Присаживайся к нам, товарищ. Выпей водки, пока мой ручной медведь сыграет тебе на балалайке. После этого все мы вернёмся к упорному труду и вместе построим светлое будущее для нашей великой страны. Таким монологом вполне могла бы начаться игра The Tomorrow Children, вышедшая 6 сентября эксклюзивно для консоли Sony PlayStation 4. Крайне необычная стилистика сразу привлекает внимание к этому проекту, поэтому я и решил ознакомиться с игрой поближе.
За созданием игры The Tomorrow Children стоят две японские студии. Первая — Q-Games хорошо знакома многим такими необычными проектами, как PixelJunk Monsters и PixelJunk Shooter, а вторая – Japan Studio запомнилась геймерам хитами вроде ICO, LocoRoco, Patapon и множеством других. Обе студии неоднократно были замечены за созданием экспериментальных и даже очень рискованных проектов. Вспомнить хотя бы игры вроде Tokyo Jungle или The Last Guy. Но их новая игра затыкает за пояс все предыдущие попытки удивить своих поклонников.
Игра The Tomorrow Children не очень дружелюбна к игроку. Сюжетная завязка поясняется крайне поверхностно, а чтобы разобраться во всех нюансах игрового процесса, придётся провести немало времени в специальном меню, перечитывая тонны разъяснительных текстов. Неудачный эксперимент Советского Союза приводит к тому, что окружающий мир такой, каким мы его знали, исчезает. На смену ему приходит «Пустота» (Void) — бескрайнее белое пространство, полное загадочных существ и таинственных объектов, именуемых «островами». Немногие советские учёные, пережившие катаклизм, создали так называемых «проекционных клонов» — кукол, которые денно и нощно трудятся на благо Отчизны, восстанавливая былое величие павшего государства.
За одного из таких клонов нам и предстоит играть. Хрупкая девочка с огромными глазами чем-то напоминает старые советские куклы, в которые играли наши мамы и бабушки. Восстановление Родины с нуля – задача не из лёгких. Клону придётся вооружиться киркой, лопатой и пилой типа «Дружба», после чего отправиться на урановые рудники сбор ценных ресурсов, необходимых для строительства новых городов и поддержки государственного строя. «Глас партии» периодически подбадривает клонов при помощи карманных трансиверов, обрисовывая им величие и красоту той страны, которую они помогают строить. По установленным в городах и транспортных средствах мониторам постоянно транслируются агитационные видео. Что тут скажешь, атмосфера коммунистической антиутопии передана просто великолепно.
Игра начинается с того, что вы оказываетесь в одном из городов, расположенных в Пустоте. Прежде всего, вам понадобятся инструменты и все необходимые разрешения. Да, впереди вас ждёт натуральный бюрократический кошмар, поэтому для использования инструментов вам нужна соответствующая бумага, выдаваемая правительством. Документы также необходимы для того, чтобы управлять транспортом и пользоваться оружием. У каждого инструмента есть определённый запас прочности, поэтому после некоторого объёма проделанной работы, он обязательно сломается. Покупать новый инструмент можно в «Народном магазине», а в качестве валюты в The Tomorrow Children используются продуктовые талоны и трудовые баллы. Чуть позднее вам также станет доступен чёрный рынок. На нём вы сможете приобретать не только советские инструменты, но и их зарубежные аналоги, причём заказывать товары можно будет с помощью карманного трансивера, находясь вдали от города. Правда расплачиваться за такие услуги придётся неофициальной валютой «Фрименами» (их можно докупать за свои кровные в магазине PlayStation Store).
Обзаведясь инструментами, можно смело отправляться на трудовую смену. Вокруг каждого города прямо из Пустоты материализуются так называемые «острова». Выглядят они как гигантские каменные строения, представляющие собой застывшие образы, вроде лица человека, на которое с неба падают ядерные боеголовки, или огромной статуи свиньи с яблоком в зубах. Эти формирования не только подчёркивают уникальную атмосферу игры, но ещё и являются основным источником ценных ресурсов. От города к островам и обратно регулярно ходит транспорт, перевозящий рабочих и добытые ресурсы. Пытаться добраться до островов пешком не просто бессмысленно, но ещё и опасно для жизни, ведь за пределами города поверхность Пустоты становится всё более жидкой и буквально засасывает всё, что в ней оказывается. Взобраться на самый верх формирований можно при помощи лестниц или воспользовавшись реактивным джетпаком.
