Навител Навигатор, Прогород, Автоспутник, СитиГИД, iGo — лишь некоторые из самых популярных навигационных решений, у каждого есть свои плюсы и минусы. Н
о как не заблудиться в их многообразии и выбрать именно то программное обеспечение, которое удовлетворит все Ваши требования?

Российский рынок спутниковой навигации несколько последних лет переживает бурный рост: устройства такого рода пользуются популярностью не только у тех, кому они необходимы по долгу службы (например, без них не представляют своей жизни таксисты, дальнобойщики и представителей прочих «командировочных» профессий), но и у обычных автолюбителей. Скажем больше: устройства класса PND (Personal Navigation Device, автонавигаторы) сегодня с удовольствием покупаются теми, кто никогда не выезжает за пределы своего района. Казалось бы, зачем? Просто потому, что это модно и даже престижно: принести домой новенькую коробочку, распаковать, загрузить свежую версию карт, закрепить навигатор на «торпеде» автомобиля и… Проехаться за хлебом и обратно. Кроме шуток!

Очевидно, что такие пользователи – а ведь их в наши дни совсем не мало – не могут должным образом оценить качество того или иного навигационного комплекса. Подчеркнем: последний состоит из самого навигатора (читай – некоего устройства с большим сенсорным экраном), карт и программного обеспечения, причем именно софт и карты играют основополагающую роль в этом тандеме. Между тем на форумах в Интернете встречается масса не слишком компетентных отзывов от вышеописанных индивидуумов, для которых хороша буквально любая система: при поверхностном подходе к эксплуатации тяжело оценить как достоинства, так и недостатки конкретного продукта.

Поэтому сегодня мы подробно поговорим о различных навигационных системах отечественной разработки, сравним их возможности, а также обсудим плюсы и минусы. Но для начала – немного о железе.

Некоторые пользователи не считают нужным тратить деньги на стационарный навигатор: мол, зачем, если в моем смартфоне есть встроенный GPS-приемник? Нам остается лишь позавидовать их «орлиному» зрению: подавляющее большинство коммуникаторов снабжается экранами с диагональю до 3 дюймов, и разглядывать карты на таких матрицах – занятие не только не очень приятное, но даже опасное. Ведь речь идет не о пешеходных прогулках, для которых хорош и обычный мобильник с приложением уровня Google Maps, а о поездках на «железном коне».

Автомобильные навигаторы комплектуются дисплеями нескольких типоразмеров: например, 3,5-дюймовые модели годятся в том числе и для ношения в кармане, а устройства с 7-дюймовыми матрицами (а также с DVD-проигрывателями или хотя бы возможностью подключать внешний плеер) предназначены для владельцев грузовиков и автобусов. Универсальными же решениями по праву считаются навигаторы с диагональю от 4,3 до 5 дюймов. По дизайну подобные устройства мало отличаются друг от друга, хотя в последнее время выпущен ряд имиджевых моделей, способных украсить собой салон авто: к таковым, например, относятся модели Lexand, стилизованные под коммуникаторы HTC Touch Diamond и iPhone.

Если взглянуть на фотографии автомобилей заядлых путешественников, то можно разглядеть целые вереницы навигаторов – два, три, четыре и даже больше. Дело в том, что для поездок по разным регионам зачастую необходимы сразу несколько устройств с различными навигационными системами (то есть комплексами из программы для навигации и карт). Кто-то предпочитает покупать для каждой системы отдельное устройство, другие устанавливают один навигатор, а в качестве вспомогательного решения используют смартфон и коммуникатор, укомплектованный альтернативным пакетом… Словом, варианты есть. Причем среди них встречаются и оригинальные: например, большинство моделей уже упоминавшегося бренда Lexand позволяет устанавливать несколько навигационных систем и потом запускать любую из них с помощью специального раздела в меню. (Правда, работать одновременно они все же не могут.)

Однако вернемся к программному обеспечению и картам. Даже если вам очень понравилась конкретная модель автонавигатора («кнопочки удобные», «экран яркий», «есть радио»), стоит уточить: а какая навигационная система поставляется с ним в комплекте? Это – самый важный критерий: именно от точности карт и адекватности алгоритмов маршрутизации зависит качество навигации. На всякий случай напомним, что без навигационной системы GPS-навигатор превращается в обычный «кирпич», который в лучшем случае будет уметь проигрывать музыку и видео да отображать фотографии (иными словами, предоставлять лишь дополнительную функциональность, ради которой такие устройства не покупаются).

