Серия шутеров Halo без преувеличения является одной из самых известных и дорогих франшиз в игровой индустрии, а также той движущей силой, которая из года в год помогает компании Microsoft продавать миллионы игровых консолей семейства Xbox. По мотивам вселенной Halo было снято множество сериалов, написаны десятки книг и нарисовано множество комиксов. Сегодня в продажу поступила пятая по счёту игра серии Halo 5: Guardians для консоли Xbox One. Всю прошлую неделю я провёл за тщательным её изучением и теперь готов поделиться с вами своими впечатлениями.
Чтобы понять, что творится во вселенной серии Halo, вам придётся потратить не один день, а возможно, и не одну неделю. Франшиза настолько сильно разрослась с 2001 года, что даже её преданным фанатам достаточно сложно уследить за всеми событиями, происходящими в фантастическом мире, где люди сражаются с альянсом пришельцев Ковенант, древними расами и паразитическими организмами. Чтобы быть в курсе всего и понимать, о чём идёт речь, нужно пройти все основные игры, прочесть более пятнадцати книг, посмотреть сериалы Halo Legends, Halo 4: Forward Unto Dawn, Halo: Nightfall, Halo: The Fall of Reach, прослушать серию аудиозаписей Hunt the Truth, но даже после этого у вас могут остаться вопросы.
Представим на секунду, что вы с серией Halo не знакомы вообще. Я постараюсь максимально сжато и доходчиво объяснить вам хотя бы основные моменты франшизы, чтобы вы имели общее представление о том, что же происходит в игре Halo 5: Guardians. События основной серии игр Halo разворачиваются в XXVI веке, когда человечество достигло той точки в развитии, когда стало возможно быстрое перемещение космических кораблей сквозь гиперпространство, а также колонизация новых планет. В 2525 году началась война человечества и альянса пришельцев, известного как «Ковенант». Ковенантом правили иерархи, которые считали себя наследниками вымершей расы Предтечей, однако совершенно случайно всплыла информация, что Предтечи выбрали в качестве своих преемников именно людей. А так как это откровение расходилось с официальной религией Ковенанта и могло привести к хаосу и распаду империи, человечество было решено уничтожить.
Незадолго до начала войны Космическое Командование Объединённых наций (ККОН) инициировало проект «Спартанец-I», основной целью которого было создание суперсолдат из военнослужащих различных подразделений ККОН. Проект потерпел неудачу, зато последующая программа «Спартанец-II» принесла ощутимые плоды. Правда, теперь в качестве подопытных были использованы не солдаты, а дети в возрасте шести лет, которых похищали из их семей, подменяя дефективными клонами, которые очень быстро сходили с ума или умирали прямо на руках ничего не понимающих родителей. В обстановке строгой секретности на протяжении восьми лет 150 детей-кандидатов тренировали лучшие педагоги, военачальники, психологи и специалисты по физической подготовке. В возрасте 14 лет все участники программы прошли через экспериментальные процедуры улучшения тела, в результате которых почти половина кандидатов погибла. Однако те, которые успешно перенесли курс операций, стали лучшими воинами из когда-либо существовавших, ведь их кости и мышцы были усовершенствованы при помощи передовых технологий.
Одним из выживших в ходе программы «Спартанец-II» стал мальчик Джон под кодовым номером 117. Так как он единственный из кандидатов, кто дослужился до звания командира своего отряда, все называют его Master Chief («Главный старшина» — англ.). Все спартанцы носят усиленную штурмовую броню Мьёлнир, значительно увеличивающую их силу, скорость, ловкость и улучшающую рефлексы. Спартанцы очень высокие (более двух метров), а вес их тела в броне превышает 400 килограммов. Именно Мастер Чиф становится лицом серии Halo, а также главной надеждой человечества на победу в войне с Ковенантом. На протяжении нескольких предыдущих игр он отважно сражался с пришельцами, обретал и терял друзей, а также очень сблизился с искусственным интеллектом Кортаной, которая сопровождала его на всём пути и героически пожертвовала собой в Halo 4, чтобы спасти Джона-117 ценой своей жизни.
Несмотря на то, что серия Halo стала популярной, прежде всего благодаря своей безупречной шутерной механике и мультиплеерной составляющей, очень многие ждали от пятой игры глубокого сюжета и продолжения увлекательной истории приключений Джона-117. Из ранних трейлеров было понятно, что Мастера Чифа в пятой по счёту игре ждут события просто эпического масштаба. Однако на деле всё оказалось не совсем так, как нам хотелось. История Halo 5: Guardians начинается спустя восемь месяцев после завершения игры Halo 4. Мастер Чиф вместе с Синим отрядом, в котором, помимо него, состоят трое других Спартанцев, по непонятным причинам пускается в самоволку. На его поиски отправляется команда «Осирис», состоящая из Спартанцев четвёртого поколения во главе с капитаном Джеймсоном Локком, знакомым нам по сериалу Halo: Nightfall.
