Уже много лет я искренне люблю серию игр Civilization, поэтому всенепременно стараюсь знакомиться с новыми играми Сида Мейера сразу же после их выхода. Разумеется, я просто не мог обойти своим вниманием Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth, которая вышла в российском сегменте Steam 24 октября.
Напомню вам, что серия Civilization относится к жанру пошаговых стратегий, которые в среде игроков называют «4X». Термин этот ввёл в оборот журналист и гейм-дизайнер Алан Эмрих, а расшифровывается он довольно просто: eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate (исследуй, расширяйся, используй, уничтожай – англ.). И действительно, всю суть игр серии можно свести к этим четырём краеугольным камням.
Нужно заметить, что Civilization: Beyond Earth является духовным наследником игры под названием Sid Meier’s Alpha Centauri, вышедшей в 1999 году, когда Мейер вместе с коллегами Брайаном Рейнолдсом и Джеффом Бриггсом покинули стены компании MicroProse после конфликта с новым руководством и основали свою собственную студию Firaxis, третьей игрой которой и стала Alpha Centauri. Разработчики вынужденно изменили название и антураж проекта, так как права на серию Civilization остались у бывшего работодателя. Действие игры разворачивалось не на Земле, а на чуждой для людей планете, которую им предстояло исследовать и заселить.
Со временем права на серию Civilization вернулись к её законным владельцам, но про свой опыт с научной фантастикой разработчики не забыли, вот и решили возродить свою старую игру в новом обличии и при помощи современных технологий, сильно шагнувших вперёд с 1999 года. Так и увидела свет Civilization: Beyond Earth.
В начале игры нам показывают традиционно пафосное видео о том, как люди отобрали лучших представителей человечества, чтобы отправить их в космос для колонизации новых планет. Что и говорить, видео действительно получилось впечатляющим. В нём даже представители Русской Православной Церкви, освещающие космодром, засветились, чем меня немало удивили и заставили улыбнуться. Про Россию создатели игры не забыли, что очень приятно.
Как бы вам вкратце описать новую игру Сида Мейера? На самом деле, это всё та же старая добрая Civilization, только на другой планете и в непривычных для нас условиях. Никаких исторических отсылок к реальным событиям и персонам, как в оригинальной серии, здесь нет. Историю пишете вы сами, ведь перед вами, по сути, чистый лист в виде совершенно незаселённой планеты, которую предстоит изучить, терраформировать и по возможности заселить.
Начинается игра с выбора фракции. Здесь нет отдельных стран, зато присутствуют союзы государств, которые совместными усилиями отправили своих представителей исследовать новые миры. Есть здесь Паназиатское Общество, включающее в себя Китай и другие азиатские страны, Полистралия, в составе которой Австралия и несколько государств помельче, Африканский Союз, Франко-Иберия, включающая в себя Францию, Испанию и Португалию, а также несколько других фракций. Но играть-то вы наверняка будете за Славянскую Федерацию.
Каждая фракция обладает своими маленькими, но немаловажными бонусами, которые помогут ей в освоении пока ещё дикой планеты. К примеру, азиаты быстрее остальных работают, что неудивительно, а Славянская Федерация ловко обращается с космическими технологиями.
Кроме бонусов, присущих отдельным фракциям, вы также сможете определить для себя и некоторые другие важные параметры. К примеру, в самом начале вам предложат выбрать характер ваших колонистов. Каким он будет? Будут ли они склонными к науке, что непременно отразится на ускоренном изучении новых технологий, или же им больше по душе мир культуры, что отразится на расширении вашего культурного влияния на новой планете? Всё это зависит только от вас.
Также вы можете выбрать определённый груз, который вы сможете доставить на новую планету одновременно вместе с колонистами. Этим вы изрядно ускорите развитие того или иного направления колонизации на первых порах. На выбор у вас пять вариантов: строительные материалы, технология гидропоники для взращивания агрокультур в новых условиях, лабораторное оборудование, оружейный арсенал или строительная техника. Выбирайте очень внимательно, ведь от вашего выбора зависит будущее колонистов.
После выбора бонусов вам предстоит выбрать непосредственно саму планету. Какой она будет? Состоять из одного гигантского материка или же из нескольких крупных, разделённых океанами? А может быть, вам приятнее исследовать водную планету, усеянную десятками небольших островов? Выбор исключительно за вами. Разумеется, пока вы чувствуете, что начало игры очень похоже на остальные части Civilization. Да, это так. Но что будет дальше?
С космического корабля группа колонистов высаживается в выбранное вами место на поверхности планеты. Теперь у вас есть город и юнит исследователя, который может довольно резво перемещаться по новому для себя миру, изучая его. Если вам не хочется отвлекаться на исследования, а вместо этого хочется сосредоточиться на экономической или военной составляющей игры – можно перевести подобные юниты в автоматический режим, когда они планомерно открывают новые участки карты и обнаруживают различные ценные ресурсы или важные объекты. Например, исследователь может найти многочисленные грузовые корабли, которые доставили на планету ценный груз задолго до прибытия колонистов.