Отметим, что проще всего выбирать навигационную систему жителям столицы и прочих городов-миллионников: карты мегаполисов, включенные в состав популярных продуктов, проработаны весьма тщательно. С регионами и городами поменьше ситуация намного сложнее: в описании продукта могут быть упомянуты сотни населенных пунктов, однако на самом деле, например, Мурманск или Смоленск может быть представлен парой-тройкой улиц с адресным планом советских времен. Просто разработчики некоторых систем рассчитывают на то, что тот же москвич никогда не выедет за пределы своего города и не сможет наблюдать недостатки низкокачественных карт регионов. Отсюда вывод: перед покупкой навигаторов или отдельных систем стоит «пролистывать» карты необходимых лично вам мест; иными словам, тестировать приобретаемый продукт – и не стесняйтесь, клиент всегда прав!

Еще один довольно важный момент – поддержка «пробочных» сервисов, для которых необходимо соединение с Интернетом. Здесь вариантов ровно два: некоторые навигаторы снабжены встроенным GPRS/EDGE- или UMTS-модемом (а также слотом для сим-карты), а другие – Bluetooth-модулем, который позволяет задействовать в качестве модема мобильный телефон. Но стоит заметить, что оповещение о пробках не всегда серьезно влияет на реальные возможности навигационной системы: несколько месяцев назад один уважаемый «навигационный» интернет-портал провел независимое тестирование различных продуктов такого рода, причем оценивались системы как с поддержкой пробок, так и без нее. Невероятно, но факт: «Прогород», в который «пробочный» сервис пока не интегрирован (разработчики обещают сделать это до лета 2010 года), обогнал пакет «Навител Навигатор», обладающий такой функциональностью. Судя по всему, здесь играет роль недостаточная продуманность алгоритма расчета маршрута «с пробками».

Ну а теперь рассмотрим конкретные навигационные пакеты.

«Навител Навигатор»

Платформы: Windows Mobile, Windows CE (PND), Android

Предустанавливается на автонавигаторы брендов: Alpine, BBK, CARMAN i, JVC, некоторые модели Lexand, Naviangel, Navitel, Voxtel, часть устройств Shturmann

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы «Навител Навигатор» – хороший уровень проработки регионов. Карты отличаются сравнительно неплохой детализацией: здесь используются картосновы от «Роскартографии» (то есть среднему пользователю возможностей карт хватит с головой, но есть сегодня и более совершенные варианты). Еще одним достоинством системы является поддержка собственного «пробочного» сервиса, причем он работает и на всей территории России, и даже на Украине с Беларусью. (Естественно, он может использоваться только на тех устройствах, которые имеют доступ к Интернету.) Отметим, что пользователь может подключать к системе карты, создаваемые энтузиастами с помощью утилиты GPSMapEdit.

В последних версиях «Навитела» реализована функция отправки СМС-сообщений с координатами точки непосредственно из меню, что весьма удобно. Выделим и полную поддержку российской системы адресации (дом/корпус/строение/владение и пр.): в ряде навигационных продуктов (для России, но с зарубежными корнями) она не реализована.

Есть у системы и недостатки. Например, к ним относится весьма сложный в освоении интерфейс: для того, чтобы добраться до необходимого пункта меню, порой требуется выполнить больше действий, чем в случае некоторых конкурирующих решений. Кроме того, есть вопросы и к алгоритму поиска: для переключения между поиском улицы и города нужно нажать на соответствующую пиктограмму в нижней части дисплея, в то время как «сквозной» поиск не реализован. Вроде бы мелочь, и тем не менее.

«Прогород»

Обзор современных навигационных решений для коммуникаторов и навигаторов

Платформы: Windows Mobile, Windows CE (PND)

Предустанавливается на автонавигаторы брендов: Mio (MiTAC), Lexand, PocketNavigator

Довольно молодая навигационная система «Прогород» позиционируется, как безопасная, надежная и актуальная навигационная система для городской (и не только ) навигации. Дополнительные функции – под стать: например, на картах указаны не только контуры домов, но и их высота (этажность) – здания выглядят объемными, что позволяет лучше ориентироваться в «городских джунглях». Кроме того, система заранее предупреждает, что вам следует перестроиться в другой ряд – в том случае, если следующий маневр предполагает выезд за пределы магистрали. «Прогород» также умеет выводить на дисплей навигатора схемы сложных дорожных развязок, указывая с помощью стрелки, в какой именно рукав следует заехать или куда повернуть.