Миссии в Halo 5: Guardians чередуются между двумя главными героями. В одной вы играете за команду Мастера Чифа, преследующего некие личные цели, а в следующей – за команду Локка, идущего по пятам Джона-117. Но сюжет выстроен как-то очень неудобно, если не сказать неуклюже. Когда игрока постоянно заставляют прыгать с планеты на планету, параллельно ничего не объясняя и не уточняя, сосредоточиться и разобраться в происходящем на экране достаточно сложно. Подобная рваная структура повествования ранее уже встречалась в нескольких играх, но нельзя сказать, что это шло им на пользу. Вот и в случае с Halo 5 сценаристы слегка переборщили с оригинальностью, в результате чего львиная доля удовольствия от игры теряется. Странная мотивация главных героев, несоответствие рекламных трейлеров событиям, показанным в игре, и непонятные дыры в сюжете оставляют множество вопросов к Halo 5 даже у самых осведомлённых поклонников серии.
По ходу игры вы будете натыкаться на многочисленные аудиозаписи, прослушивая которые можно немного пролить свет на сюжет. Но что делать, если не хочется искать спрятанные по гигантским уровням разведданные, а просто понять, что тут вообще происходит? Вообще, меня не покидало ощущение того, что разработчики намеренно решили пожертвовать сюжетной частью игры в пользу мультиплеерной её составляющей. Ну а что? Нынче все так делают. Некоторые вообще выпускают исключительно многопользовательские игры. Зачем заморачиваться над сюжетом, если игроки просто хотят стрелять друг в друга? На ум сразу приходит недавняя игра Destiny от разработчиков оригинального Halo, а также сетевой шутер Titanfall. То, что разработчики обещали нам в ярких трейлерах, едва ли встретится в игре. Я так надеялся, что Локк и Мастер Чиф будут эффектно охотиться друг на друга на протяжении всей игры, но в итоге остался разочарован, так как нам толком не раскрывают ни одного из этих персонажей. Невыразительные сюжетные сцены, Мастер Чиф, которому в игре серии Halo выделили до неприличия мало экранного времени, и постоянное ощущение того, что чего-то в игре не хватает. Не чувствуется в Halo 5 былого размаха, не чувствуется той самой эмоциональности.
Зато визуально игра сильно похорошела. Оно и понятно, Xbox One гораздо мощнее Xbox 360, да и технологии не стоят на месте, что позволило художникам студии 343 Industries развернуться на полную катушку и дать, наконец, волю своей фантазии. Пейзажи чужих миров завораживают, качество текстур разительно отличается от предыдущих игр серии в лучшую сторону, а количество деталей и ярких эффектов на экране заставляет ваше сердце биться быстрее. Сюжетный режим и мультиплеер работают при стабильных 60 кадрах в секунду, правда, ради этого разработчикам пришлось использовать технологию динамического разрешения. При слишком большом количестве объектов и эффектов на экране разрешение уменьшается с 1080р до 900р. Подобные манипуляции с картинкой не доставляют игроку никаких неудобств и практически незаметны во время игры. Во время мультиплеера, правда, время от времени заметна небольшая урезка эффектов в угоду скорости. Но упрощения эти не столь критичны в разгаре битвы.
Что меня привело в полный восторг, так это музыка Halo 5: Guardians. Композитор Казума Джиноучи задействовал в записи саундтрека хор из Праги, а также полноценный симфонический оркестр. Запись музыки осуществлялась в стенах легендарной британской студии Abbey Road, где в своё время записывались такие музыкальные коллективы, как The Beatles, Pink Floyd, Oasis, Radiohead, U2 и многие другие. Серия Halo и до этого славилась своими впечатляющими мотивами, но на этот раз музыка игры действительно запала мне в душу и тронула за живое. Она пронизывает тебя насквозь, позволяя ощутить важность происходящего на экране. Можно сказать, что музыка Halo 5 частично исправляет то, что наворотили сценаристы игры в погоне за оригинальностью повествования.
Очень порадовал меня дизайн уровней. Он стал более объёмным и многослойным, поэтому подкрасться к врагам теперь можно практически с любой стороны, используя многочисленные туннели, обходные пути, едва заметные тропы и другие ухищрения. Благодаря этому тактика ведения боя значительно расширилась. Ещё в игре появилась, пускай и небольшая, но разрушаемость декораций. Вы можете спрятаться за укрытием, но враг вполне может частично разрушить его из тяжёлых орудий, так что отсидеться на одном месте не выйдет при всём желании. Ещё спартанцы обзавелись компактным ускорителем. Теперь вы не только можете совершать рывки в различных направлениях, но ещё и нападать на врагов сверху вниз, нанося им серьёзные повреждения.
