Final Fantasy X стала для меня последней классической игрой легендарной серии японских RPG, созданных гейм-дизайнером Хиронобу Сакагучи. Под «классической» я имею в виду несколько базовых принципов, согласно которым создавались JRPG-проекты до того момента. После FF X всё пошло под откос: разработчики начали экспериментировать с механиками и наживаться на самокопировании, в результате чего от былого восторга, вызываемого во мне франшизой Final Fantasy, не осталось и следа. Именно поэтому я очень ждал HD-ремейка одной из своих самых любимых игр, чтобы вновь пережить давно забытые эмоции.
«Что же сломалось в мире JRPG после Final Fantasy X?» — спросите вы меня. Сломалось очень многое. Впервые в истории франшизы издательство Square Enix решило выпустить сиквел к своей номерной игре. Именно так на свет появилась FF X-2. До этого момента каждая Final Fantasy была уникальной и ни в каких продолжениях не нуждалась. Это сейчас мы видим FF XIII, FF XIII-2 и FF XIII Lightning Returns, а также бесконечные сиквелы/приквелы к старым играм серии. А ведь раньше были великолепные Final Fantasy VI или Final Fantasy IX, которые рассказывали историю главных героев так, что фанаты и помыслить не могли о каких-то сиквелах, способных испортить всю магию финального момента.
Руководство Square Enix тогда приняло ещё одно вполне предсказуемое решение. Внутренние студии начали постепенный перенос серии Final Fantasy в онлайн. Началось всё это с онлайновой FF XI, играть в которую можно было лишь при наличии платной подписки. Погоня за онлайном напрямую отразилась даже на самостоятельной игре FF XII. Интерфейс, карта мира, битвы с монстрами стали выглядеть так, словно перекочевали сюда из какого-то MMO-проекта. Помню, как меня напрягла тогда подобная тенденция. Но это было лишь начало. Ведь впереди всех ждала ещё одна онлайновая игра – Final Fantasy XIV.
Если на минутку забыть о жажде денег, которая охватила руководство японского издательства и вспомнить, за что же мы так любим классические игры серии Final Fantasy, то на ум приходят несколько ключевых слов: сюжет, приключения, романтика, атмосфера. Именно на этих столпах, разумеется, с моей точки зрения, и базировался успех ранних игр серии. Я намеренно не включил сюда технические аспекты вроде музыки или графического исполнения – в них, разумеется, тоже есть своя ценность. Сегодняшние игры FF начисто лишились былых качеств, сосредоточившись на вытягивании денег из наиболее стойких фанатов, которые по-прежнему верят в возрождение любимой франшизы.
Но вернёмся к теме сегодняшнего обзора. Что же такое Final Fantasy X и с чем её едят? События игры разворачиваются в фантастическом мире Спира. Помимо людей в Спире обитают ещё несколько рас: гуманоиды Гуадо, похожие на львов Ронсо, рептилии Гипелло и технически развитые Аль Бэды. Сюжет FF X рассказывает нам про парня по имени Тидус, который живёт в городе Занарканд и занимается тем, что целыми днями играет в блицбол в составе популярной местной команды. Блицбол – это странная смесь футбола и волейбола, только обе команды в момент игры находятся в гигантской сфере, наполненной водой.
В один злополучный день на Занарканд нападает гигантское существо, которое люди называют Sin («Грех» — англ.). Оно стирает город с лица земли вместе со всеми его обитателями, и лишь Тидус каким-то невероятным образом оказывается перенесённым на 1000 лет в будущее. Почему-то в будущем руины его родного города считаются священными, а жест-приветствие, которое он использовал в своей спортивной карьере, теперь является символом новой религии. За сотни лет в Спире всё сильно изменилось, и Тидусу предстоит научиться жить в пока ещё чуждом для себя мире. Ему придётся пройти через сложнейшие испытания духа и тела, прежде чем он найдёт ответы на терзающие его вопросы и отыщет настоящую любовь.
Рассказывать о сюжете этой игры я считаю неправильным. Он настолько очарователен, пронизан духом приключений и романтической линией двух главных героев, что лишать вас удовольствия от личного знакомства с этой историей я очень не хочу. Тидус и Юна – едва ли не лучшая пара во всей серии Final Fantasy (конечно же, после Скволла и Риноа из FF VIII, как по мне). Наблюдать за их духовным ростом и постоянно углубляющейся привязанностью друг к другу очень приятно. Романтика – вне всяких сомнений важная составляющая любой FF-игры и, лишив нас её в последующих частях игры, разработчики только потеряли в популярности серии.