Вторым важным юнитом в самом начале игры является, разумеется, строитель, похожий на симбиоз бульдозера и экзоскелета Эллен Рипли из фильма «Чужие». С помощью него вы сможете строить шахты, создавать плантации, вырубать леса, строить дороги и всячески облагораживать пока ещё не очень дружелюбный к вам новый мир. Терраформирование в игре представлено довольно скромно, но оно всё же присутствует, что не может не радовать.
Новая планета несколько отличается от того, что мы привыкли видеть в классических Civilization-играх. Мир полон новой флоры и фауны, с которой нужно научиться сосуществовать. Большая часть шестиугольных клеток, из которых состоит игровая карта мира, покрыты зелёным туманом миазмой, дышать которым люди пока не способны. Посему, если ваш юнит останавливается в такой клетке, он начинает постепенно терять единицы здоровья, что заставляет вас подолгу не задерживаться на одном месте и постоянно искать безопасные зоны. Разумеется, со временем вы сможете адаптировать своих колонистов к этим загрязнениям или же попросту терраформировать определённые участки планеты так, чтобы избавить их от миазмы.
Кроме опасного тумана, планета полна инопланетных существ, не всегда дружелюбных к вашим колонистам и постройкам. Инопланетяне напоминают гигантских насекомых из фантастического фильма «Звёздный десант» (1997) режиссёра Пола Верховена. Есть на планете и гигантские черви, которые напомнят вам о «Дюне» Фрэнка Герберта, а также гигантские морские чудовища, которые с лёгкостью переломят крупное военное судно пополам. Местные обитатели могут быть безобидны, если обходить стороной их гнёзда и не строить в опасной близости от них свои поселения. Но если вы вступили с ними в конфликт – война может затянуться, да и достанется не только вам. Потревоженные инопланетяне будут атаковать вообще всех людей, которых увидят. За это на вас могут обрушиться с критикой руководители других фракций, так что будьте внимательны и готовы к такому повороту событий.
Какая же это игра Сида Мейера, если в ней нет возможности изучать новые технологии? Дерево технологий довольно сильно изменилось, так как вам не придётся больше изобретать колесо и письменность, как это было в случае с предыдущими играми Civilization. Всё это уже было разработано задолго до начала Beyond Earth, посему на вашу долю выпало исследовать такие технологии будущего, как Метаматериалы, Терраформирование, Единое мышление, Биологию инопланетян, Тактическую левитацию, Аугментацию, Инопланетную экологию и многие другие.
Система изучения технологий теперь представляет собой своего рода паутину, по которой вы должны продвигаться в том или ином направлении, осваивая важные направления науки, которые пригодятся вам при прохождении игры. Никакого больше вам линейного развития – система стала многомерной. Паутина умений состоит из так называемых веток и листьев. Для примера, есть ветка, первой технологией которой является «Искусственная эволюция», но на ней присутствуют ещё два пункта (листья) «Эволюция инопланетян» и «Материалы инопланетян», доступ к которым можно получить, лишь освоив заглавную технологию ветки.
Постепенно осваивая технологии будущего, вам станут доступны различные строения, которые вы можете возводить в своих городах, новые гражданские, исследовательские и военные юниты, а также «Чудеса света». Разумеется, без них тоже не обошлось, правда, название это разработчики могли бы и сменить. Видимо, они решили не разрушать концепцию мира Civilization. В качестве чудес света в данном случае выступают какие-либо очень навороченные технологические открытия, наподобие «Машины для оживления живых существ». Каждое подобное открытие, совершённое раньше остальных фракций, гарантирует вам традиционные бонусы в той или иной сфере.
Экономика и дипломатия из игры никуда не делись и остались примерно на том же уровне, что и раньше. Вы можете извлекать из поверхности новой планеты несколько ресурсов. Например, уже знакомую всем нефть, а также новые инопланетные субстанции вроде левитирующего камня «антигравия», гигантских кристаллов «фираксита» или дурно пахнущей зелёной жижи «ксеномассы». Каждый ресурс может быть использован во благо колонистам в той или иной мере.
Основными же ресурсами и ключевыми показателями, как и прежде, являются пища, очки культурного развития, очки научных исследований, очки здоровья колонистов, а также энергия. Куда ж мы без энергии? А вот золота или какой-либо аналогии денег в игре больше нет. Здесь новый мир, где пока ещё нет места денежным отношениям. Только старый добрый бартер, с которого когда-то всё начиналось на Земле.
Руководители других фракций могут попросить у вас поделиться с ними ресурсами или энергией, а взамен предложат что-то от себя или, если совсем обнаглеют, ничего не предложат, отметив, что «будут должны вам услугу». На такие предложения я вам вестись не советую, так как ценность их «услуг», как правило, несоизмеримо меньше того, что они хотят заполучить от вас.