Основными ресурсами игры являются: дерево, уголь, металл и стекло. Доставленные в город ресурсы оказываются разгруженными с транспорта, после чего игроки должны отнести их в специальные зоны хранения, обозначенные белой разметкой на земле. Рядом с ячейками хранилищ числами отображается количество единиц каждого накопленного ресурса. Да, я совсем забыл сказать вам, что The Tomorrow Children – это игра с асинхронным мультиплеером. Что это такое? Как бы вам объяснить это максимально доходчиво. В городе помимо вас живут и работают другие игроки, а все ваши действия синхронизируются с головным сервером. Правда, чтобы снизить нагрузку на сервера, разработчики пошли на небольшую хитрость: они не отображают других игроков в вашем мире постоянно, лишь отмечая некоторые их ключевые действия, вроде изменений ландшафта, построенных зданий и собранных ресурсов. Вот и получается, что периодически вы видите возникающих буквально из воздуха и тут же исчезающих других игроков. Ещё вы можете воспользоваться имеющимся у вас свистком, чтобы обратить на себя внимание других клонов. Ну и, разумеется, в игре есть различные жесты, которыми вы можете общаться с ними.
Здоровью клонов угрожает не только вязкая поверхность Пустоты, но ещё и тьма, которая опускается на этот сюрреалистический мир вечером. Как только вы чувствуете, что приближаются сумерки, лучше держитесь близ хорошо освещённых мест. В городе это несложно, там повсюду натыканы фонари. А вот если ночь застала вас на острове – смело пускайте в ход фонарик, если он у вас есть, или ищите флуоресцентные растения. Так вы сможете продержаться до утра. Для тех же, кто любит работать и днём и ночью в игре есть даже прибор ночного видения, позволяющий прекрасно ориентироваться в кромешной тьме. Но не забывайте, что он не спасёт вас, если вы слишком далеко отойдёте от источников света. После того, как энергия клона закончится, он погибнет. У вас будет два варианта развития дальнейших событий: 1) Дождаться, пока ваше тело найдёт другой игрок и оживит вас, поделившись с вами собственной энергией, 2) Воскреснуть в городе, заплатив за это некоторую сумму денег.
Строительство города выглядит следующим образом. Для начала вам нужно найти Народный верстак. Чтобы возвести новое здание, будь то жилище для новых горожан, магазин, церковь или турель для обороны города, вам придётся решить головоломку в стиле «Пятнашек». Если же таланта к головоломкам у вас нет, можно завершить пазл за деньги, сэкономив себе время и нервы. Верстак выдаст вам табличку с названием строения. Теперь осталось лишь поставить её туда, где вы хотите видеть строение, повернуть под правильным углом и начать строительство. Помните, что в каждом городе есть определённая квота на количество зданий, и если она будет превышена, то строить новые объекты будет нельзя. Чтобы увеличить квоту, вам придётся развивать город и увеличивать его население.
А вот население города увеличивается весьма необычным способом. После эксперимента-катастрофы остатки ДНК человечества оказались запертыми внутри деревянных матрёшек, разбросанных по всей Пустоте. Во время исследования островов вы то и дело будете находить эти куклы. Доставив матрёшку в город, вам необходимо установить её в специальный прибор, где она превратится в полноценного человека. Так в The Tomorrow Children наращивается численность населения. В любой момент вы можете отправиться в другой город, если вам вдруг надоело развивать текущий. Мой город, кстати, носил название Улаомск. Судя по всему, названия генерируются автоматически.
Пустоту населяют не только клоны и «бывшие матрёшки», но и совершенно удивительные создания. В небе парят величественные светящиеся скаты, периодически на горожан нападают странные существа, напоминающие гибрид свиньи и комара. Но самыми опасными представителями местной фауны являются огромные пауки и монстры, похожие на Кайдзю из фильма «Тихоокеанский рубеж» режиссёра Гильермо Дель Торо. Правда в игре они называются вовсе не Кайдзю, а «Изверги». Отбиваться от них можно при помощи управляемых игроками турелей, с помощью обычного оружия вроде дробовиков и гранатомётов, а также расставляя по периметру города «Башни Тесла», шарахающими по неприятелю мощными электрическими разрядами. Если не защищать город, изверги могут уничтожить важные строения, на реконструкцию которых уйдёт немало времени и ресурсов.