Искусственный интеллект противников был значительно доработан. Порой даже кажется, что разработчики перестарались и сделали врагов уж слишком умными. Они устраивают на вас засады, загоняют в угол, убегают и прячутся, когда ранены, ловко уворачиваются от ваших выстрелов и отсиживаются в укрытиях. Неприятели вполне могут вышвырнуть вас из транспортного средства и занять ваше место в нём. Зато AI ваших напарников не выдерживает никакой критики. В Halo 5 была реализована система поддержки раненных бойцов, схожая с той, которую мы видели в серии Gears of War. Если враг серьёзно вас ранил, вы можете запросить у товарищей поддержку, после чего они прибегут к вам и окажут первую помощь. Проблема в том, что в некоторые моменты ваши напарники просто застревают в декорациях, из-за чего вы погибаете и вынуждены проходить участок уровня с последней точки сохранения. Поначалу этого не замечаешь, но со временем это начинает выводить тебя из себя. Да, им можно отдавать незамысловатые приказы, вроде отправиться в какую-то конкретную точку или напасть на противника определённого типа, но на высоких уровнях сложности всё это совершенно бесполезно, и уже совсем скоро все ваши напарники оказываются мертвы.
Единственное решение проблемы с AI напарников – это прохождение игры в кооперативном режиме с друзьями. Правда, теперь оно возможно лишь посредством онлайна. Никакого вам больше разделения экрана телевизора. У увеличенной до 60 fps частоты кадров есть своя цена. В кооперативном режиме игроки выбирают себе персонажа из членов Синей команды или команды Осирис, при этом все они обладают своими уникальными боевыми навыками и видами оружия. У кого-то снайперская винтовка, кто-то быстрее движется, а у кого-то особенно продвинутый датчик движения. Кооперативный режим доступен лишь в том случае, если у вас оплачен сервис Xbox Live, зато игра проходит на выделенных серверах Microsoft Azure, что позволит игрокам совершенно беспрепятственно входить и выходить из игровой сессии. Прохождение игры вместе с приятелями – это одна из главных фишек Halo 5. Настоятельно рекомендую вам пройти игру именно так.
По мере прохождения вы будете замечать множество мелких улучшений, оценить которые смогут лишь те, кто играл в предыдущие игры серии. Например, штурмовая винтовка впервые обзавелась полноценным прицелом, что делает её использование гораздо более комфортным. Система вспомогательного прицеливания предельно тактично и аккуратно поможет вам привыкнуть к новому геймпаду Xbox One, при этом никто не станет целиться за вас, просто слегка повышая уровень удобства игрового управления. Хватит жить мифами о том, что на консолях не существует нормальных шутеров. Именно серия Halo в своё время оспорила это утверждение и доказала всему миру, что FPS на приставках вполне себе могут конкурировать с лучшими представителями жанра на PC.
Совершенно неожиданно в новой игре мною было замечено присутствие элементов жанра RPG. В определённые моменты игры вам будет предоставлена возможность обследовать какой-либо военный лагерь или поселение. Вы просто спокойно ходите по нему, слушаете разговоры местных жителей или солдат, беседуете с ними, ищете зацепки, которые могут дать вам необходимые ответы. Подобные вкрапления не только позволяют вам отдохнуть от достаточно напряжённого основного игрового процесса, но также привносят в игру совершенно новые ощущения. И я не могу сказать, что ощущения эти мне не понравились. Напротив, я всеми руками за то, чтобы разработчики продолжали развиваться в этом направлении, предоставляя игрокам как можно большую свободу действия.
Сюжетная кампания игры бегло проходится на нормальной сложности за 6-7 часов, то есть довольно быстро. Если же вы хотите исследовать игру более вдумчиво, собрать все коллекционные предметы и максимально ею проникнуться – у вас уйдёт около 15-20 часов. Если же вы любите острые ощущения и планируете осилить Halo 5 на легендарной сложности, будьте готовы к тому, что ваше приключение затянется ещё сильнее. А если вы ценитель мультиплеерной составляющей серии, то игра может занять вас на долгие месяцы, если не годы. Сотрудники студии 343 Industries сделали всё возможное для того, чтобы объединить в Halo 5 всё лучшее от мультиплеера предыдущих игр серии и многократно это улучшить. Именно на мультиплеер был сделан основной упор при разработке, и это чувствуется с первых минут игры в онлайне.
