Сейчас популярно мнение, что в мире робототехники происходят революционные изменения. Пусть роботы пока ограничены в своих возможностях и в круге задач доступных их решению. Прогресс в этой отрасли стремительный. О том, куда он привести и о перспективах совместной работы людей и роботов рассуждает Джон Лизи, менеджер лаборатории распределенных интеллектуальных систем GE Global Research, компании General Electric (GE). Беседовал со специалистом журналист электронного портала Gizmag.
Что такое сервисная робототехника?
Исторически GE занимался созданием и развитием разных промышленных производств. В компании продолжают этим заниматься и сегодня. Последние несколько лет активно ведется работа и вкладываются средства в развитие аппаратных средств необходимых людям. Например, активно развиваются темы промышленного Интернета. Это означает, что оборудование связано между собой, оно становится «умнее». Робототехника – это продолжение этого процесса.
Например, разработана концепция обслуживающей робототехники. Это применение автономных или полуавтономных роботов для работы в монотонных, грязных и опасных производствах. GE видит много возможностей для внедрения таких роботов на железнодорожных станциях, нефтеперерабатывающих заводах, электростанциях и т.д..
При этом во взаимодействии с роботами будут расширяться и человеческие возможности.
Какого рода робототехника будет применяться?
Если посмотреть на практическое использование роботов сегодня, их подавляющее большинство работает на крупных производствах. Они обеспечивают высокую скорость и точность работы. Это покраска, сварка, шлифовка и другие операции. Роботы первого поколения отлично справляются с этой работой, но они не приспособлены к взаимодействию с человеком. Их использование требует специального ограждения, дорогостоящего вспомогательного оборудования.
Для нового поколения роботов будет характерно наличие более развитого интеллекта. При этом будет снижаться их стоимость за счет уменьшения количества датчиков, сокращения сроков «обучения». Роботы нового поколения смогут работать в тесном контакте с людьми. В них будут использоваться новые технологии, такие как SLAM (одновременная локализация в пространстве и наличие карт) для автономных транспортных средств. Они будут более динамичны, долее доступны и покинут свои огороженные площадки.
Можно ли говорить о появлении робота-ученика, который будет работать вместе с более квалифицированным человеком?
Есть целый ряд различных вещей. Например, есть задачи, которые люди выполняют действительно хорошо и их замена роботами займет достаточно много времени. Прежде всего, это некоторые творческие задачи, при работе на том же сборочном конвейере. Люди здесь справляются лучше. Но робот мог бы в таких случаях доставлять запасные части, подавать инструмент, транспортировать материалы с одного места на другое. Мест, где можно одновременно использовать навыки человека и робота много.
Что касается человека и робота ученика – есть такие среды в фабрично-заводском пейзаже, например электростанции, где робот может стать учеником человека. Они могут начать работать вместе. Затем робот может научиться выполнять вместо человека какие-то операции, а люди могут переключиться на решение других задач. Например, при проведении ремонтных работ сотрудничество робота и человека даст мастеру дополнительные физические или виртуальные возможности. Кроме того, вспомогательные роботы могут взаимодействовать между собой, работая «в одной бригаде».
Роботы могут быть передовой группой при обследовании транспортных коммуникаций, инженерных сетей, линий электропередач. Робот может выявить неисправность, сообщить о ней операторы и приступить к первичному устранению аварии, прежде чем появится ремонтная бригада.
Например, осмотр высоковольтных линий электропередач. Эта работа связана с большими высотами и расстояниями. Роботы вполне смогут справиться с обслуживанием подобных систем.
Что является наиболее серьезным препятствием в создании сервисных роботов?
Создание систем восприятия, обеспечение более точной манипуляции для робота, надежность автономного робота при удаленной работе. Решение этих задач – сложная проблема. Обеспечение безопасности при совместной работе роботов с людьми. Эти вопросы могут решаться с использованием специальных датчиков и программного обеспечения. Робот должен «знать» об окружающей его среде и взаимодействовать с ней.
Внедрение сервисных роботов – это компромисс между скоростью и точностью традиционных роботов и дополнительными возможностями и сферами применения. Здесь требуется точный расчет и оценка – где использовать традиционных роботов, а где устройства нового поколения.
Нет комментарий