Сразу вам признаюсь: проходить Final Fantasy X-2 я принципиально не стал. Ни в оригинале, ни тем более в HD-ремейке. Ознакомился с игрой и выключил от греха подальше. Сделал я это лишь потому, что разработчики попытались элементарно нажиться на полюбившихся игрокам персонажах, в результате чего на свет появилось какое-то недоразумение с вторичным сюжетом, новыми непонятными героями и отвратительной игровой механикой в стиле «наряди Барби», которая придётся по вкусу разве что маленьким девочкам. Если вам интересно, о чём же пойдёт речь в сиквеле FF X, советую вам найти обзор этой игры где-нибудь ещё. А я, вот ей богу, брезгую что-либо о ней писать.
Лучше я вам расскажу, чем же HD-ремейк отличается от оригинала. Всё-таки почти 15 лет прошло с момента релиза Final Fantasy X в Японии. Итак, давайте разбираться вместе: насколько старательно разработчики трудились над этим ремейком. Ведь нынче только ленивый не выпускает HD-версии старых игр. Вспомните вон хотя бы Metal Gear Solid, Resident Evil, God of War, Shadow of Colossus, Grim Fandango, Heroes of Might & Magic III и многие, многие другие. Помимо того что в версию игры для консоли PlayStation 4 (а именно о ней сегодня я вам и рассказываю) вошли обе части истории FF X и FF X-2, данный HD-ремастер может похвастаться ещё несколькими особенностями.
Во-первых, была немного изменена визуальная составляющая. Нет, некоторые текстуры так и остались размытыми со времён PlayStation 2, но кое-какие элементы, включая модели персонажей, всё-таки были значительно переработаны, чтобы смотреться впечатляюще на HD-экранах. Многие игроки возмутились, увидев, что лицо Тидуса несколько видоизменилось. Видимо, художникам, работающим над ремейком, показалось, что образ главного героя необходимо слегка освежить. Учитывая, что в работе над ремейком принимал участие сам Тэцуя Номура, художник, придумавший этих персонажей, я считаю, что ему виднее, кто и как должен выглядеть в игре.
Серьёзной переработке подверглось освещение в игре. Это видишь невооружённым глазом, так что думаю, что вы тоже сразу увидите изменения в лучшую сторону. Благодаря новому освещению в игре впервые появились динамические тени, которые были недоступны в эпоху консоли PlayStation 2. Также много усилий разработчики потратили на то, чтобы адаптировать картинку под формат 16:9. Так как оригинальная игра вышла в формате 4:3, пришлось с нуля перелопатить практически каждую игровую сцену, чтобы в кадр не попали объекты, которых игрок пока видеть не должен. Поверьте мне как разработчику видеоигр, это очень и очень непростая задача.
Важным дополнением является полностью записанный с нуля саундтрек игры. Только представьте себе: более 60 музыкальных треков были перезаписаны под руководством нескольких новых композиторов. К счастью, вы можете переключаться между новым звуком и любимыми сердцу оригинальными мелодиями, написанными композитором Нобуо Уематсу. Если честно, мне показалось, что некоторые композиции лучше звучат в новой версии, а некоторые приятнее слушать в их оригинальном звучании. Поэтому время от времени переключайте звуковую дорожку туда-сюда и решите сами, какая вам больше по душе.
Вот что меня расстроило, так это отсутствие японской озвучки диалогов. Не то чтобы я был категорически против английских актёров, приложивших свою руку к озвучиванию оригинальной игры, но всё же после замечательной FF X International Version хотелось бы видеть эту опцию в свободном доступе. К слову, для США и Европы игру озвучивали достаточно известные актёры. Персонажа Вакка озвучил Джон Ди Маджо, который хорошо вам знаком по голосу робота Бендера из Futurama. Персонажа Юнну озвучила Хеди Баррес, актриса, знакомая нам по сериалам «Обмани меня» и «Доктор Хаус».
Игра была расширена в сюжетном плане за счёт двух очень любопытных для фанатов бонусов. Первый – это Final Fantasy X: Eternal Calm. Он представляет собой сюжетный мостик между FF X и FF X-2, выполненный в виде заставки на движке игры и рассказывающий о событиях после финала основной истории. Второй – это аудиоспектакль Final Fantasy X: Will, который игроки могут прослушать во время титров после окончания игры FF X-2. Оба эти дополнения раскрывают важные детали об истории и главных персонажах, так что если вы действительно любите фантастический мир FF X, вам они настоятельно рекомендуются к ознакомлению.
