Никогда не забуду 1997 год, когда я, будучи школьником старших классов, с горящими от восторга глазами проходил самую первую игру серии Tomb Raider. С тех пор утекло немало воды, и персонаж Лары Крофт стал одним из самых узнаваемых в современной игровой индустрии. Серия Tomb Raider пережила два перезапуска в 2006 и 2013 году, но именно «Лара Крофт третьей версии» кажется мне особенно привлекательной и, если позволите, настоящей. В этом мнении со мной сходятся миллионы поклонников серии, а также ведущие игровые критики из разных стран. Новая игра Rise of the Tomb Raider продолжает историю отважной девушки-археолога, начавшуюся в игре Tomb Raider 2013 года.
Студия Crystal Dynamics объявила о разработке Rise of the Tomb Raider в августе 2013 года, спустя несколько месяцев после релиза своей предыдущей игры Tomb Raider для консолей Xbox 360 и PlayStation 3. История уже во второй раз перезапущенной серии игр сконцентрирована на происхождении Лары Крофт, её первых приключениях и формировании характера будущей легенды археологии. В Tomb Raider: Legend разработчики уже пытались сделать нечто подобное, но, видимо, остались недовольны результатом и решили начать всё с чистого листа. Rise of the Tomb Raider является временным эксклюзивом игровых консолей Xbox 360 и Xbox One, поэтому совершенно непонятно, когда именно игра выйдет для других платформ, включая консоли семейства PlayStation и PC.
Сценарий Rise of the Tomb Raider был написан Рианной Пратчетт, дочерью знаменитого писателя Терри Пратчетта. Рианна достаточно давно работает в игровой индустрии и приложила свою руку к сценариям множества игр, включая Heavenly Sword (2007), Overlord (2007), Mirror’s Edge (2008), Prince of Persia (2008), Risen (2009), BioShock Infinite (2013), Tomb Raider (2013), Thief (2014) и другие. Согласно сюжету игры, Лара Крофт отправляется на поиски легендарного русского города Китежа, неоднократно упоминающегося в работах многочисленных летописцев. Отец Лары посвятил большую часть своей жизни поискам этой «русской Атлантиды», в которой сокрыт источник вечной жизни, но археологическое сообщество всегда поднимало его на смех, считая Китеж всего лишь красивой сказкой. Лара Крофт решает закончить дело отца и доказать всему миру, что Китеж реален. Игра была бы неполноценной без отрицательных персонажей, в роли которых выступает таинственная организация «Троица». У злодеев есть свои собственные причины для поиска города Китеж, а Лара является совершенно ненужным препятствием на их пути.
Согласно летописям, в XII веке князь владимирский Юрий Всеволодович (1188 — 1238) построил на берегах озера Светлояра в Нижегородской области город Большой Китеж. Во время нашествия татаро-монгольской орды хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его, однако прямо на глазах у захватчиков город затонул в водах озера Светлояр вместе со всеми жителями. Эта легенда не даёт покоя многим археологам и искателям сокровищ по сей день. Несмотря на очень красивую историю, Рианна Пратчет продемонстрировала всем полное отсутствие познаний в географии, и её версия града Китежа оказалась перенесена из Нижегородской области в ледяную Сибирь, расстояние между которыми составляет примерно 3500 километров. Ну, промахнулась немного писательница, с кем не бывает? А может быть на Западе вся Россия – это одна сплошная Сибирь. Пойди их там разбери.
При этом основателем города выступил вовсе не русский князь, а некий мифический пророк, который пришёл на русскую землю из самой Византии, попутно творя чудеса и собирая вокруг себя учеников, подобно Иисусу Христу, параллели с которым отчётливо прослеживаются в этой истории. Сюжет, нужно признать, достаточно интересен и очень быстро захватывает, даже несмотря на очевидные исторические ляпы и нестыковки. В нём есть неплохая интрига, элементы реальных исторических хроник, колоритные персонажи, загадочный потерянный город и множество приключений, выпадающих на долю главной героини. Однако русский игрок должен быть готов столкнуться с некоей предвзятостью по отношению к России, которая отчётливо ощущается в Rise of the Tomb Raider. Вы обязательно столкнётесь с урановыми рудниками, на которых безжалостные солдаты красной армии заставляли работать заключённых 24 часа в сутки. А в одном из дополнительных заданий вас заставят искать и сжигать старые советские плакаты, пропагандирующие коммунизм.