Не забывайте наведываться в Министерство труда, где будут подытоживать проделанную вами работу и выдавать заслуженные талоны на питание и трудовые баллы. Чтобы увеличить производительность своего персонажа, вы можете улучшать его характеристики, распределяя бонусные очки, полученные за рост уровня, между ключевыми характеристиками. Ловкость позволит клону быстрее работать, стойкость – стать более устойчивым к темноте, энергия — улучшит боевые показатели, патриотизм — повысит ваш рейтинг в глазах руководства и позволит получать больше трудовых баллов, подвижность сделает персонажа шустрее, а сила расширит вместительность инвентаря.
Периодически руководство будет награждать вас орденами. Эти регалии можно обменять в специальном торговом автомате на легендарный напиток «Войдка» (думаю, не нужно объяснять, откуда возникло это название). Войдка даёт огромные бонусы к ключевым характеристикам персонажа и позволяет достичь ему невероятного единения с Пустотой и, как следствие, впечатляющих трудовых достижений. Если же «Войдка» вам не по вкусу, можно купить на чёрном рынке зарубежные напитки-усилители. Ещё одним способом улучшить производительность являются городские монументы. Возводя в своём городе красивые статуи, игрок может автоматически увеличить вместимость жилых комплексов, снизить расход энергии и еды, повысить убойную силу оборонительных орудий и многое, многое другое. Ну а самое интересное – это выборы мэра, в которых можно участвовать исключительно за талоны на еду. Зато вы сможете выбрать такого кандидата, который действительно сделает жизнь в вашем городке значительно лучше.
Чем больше становится город, тем больше ему необходимо электроэнергии. Откуда она берётся? Всё очень просто. Необходимо построить генераторы, подключенные к беговым дорожкам. Встаёте на эту дорожку и начинаете бежать вперёд, к светлому будущему, параллельно играя в мини-игру на скорость реакции. Всего-то нужно удерживать стрелку внутри обозначенной на экране зоны, чтобы увеличить скорость накрутки киловатт. Как только вы отвлекаетесь и стрелка оказывается вне обозначенных границ, ускорение выработки электричества резко падает и приходится повышать его с нуля. Вот так и крутишься целый день, как белка в колесе. А без этого никак. Родина сама себя энергией снабдить не в состоянии.
Отдельно хочется выделить великолепный дизайн игры. The Tomorrow Children умело играет популярными «клюквенными образами», возникшими ещё во времена холодной войны. Здесь вам и стилизованный латинский шрифт с «Я» вместо «R» и «И» вместо «N». И очень чётко подобранная цветовая палитра, переливающаяся всеми оттенками «коммунистического красного». И многочисленные яркие агитационные плакаты. Здесь, правда, я отметил про себя один маленький недостаток: в русских описаниях предметов буквы «е» и «в» выглядят практически одинаково, что делает чтение текстов весьма затруднительным. Со всех сторон из динамиков звучат коммунистические лозунги и шикарная музыка, великолепно адаптированная под советские произведения военных лет. Правда вот, я так и не понял, на каком языке говорят персонажи друг с другом. Очевидно, что это не русский, но моих познаний не хватает, чтобы понять: чешский это, польский или словенский (а может быть ни один из перечисленных)? Время от времени мы слышим в игре и вкрапления русской речи, но её очень мало.
Игра чересчур сильно опирается на сетевую составляющую и в этом, как мне кажется, заключается её серьёзный недостаток. Конечно, в одиночку коммунизм не построишь, но многочисленные подтормаживания и не всегда уместные паузы, связанные с отправкой сообщений на сервер и получением от него ответа, со временем начинают серьёзно раздражать. Хочешь ты поднять с земли кусок угля, а твой персонаж замирает на 2-3 секунды, пока игра свяжется с головным сервером и проверит – не пытается ли другой игрок поднять этот же ресурс. Мне такое явление хорошо знакомо, но от именитых японских студий я этого совершенно не ожидал. Если делать сетевую составляющую, то нужно делать её на совесть, а не так, чтобы она вызывала в людях отторжение с первых секунд.
Нет комментарий