Разработчики системы приняли решение не лицензировать карты у государственных структур (порой можно встретить картосновы времен начала «перестройки»), а создать их самостоятельно с нуля: для этого используются высокодетализированные спутниковые снимки, которые верифицируются полевыми экипажами. В итоге – лучшая в классе точность и актуальность. Поддерживается российская система адресации, а также функция «сквозного» поиска (когда название улицы ищется во всех городах сразу, а вам остается только выбрать). Вообще с точки зрения эргономики к «Прогороду» претензий нет, недаром сами пользователи окрестили его «русским iGO». Карты обновляются и дополняются ежемесячно. Общее количество городов с адресной базой и контурами домов составляет 475, а общая протяженность дорожно-уличной сети — 850 000 км. Количество населённых пунктов, до которых может быть проложен маршрут составляет 45 000.

О главном недостатке «Прогорода» мы уже упоминали выше – здесь нет «пробочного» сервиса. Хочется верить, что в ближайшем будущем этот просчет будет исправлен. Отметим также, что, если в вашем навигаторе установлена карта памяти емкостью менее одного гигабайта, то ее придется заменить: для работы «Прогороду» не менее 700 мегабайт пространства. Впрочем, это скорее придирка, поскольку гигабайтные карты давно уже перестали быть экзотикой.

«Автоспутник»

Платформы: Windows Mobile, Windows CE (PND)

Предустанавливается на автонавигаторы брендов: AutoNavi, Challenger, ComStorm, iRiver, PocketNavigator, iSUN

«Автоспутник» считается уважаемым игроком на рынке навигационных систем России и стран ближнего зарубежья, фактически одним из нескольких его «старожилов»: его корни – в хорошо известном проекте PocketGPS Pro, который пережил ребрендинг и глубокую модернизацию. Используемая в системе карта России создана на основе карт TeleAtlas (между прочим, одного из мировых лидеров в этой области), дополненной данными из других источников.

В целом, виден серьезный подход: здесь и обширная база POI («точек интереса»), и высокая детализация мегаполисов. Кстати, специально для жителей последних на карту нанесены внутридворовые проезды (есть основания полагать, что питерцы от этой функции будут вообще в восторге). Еще один плюс – наличие карт стран ближнего зарубежья от локальных партнеров компании (Беларусь, Украина, страны Средней Азии, Армения, Прибалтика, а также Польша); впрочем, карты той же Украины оставляют двоякое впечатление: детализация Киева неплохая, а вот городов с адресным поиском маловато.

Около года тому назад в системе была реализована поддержка пробочного» сервиса – не своего собственного, а хорошо известных у нас «Яндекс.Пробок». Есть и другие онлайновые опции: скажем, поддерживается обмен POI и треками в режиме реального времени, а также загрузка обновлений.

Недостатки системы, выделяемые некоторыми пользователями, – не самый удачный интерфейс (как в плане удобства, так и в плане оформления), а также отсутствие истории поиска.

«СитиГИД»

Платформы: Windows Mobile, Windows CE (PND), Symbian, iPhone OS

Предустанавливается на автонавигаторы брендов: Powerman, teXet и т. д.

Главным достоинством питерской системы «СитиГИД» является интеграция с сетевыми сервисами: например, именно в ней была впервые применена уникальная технология получения информации о пробках непосредственно от участников движения. Соответственно, с постоянным ростом количества пользователей повышается актуальность и точность данных о дорожной обстановке. Есть и режим динамической навигации: при его активации маршрут перестраивается в зависимости от загруженности улиц. К слову, в основе популярного проекта «Карты@Mail.ru» лежит именно «СитиГИД». Отметим также, что информация о пробках доступна во всех регионах присутствия данной навигационной системы.