В ходе прохождения игры вы будете находить различные древние артефакты и исторические предметы, некоторые из которых рассказывают собственную историю, если внимательно осмотреть их с разных сторон. Помимо различных золотых кубков и потрёпанных временем украшений, в руки Лары Крофт могут попасть поистине уникальные предметы вроде головоломки «Тетрамино», которая напрямую отсылается к самой известной русской видеоигре Tetris Алексея Пажитнова, фото семьи, погибшей в лагере ГУЛАГ, или потрёпанный казацкий портсигар с необычной гравировкой. Также в особо труднодоступных местах вы будете обнаруживать различные документы и аудиозаписи, которые раскроют перед вами дополнительные грани сюжета, так как они освещают историю с совершенно противоположных точек зрения. Поиск этих предметов является необязательным, но очень хорошо дополняет и разнообразит игровой процесс.
В поиске скрытых в игре сокровищ игроку сильно помогают такие предметы, как ранец географа и карта архивариуса, после обнаружения которых на текущей карте будут отмечены все тайники и ценные предметы. Ещё одним интересным нововведением игры стало изучение Ларой Крофт греческого, монгольского и русского языков. Во время своих странствий она будет находить различные фрески и таблички, после тщательного исследования которых её познания в области незнакомых ей письменностей возрастут. Это, в свою очередь, позволит ей прочесть различные исторические документы и даже обнаружить путь к сокрытым сокровищам. Кстати, золотые монеты, спрятанные по всей игре, можно обменять у местного торговца на различное оружие, способное ощутимо облегчить непростую жизнь расхитительницы гробниц.
В Rise of the Tomb Raider разработчики вобрали всё лучшее от предыдущей игры и значительно доработали даже самые её мельчайшие детали. К примеру, улучшениям подвергся интерфейс игры. Субтитры выводятся на экран разными цветами, чтобы игрок, предпочитающий проходить игры с оригинальной озвучкой, не перепутал, кому из персонажей принадлежит текущая реплика. Ещё одно нововведение – усовершенствованная stealth-механика. Теперь Лара может нападать на врагов, прыгая на них с деревьев или внезапно появляясь позади них из высокой травы, словно она герой серии Assassin’s Creed. Враги, к слову, подсвечиваются разными цветами: если на противника смотрят его коллеги – он подсвечивается красным и атаковать его в данный момент рискованно, если же он находится вне поля зрения боевых товарищей, то его фигура выделяется жёлтым цветом, а это значит, что можно совершить незаметное убийство.
Большим изменениям подверглась система крафтинга предметов и улучшения оружия. Теперь Ларе придётся не просто подбирать готовые аптечки с земли, а создавать их своими руками, предварительно отыскивая все необходимые ингредиенты. Боеприпасы и взрывчатку она будет делать из руды и минералов, а стрелы – из древесины и птичьих перьев. Стрелы, помимо всего прочего, можно улучшить с помощью ядовитых грибов. Процесс охоты на местную фауну также представляет собой очень важную часть игрового процесса. Сидеть в засаде на оленей, зайцев и белок придётся довольно часто. Не обошлось в игре без бурых медведей, неразрывно ассоциирующихся с Россией, и грациозных снежных барсов. Большую часть обнаруженных в сибирских лесах ресурсов Лара может использовать для усовершенствования оружия: ледоруба, лука, пистолета, автомата или винтовки. Все улучшения осуществляются у костра, который служит одновременно пунктом сохранения, модификаций арсенала, средством быстрых перемещений между локациями и местом прослушивания записей отца Лары – Ричарда.