Если многопользовательский режим Arena вряд ли вас удивит, то новый для серии режим Warzone (в русской версии «Зона конфликта») буквально вдохнул в неё новую жизнь. Warzone – это огромные карты, на которых сражаются две команды по 12 игроков в каждой, а также множество ботов, управляемых AI. Игроки должны захватывать контрольные точки, которые превращаются в точки респауна. В одной вариации этого режима вам просто нужно обойти команду противника по количеству заработанных очков, а в другой – уничтожить ядро вражеского реактора на хорошо охраняемой базе. Сами разработчики признаются, что при создании режима Warzone вдохновлялись жанром MOBA. Кстати, в мультиплеер вернулся «дружественный огонь», так что нужно быть предельно осторожным, чтобы не зацепить выстрелом своих братьев по оружию. За победу в сетевых матчах игроки не будут разблокировать новое снаряжение или получать вознаграждения, дающие им преимущество над противником. Однако мощное оружие можно получить другим способом.
Впервые в игре были задействованы так называемые REQ-карты (от слова «requisite» — реквизит), которые вы либо покупаете за игровую валюту, получаемую после каждого поединка в онлайне, либо приобретаете за настоящие деньги. Карты эти активируются в режиме Warzone и обеспечивают игрока мощным оружием или транспортными средствами. Некоторые карты носят постоянный эффект, но большая их часть – одноразовая. И как только вас убьёт противник, вы лишитесь своего бонуса. Чтобы активировать карту, необходимо заполнить особую шкалу, убивая игроков из противоположной команды и ботов. Новые карты продаются в игровом магазине в виде трёх упаковок, содержимое которых генерируется случайным образом. Золотая упаковка обойдётся вам в 165 рублей, серебряная стоит 100 рублей, а бронзовую можно купить лишь за игровую валюту REQ-points. Каждая карта имеет свой класс: обычная, необычная, редкая, очень редкая и легендарная. Разумеется, шанс наткнуться на легендарную карту в золотой упаковке выше, нежели в бронзовой.
Лично меня очень порадовало наличие в Deluxe-издании игры трёхсерийного анимационного сериала Halo: The Fall of Reach, рассказывающего историю происхождения Мастера Чифа. Сериал выполнен в очень необычной визуальной стилистике, когда на трёхмерные модели персонажей накладываются текстуры, нарисованные красками. История Джона-117 ответит поклонникам серии на некоторые терзающие их вопросы, а также покажет, как военные в ходе ужасного эксперимента превратили обычного ребёнка в настоящую машину для убийства. Если вы интересуетесь серией Halo – обязательно ознакомьтесь с этим сериалом, прежде чем усядетесь за прохождение новой игры.
Плюсы:
- Игры серии Halo ещё никогда не выглядели настолько красиво.
- Сильно поумневший AI противников вас приятно удивит.
- Игра выдаёт стабильные 60 кадров в секунду во всех режимах.
- Возможность пройти игру в кооперативном режиме по Сети.
- Отличный дизайн уровней, раскрывающий тактические грани игры.
- Игровая механика была улучшена во всех отношениях.
- Пронизывающая до глубины души музыка и замечательный звук.
- Практически идеальный мультиплеер, от которого сложно оторваться.
- Впервые в игре можно встретить элементы жанра RPG.
- В комплекте с Deluxe-версией игры вы получите сериал Halo: The Fall of Reach.
Минусы:
- Рваное сюжетное повествование, в котором без ста грамм не разобраться.
- Игре не хватает былого размаха и эмоциональной искренности.
- Показанные ранее трейлеры имеют очень мало общего с игрой.
- Ваши AI-напарники порой ведут себя непростительно глупо.
- Отсутствие возможности прохождения игры в режиме Split Screen.
- Повторяющиеся боссы несколько разочаровывают.
- До серии Halo добралась вездесущая система микротранзакций.
Что ни говори, но игра Halo 5: Guardians получилась довольно противоречивой. Многие ждали от неё эпичности и мощного сюжета. И вроде на экране происходит что-то масштабное, да только вот разобраться во всём этом способны лишь сценаристы игры, а поклонники франшизы недоуменно вскидывают брови, решительно ничего не понимая. С другой стороны, разработчикам удалось создать практически идеальный мультиплеер, который подарит миллионам игроков море восторга и сотни часов сетевых баталий. Игра выглядит просто невероятно красиво, с этим трудно спорить, но при этом пришлось пожертвовать режимом Split Screen, что не может печалить. Геймплей был выверен до мелочей и улучшен во всех отношениях, но AI ваших напарников несколько смазывает приятные впечатления от игрового процесса. Несмотря на очевидные недостатки, игра всё же заслуживает пристального внимания, так как чувствуется та огромная работа, которую проделали над ней ребята из 343 Industries. Виден их профессиональный рост с момента выхода Halo 4, видно, что они вкладывают в работу всю свою душу, и только за это на многие недочёты просто хочется закрыть глаза. Ставлю игре 8,5 баллов из 10.
Нет комментарий