Когда около 40 лет назад Брэдфорд Паркинсон и его команда инженеров готовили первые спецификации для системы GPS, он сделал несколько набросков, на которых были изображены предполагаемые варианты использования этой технологии в будущем. На одном из набросков, созданном на обычном листе бумаги, Паркинсон в 1978 представил, как GPS можно будет использоваться в качестве навигационной системы автомобилей. На другом изобретатель рассматривал возможность использования этой системы в сельском хозяйстве. Таких концептов было несколько. Однако одного варианта изобретатель не предусмотрел. И теперь различные компании по всему миру используют систему для тихого слежения за сотнями миллионов людей через их смартфоны.

«Отцу GPS» Брэдфорду Паркинсону не нравится, как используют его детище

«Мне совсем это не нравится. Речь не идет о законности или незаконности подобного использования, мне просто не нравится идея постоянного контроля за кем-либо», — рассказал Паркинсон в интервью изданию Forbes после получения премии королевы Елизаветы II в области инженерного дела как одному из создателей GPS.

Многие компании по всему миру используют систему GPS для тихого отслеживания нашего местоположения. Например, в недавнем журналистском расследовании газеты New York Times говорилось, что как минимум 75 компаний, работающих на территории США, анонимно собирают данные о точном местоположении около 200 миллионов пользователей через мобильные приложения. При этом указывалось, что некоторые приложения способны отслеживать местоположение людей с точностью до нескольких метров, по несколько тысяч раз на день.

«Отцу GPS» Брэдфорду Паркинсону не нравится, как используют его детище

Брэдфорд Паркинсон был ведущим инженером научной группы, которая занималась разработкой GPS в конце 70-х годов

Проведенное в январе этого года независимое расследование журналистов портала Motherboard показало, что что для отслеживания обвиняемых в преступлениях поручительские компании даже покупают данные о пользователях у местных мобильных операторов AT&T, T-Mobile Sprint.

«Отцу GPS» Брэдфорду Паркинсону не нравится, как используют его детище

Один из оригинальных набросков с изображением концепта использования GPS, созданный Брэдфордом Паркинсоном в 1978 году

В конце 70-х годов Паркинсон сыграл очень важную роль в разработке и испытании системы глобального позиционирования, которая сегодня используется повсеместно, поэтому его нередко называют «отцом GPS».

Система, разработанная в сотрудничестве тремя другими инженерами – Джеймсом Спилкером, Хьюго Фрухауфом и Ричардом Шварцем — использует сесть из 24 искусственных спутников, которые синхронизируются с наземными станциями наблюдения и приемниками. Станции наблюдения требуются для определения и контроля параметров орбит, вычисления баллистических характеристик, регулировка отклонения от траекторий движения, а также контроля аппаратуры на бору космических аппаратов. Приемник сигнала измеряет задержку распространения сигнала от спутника до приемника. Из полученного сигнала приемник получает данные о местонахождении спутника. Для определения расстояния от спутника до приемника задержка сигнала умножается на скорость света. Для работы GPS необходимы данные как минимум с 4 спутников. Сигналы от них позволяют получить данные о широте и долготе, четвертый спутник дает информацию о высоте объекта над поверхностью. Полученные значения можно свести в систему уравнений, из которых можно найти координату пользователя с точностью до 2 метров.

Конечно же, GPS изначально разрабатывалась как военная технология, открывающая возможности более точно направлять баллистические ракеты, оснащать летательные аппараты более точной навигационной аппаратурой, а также получать точные координаты на местности своих войск и войск противника для корректировки артиллерийского огня. Однако совсем скоро эта система стала использоваться и в гражданской сфере.

К примеру, организаторы проходившей в этом месяце премии королевы Елизаветы II в области инженерного дела отметили, что GPS позволила упростить миссии по гуманитарной поддержке в различных зонах конфликта, представляет собой незаменимый инструмент в так называемом точном земледелии, а также просто помогает людям добраться из точки А в точку Б без использования обычных карт.

Как оказалось, последнее среди прочего и беспокоит самого Брэдфорда Паркинсона. Выступая на мероприятии, он отметил, что система глобального позиционирования стала жертвой собственного успеха. Во-первых, люди разучились пользоваться обычными картами, а во-вторых, различные сбои в системе могут привести к катастрофическим последствиям.

По словам Паркинсона, сфера применения GPS за прошедшие почти 50 лет расширилась до невероятных масштабов, и порой способы ее эксплуатации были удивительными даже для ее создателей. Помимо помощи в навигации для легковых и грузовых автомобилей, самолетов и кораблей, данная система также используется в финансовом секторе, что вызывает беспокойство у профессора.

«Вы можете купить маленькие гаджеты, так называемые приборы, обеспечивающие секретность, которые не только не дают вашему боссу отслеживать вас, когда решили увидеться со своей возлюбленной, но и блокируют все другие системы GPS», – заявил Паркинсон.

С беспокойством Паркинсона оказался согласен Джон Браун, бывший исполнительный директор компании BP и один из председателей комиссии премии королевы Елизаветы II в области инженерного дела, который заявил, что разработка большинства самых значимых технологических решений на протяжении всей истории всегда сопровождались непредсказуемыми последствиями.

«Одним из таких последствий в данном случае является угроза личной жизни», — прокомментировал Браун изданию Forbes.

Паркинсон в свою очередь понимает и даже в какой-то степени согласен с тем, почему компании пытаются оправдать использование технологий определения местоположения людей — таким образом будет проще предоставлять людям «более релевантную» рекламу. Но разработчик системы не согласен с тем, что самих людей об этом как правило не спрашивают.

«Вы должны сначала получить мое разрешение на это», — сетует один из создателей GPS.

«В 1978 году я создал около восьми концептов моего видения использования этой системы. Например, в одном из них речь шла о технологии, которая могла бы применяться в [самоуправляемых] автомобилях. Был ряд идей, реализацию которых я смог себе четко представить. К сожалению, позже также нашлось множество концептов, которые я себе представить просто не смог».

По материалам hi-news