Тонкой модификации подвержена и сама Лара Крофт. Полученный опыт она может инвестировать в различные умения, помогающие ей выживать в условиях дикой природы, стать опытным охотником или талантливым солдатом. К примеру, отдельные скиллы позволяют ей получать больше опыта за обнаружения сокровищ или отчётливо видеть следы животных на земле. Кроме того, в Rise of the Tomb Raider вернулись гробницы из предыдущей части серии. То и дело вы будете натыкаться на вход в пещеру или таинственные руины, внутри которых, помимо довольно сложных головоломок, сокрыты самые разные сокровища, а в финальном помещении гробницы хранится пергамент, позволяющий Ларе изучить уникальный навык. Лично я считаю, что девять представленных в игре гробниц — это одна из самых крутых её составляющих. А ещё эта игра очень кровавая и жестокая. Если вы оступились и сорвались в ловушку с острыми кольями, то вам крупным планом покажут, как они пронзают тело юной девушки, а уж если на вас напал медведь… Ну, вы и сами можете себе всё это представить.
В игре появились новые вспомогательные инструменты. Например, теперь Лара умеет плавать под водой, пускай и не очень глубоко, поэтому ей станет доступен дыхательный аппарат. Также появились нож, позволяющий перерезать различные верёвки, и отмычка для вскрытия замков. Одним из недостатков игры, на мой взгляд, является постоянный бэктрекинг. Чтобы собрать все предметы на доступной вам карте, нужно продвинуться дальше по сюжету, отыскать какой-либо инструмент, вроде взрывчатки для преодоления металлической двери, а затем вернуться назад. Путешествия между картами осуществляется посредством тех самых костров, о которых я уже писал чуть выше. Постоянные прыжки по уже хорошо знакомым территориям со временем начинают несколько раздражать.
Визуально игра выглядит замечательно. Я не скажу, что разработчики из Crystal Dynamics совершили некий прорыв в графических технологиях, но местами прирост качества картинки в версии игры для Xbox One по сравнению с предыдущей игрой прямо-таки отчётливо ощущался. Немного подтянули лицевую анимацию персонажей, волосы Лары Крофт развиваются на ветру по всем законам физики, а уж то, как художникам и программистам удалось реализовать виртуальные снег и лёд, приятно удивляет. Вы можете сами увидеть разницу между двумя версиями игры для консоли предыдущего и текущего поколений на скриншотах чуть ниже. На них отчётливо заметен прирост количества полигонов, более детализированные текстуры и улучшенное освещение. Есть в игре определённые технические проблемы, когда Лара проваливается в стены или землю после неудачного прыжка. В этом случае игру приходится перезапускать с последней записи, так как другой возможности выбраться из мира «по ту сторону текстур» попросту не существует. А однажды один из противников сам провалился под землю и оттуда бросался в меня гранатами, на давая пройти дальше. Пришлось вновь перезагружать игру.
Звук и музыка в игре на подобающем уровне. Очень порадовал качественный перевод на русский язык, так как при переключении звуковых дорожек даже не сразу понимаешь, что язык сменился, до того актёры русского и английского дубляжа похожи голосами и интонацией. Кстати, финальную песню для игры записала вокалистка Карен О из известного музыкального коллектива Yeah Yeah Yeahs. А вот с русскими субтитрами случаются не очень приятные казусы. Иногда они обгоняют события, разворачивающиеся на экране, что очень портит впечатления, ведь ты узнаёшь из них то, что ещё только должно произойти через несколько секунд. Несколько расстроили меня типичные для запада ошибки в русском алфавите, использованном для написания русскоязычных плакатов и вывесок. Да, большая их часть написана без ошибок, но порой натыкаешься на символы «BI» вместо буквы «Ы», или «П» вместо «Л». Видимо, для художников студии Crystal Dynamics эти буквы очень похожи между собой. Американец ничего не заметит, а русскому игроку глаз подобные недочёты режут прилично.
