность. А чем чаще ремонтируются дороги, тем чаще и больше получают деньги рабочие. А что по этому поводу думаете вы? Пишите в комментариях.

По материалам hi-news