В свежих версиях «СитиГИДа» есть режим мониторинга пользователей: иными словами, навигатор с установленной системой можно превратить в полноценный GPS-трекер без необходимости докупать отдельное устройство. Что касается качества карт, то сильнейшая сторона этого продукта – Санкт-Петербург, весь Северо-Западный регион, а также страны Балтии и Финляндия. Более того, есть здесь и морские карты (того же Финского залива и других акваторий). Кстати, карты обновляются автоматически, причем иногда по нескольку раз в неделю (это рекордный показатель для российского навигационного рынка).

Пользователи ранних версий «СитиГИДа» регулярно жаловались на непродуманный интерфейс системы, однако после выхода версии 3.5 большинство претензий к нему снято. Так или иначе, средний пользователь привыкнет к эргономическим особенностям за пару дней. Остается добавить, что «СитиГИД» лучше всего устанавливать в коммуникатор или стационарный навигатор, оборудованный модемом: онлайновые сервисы являются изюминкой системы – следовательно, грех их не использовать.

iGO 8

Обзор современных навигационных решений для коммуникаторов и навигаторов

Платформы: Windows Mobile, Windows CE (PND), Android, iPhone OS

Предустанавливается на автонавигаторы брендов: ASUS, MAG, Nexx, ряд моделей Explay и Shturmann

Навигационная система iGO считается многими пользователями лучшей в своем роде. Конечно, это не совсем так, ведь идеальных продуктов не бывает, но сильных сторон у нее действительно хватает: iGO обладает удобным и продуманным интерфейсом (фактически, эталонным – на него равняются разработчики многих навигационных систем, в частности, уже упоминавшегося «Прогорода»), поддержкой «скоростных» камер и богатой базой POI. Кроме того, в комплекте с системой поставляются пусть и не самые свежие, но весьма качественные карты от TeleAtlas. Они неплохо подходят для передвижения по крупным городам и магистралям, но вот «глубинка» проработана средне.

Серьезные недостатки, как ни странно, тоже есть. Причем некоторые из них проявляются именно в наших реалиях: несмотря на то что iGO уже довольно давно присутствует на российском рынке, она до сих пор не поддерживает систему адресации «дом/корпус/строение». Кроме того, отметим, что для быстрой работы iGo требуется соответствующее железо – на слабых навигаторах и смартфонах система заметно тормозит. Наконец, этот продукт заметно дороже описанных выше отечественных аналогов, хотя последние по функциональности и реализации некоторых функций не просто сравнимы, но и превосходят его.

Обзор современных навигационных решений для коммуникаторов и навигаторов

«За кадром» остались другие небезынтересные игроки российского навигационного рынка. Это, например, один из старейших игроков – компания Garmin, знаменитая, прежде всего, своими решениями для outdoor-навигации и топографическими картами. Есть новости и для «городских» автомобилистов: недавно Garmin запустил «пробочный» сервис на базе устаревшей, но до сих пор распространенной в Европе технологии TMC

Обзор современных навигационных решений для коммуникаторов и навигаторов

Еще одна навигационная система, заслуживающая упоминания – это iДа, детище компании Intrinsyc, построенное на известном навигационном движке Destinator. iДa комплектуется картами России от Navteq (поставщик карт для Nokia и SonyEricsson) и пока существует только в версии для операционных систем Android и Windows Mobile. Главная «фишка» iДа – в плотной интеграции с онлайновыми сервисами, например, с локальным поиском Google.

Понятно, что идеального и подходящего всем навигационного решения не существует. И проблема выбора, решению которой посвящена данная статья будет всегда вставать перед пользователями. Совет здесь может быть только один: пробуйте. Изучайте интерфейс навигационных систем в магазине, «кликайте» на иконки, примеряйте на себя эргономику ПО. Ищите на картах свой дом, дачу, деревню… в общем все те места, где вы планируете часто и много ездить. Помните – заявления разработчиков о «покрытии» того или иного региона не всегда означают достаточную степень детализации карт. Не стесняйтесь задавать продавцам «неудобные» вопросы или просить их для пробы закрепить навигатор с помощью кредла и присоски. Пробуйте, исследуйте, сравнивайте и результат вас вознаградит.

Марина Рожкова
независимый специалист
рынка мобильных гаджетов и
систем GPS/ГЛОНАСС навигации
(rozhkova.m@gmail.com)