Признаюсь, что меня на протяжении прохождения игры очень сильно напрягала главная героиня. Да, это всё та же очаровательная расхитительница гробниц, которую сыграла и озвучила актриса Камилла Ладдингтон, знакомая вам по сериалу «Блудливая Калифорния» с Дэвидом Духовны, но глупость Лары Крофт в некоторые моменты игры меня не просто раздражала, а натурально бесила. Как можно убить с помощью ледоруба пятерых головорезов с автоматами АК-47 и после этого не подобрать оружие, продолжая сражаться с врагами практически голыми руками? Зачем обязательно оставлять после себя разрушенные памятники архитектуры, если ты археолог? Всё, к чему прикасается Лара, обязательно будет серьёзно повреждено или бесповоротно уничтожено, не оставляя историкам никаких шансов. Если Крофт хочет добраться из пункта «А» в пункт «Б», то по пути ей обязательно придётся взорвать пару храмов и обрушить несколько древних статуй. Другими словами, Лара – это ходячая катастрофа. И всё это, мягко говоря, настраивает игрока вовсе не в пользу знаменитой искательницы приключений.
Прохождение игры на нормальном уровне сложности отнимет у вас около 10 часов, если вы просто будете бежать по сюжету, и более 25 часов, если решите обнаружить в игре все артефакты и пройти все гробницы. Но даже после финала игры не спешите её выключать, так как вас ждёт сцена после титров, а также ещё одна сцена после того, как вы загрузитесь со своей последней записи. Но и это ещё не всё! Разработчики решили отказаться от мультиплеерной составляющей в пользу более тщательной проработки сюжетной части игры. Вместо этого они создали дополнительный формат прохождения игры, который назвали «Экспедиции». Четыре дополнительных игровых режима позволят вам перепроходить игровые уровни на разных сложностях, попутно выполняя различные задания и получая за это особую игровую валюту.
На валюту эту вы можете приобрести особые карты модификаций, а с их помощью создать собственные уровни с личными настройками, заданиями и амуницией главной героини, которые можно загрузить на сервера и предложить другим игрокам ознакомиться с ними. При помощи карт вы можете привнести в игру как совершенно новые ощущения, к примеру, огненный топор, воспламеняющий врагов, так и сдобрить её изрядной порцией юмора, сделав головы противников или самой Лары огромными, или заменив стрелы для лука на кур (мне почему-то сразу вспомнился фильм «Горячие головы 2»). Другими словами, «Экспедиции» вполне могут заинтересовать тех игроков, которым нравятся дополнительные испытания и возможность вести игру по своим собственным правилам.
Плюсы:
- В визуальном плане игра выглядит просто замечательно.
- Крутой сюжет от Рианны Пратчетт с отсылками к реальной истории.
- Совершенно шикарные гробницы с умными головоломками.
- Игровой интерфейс был значительно доработан.
- Многочисленные записи и сокровища, которые хочется найти.
- Совершенно новые вспомогательные инструменты.
- Полностью переработанная система крафтинга и модификаций.
- Качественная озвучка и музыкальное сопровождение.
- Режим «Экспедиции» позволит вам создать игру по своим правилам.
Минусы:
- В игре присутствуют определённые технические проблемы.
- Местами ощущается откровенная неприязнь к русским.
- Главная героиня время от времени раздражает своей глупостью.
- Проблемы с русскоязычными субтитрами.
- Постоянный бэктрекинг.
Rise of the Tomb Raider – очень хорошая игра, не лишённая небольших недостатков, которые вполне можно вылечить с помощью одного-двух патчей. Игра эта выглядит и ощущается просто замечательно, а некоторые особенно эпические сцены обязательно заставят вас приоткрыть рот в изумлении. Особенно игре будут рады те люди, кто изголодался по качественным приключениям и разгадкам тайн древности, имеющим под собой определённые исторические предпосылки. Отсутствие мультиплеера вряд ли кого-либо расстроит, так как в подобных играх он всегда ощущается как нечто рудиментарное. Вместо этого разработчики сосредоточились на других аспектах игры, и, на мой взгляд, проект только выиграл от этого. Ставлю Rise of the Tomb Raider 9 баллов из 10.
Нет комментарий