Из «интернациональной» версии игры, которая выходила в 2002 году, в HD Remaster также перекочевали некоторые нововведения тех лет. К примеру, «Сферическая сетка» теперь доступна как в традиционном виде, так и в режиме для экспертов. Напомню вам, что Sphere Grid – это особое меню, где игрок может прокачивать своих персонажей, открывать их скрытые умения и повышать различные параметры, размещая на специальном поле магические сферы в соответствующих ячейках.
Также из международной версии игры в ремейк попали несколько дополнительных боссов, а в случае с FF X-2 – новые дресс-сферы и мини-игры. Ещё в игре теперь можно отлавливать монстров, приручать их, тренировать и затем призывать во время поединков с врагами. Вы можете выставлять своих ручных зверушек на поединки в Колизее, тем самым прокачивая их ещё сильнее.
Любители бонусных подземелий также получат то, о чём мечтали. Last Mission – это эксклюзивное roguelike-подземелье из японской версии FF X-2. Игрок должен передвигать персонажей по клеткам, но при этом нужно не забывать, что параллельно с вами по таким же клеткам движутся и монстры. Сохраняться можно лишь через каждые пять уровней, а через каждые 20 уровней вас будет поджидать босс. Всего подземелье насчитывает 80 уровней, которые отнимут у вас немало свободного времени.
В игру было внесено множество мелких правок, которые заметят лишь преданные фанаты Final Fantasy X. Они сразу заметят, что сменился шрифт диалогов, был частично переработан интерфейс и игровые меню, а некоторые предметы стали называться иначе. К традиционной системе сохранений добавилась возможность хранить свои записи в облаке, а продолжить начатую игру можно будет прямо на карманной консоли PlayStation Vita благодаря функции Cross Save. Также FF X обзавелась и набором трофеев, которые порадуют любителей выжать из игры все соки до последней капли и заработать платиновый кубок в свою коллекцию.
В остальном перед нами всё та же добрая Final Fantasy X и рудиментарная Final Fantasy X-2 к ней в придачу. Любимые персонажи, эмоциональные сцены, шикарнейшие CG-заставки, величественные Эоны, в общем — всё то, за что мы так любим старые игры серии FF. Нужна ли была этой игре обновлённая версия? Я считаю, что да. Ещё как нужна. Ведь многие современные геймеры не застали консоли PlayStation 2, поэтому и шанса познакомиться с замечательной игрой у них не было. А теперь они могут прикоснуться к прекрасному с помощью мощной приставки PlayStation 4. Ведь, действительно, FF X ещё никогда не выглядела так хорошо, пускай и без некоторых мелких недостатков.
Плюсы:
- Хорошая возможность ознакомиться с замечательной игрой 2001 года.
- Наличие обновлённого саундтрека из более чем 60 композиций.
- Любимые персонажи впервые предстают перед нами в своём HD-обличии.
- Большая часть текстур была перерисована специально для ремейка.
- В комплекте есть два сюжетных дополнения: Eternal Calm и Will.
- Тщательно переработанное под формат 16:9 Full HD изображение.
- Новые боссы, дополнительное подземелье и мини-игры.
- Возможность включить экспертный режим «Сферической сетки».
- Две игры и огромное количество дополнительного контента на одном диске.
- Чтобы полностью пройти игры, вам понадобится более 150 часов.
Минусы:
- Совершенно излишнее продолжение истории в лице FF X-2.
- Музыка была перезаписана лишь для FF X, но не для FF X-2.
- Модели второстепенных персонажей остались на уровне 2001 года.
- Отсутствие возможности выбрать японскую озвучку в качестве основной.
- Во время игры пользователь не может пропускать катсцены.
- Новое лицо Тидуса может оттолкнуть фанатов оригинальной игры.
Что бы там кто ни говорил, а Final Fantasy X/X-2 HD Remaster всё же является очень качественным ремейком замечательной JRPG из позапрошлого поколения игровых консолей. У меня во время прохождения игры то и дело к горлу подкатывал комок, ведь так много ярких эмоций и приятных воспоминаний связаны с этой замечательной игрой и классической серией Final Fantasy. Хочется верить, что Тэцуя Номура сможет вернуть былую любовь фанатов к франшизе с выходом FF XV, но не будем гадать на кофейной гуще. Лично я прекрасно провёл время за прохождением FF X, и, возможно, однажды я отважусь приняться за полноценное прохождение FF X-2. Кто знает, вдруг у меня получится преодолеть свою неприязнь к этому сиквелу. Тем не менее сборнику я ставлю 8,5 баллов из 10. Достойный ремейк для всех ценителей японских ролевых игр и прекрасное дополнение вашей коллекции дисков для консоли PlayStation 4.
Выражаю благодарность компании «Бука» за предоставленную для обзора копию игры.
Нет комментарий