Дипломатические отношения строятся не только на обмене ресурсами, но и на сотрудничестве в вопросах взаимного пересечения границ юнитами двух государств, объединении в плане торговли или же в совместном объявлении войны третьей стороне. Торговля здесь представлена специальными транспортными путями, объединяющими несколько населённых пунктов, между которыми по суше или воде налажена доставка различных ресурсов. Чем дольше существует торговый путь между двумя городами, тем большую выгоду он приносит игроку в итоге.
Разные фракции, что свойственно представителям человеческой расы, постоянно строят друг против друга козни. Поэтому расслабляться ни в коем случае нельзя. Построите свой город близ чужой территории – руководитель этой фракции немедленно прибежит к вам и погрозит пальцем. Как это принято говорить у современных политиков – «выразит озабоченность». А если уж совсем обнаглеют соседи – могут и вовсе заслать шпионов для дестабилизации обстановки в ваших поселениях. Но со шпионами будет денно и нощно бороться специальное агентство, которое то и дело будет выводить планы ваших врагов на чистую воду. Что делать с полученными секретными данными – решать вам. Можно поругать нерадивого правителя соседней страны, а можно ему и войну объявить.
Ещё одним нововведением игры является появление орбитальных спутников. Вы можете разработать и построить несколько видов таких аппаратов, каждый из которых будет выполнять свою уникальную функцию. Один спутник, например, может рассеивать миазму на определённом участке карты мира. Другой – способен нанести мощный лазерный удар по юниту или по городу противника. Третий – оказывает боевую поддержку вашим боевым юнитам, увеличивая их урон и защиту на солидные 20%. И это далеко не все орбитальные аппараты, которые вы сможете построить. Другими словами, спутники – ваши новые друзья. Их нужно внимательно изучить и активно использовать в определённых ситуациях. Но не следует забывать, что любой спутник способен висеть на орбите лишь определённое число ходов, после чего он сойдёт с орбиты и рухнет на поверхность планеты. Также неприятель может сбить ваш спутник при наличии у него соответствующих военных технологий.
Вся суть игры Civilization: Beyond Earth сводится к так называемым «склонностям» (Affinities). Этот термин был введён специально для того, чтобы обозначить различные пути, которыми может пойти игрок в ходе развития своего собственного игрового мира. По сути, перед вами есть три возможных варианта развития событий. Первый называется «Чистота» (Purity) и предполагает, что игрок сделает всё возможное, чтобы превратить новую планету в копию родной его сердцу Земли. Второй – это «Превосходство» (Supremacy), когда игрок захочет абстрагироваться от того, что знало человечество, а также, закрыв глаза на особенности нового инопланетного мира, пойти своим собственным путём развития, создав уникальную, ни на что не похожую планету. Можно сказать, что «Превосходство» — этакий нейтралитет в мире игры. Третий вариант называется «Гармония» (Harmony) и представляет собой слияние мира людей и мира инопланетян, в котором человек станет частью новой для него экосистемы, отказавшись от части важных отличительных черт, присущих ему в прошлом. Возможно, вам даже удастся скрестить людей и инопланетян, выведя совершенно новые формы жизни.
Развитие по одному из трёх путей зависит от того, какие решения вы принимаете в ходе игры. Исследование тех или иных технологий будет приносить вам очки одного из трёх направлений, постепенно повышая его уровень и продвигая вас по избранному пути вперёд. Также в этом вам могут содействовать многочисленные квесты, которые предложит игра.
Квесты – тоже нововведение Beyond Earth. К примеру, построили вы хранилище продуктов питания, после чего к вам пришли представители мира культуры и рабочие с фабрики, которые просят выделить им провиант для увеличения производительности. Так как провианта на всех желающих определённо не хватит – выбрать можно будет лишь один из предложенных вариантов, от которого зависит получаемый вами в итоге бонус: культура улучшится или скорость производства. Есть и более сложные квесты, которые подразумевают последовательное развитие нескольких определённых технологий для того, например, чтобы уловить и расшифровать инопланетный сигнал неизвестного происхождения. В общем, квесты действительно приятно разнообразят игровой процесс, так как позволяют вам увидеть частные случаи из жизни подвластного вам мира.
Есть в игре и новая система так называемых «Достоинств» (Virtues), или, попросту говоря, игровых бонусов. В разные моменты игры вам будет предложена таблица, представленная четырьмя графами: Мощь, Процветание, Знания и Индустрия. Вы сможете выбрать один бонус из множества представленных в ней. В зависимости от вашего выбора, вы будете усиливать то или иное направление своей колонии. Систему эту сложно описать вкратце, так как, помимо очевидных бонусов, вы можете дополнительно получить групповые бонусы, к примеру, если активировали несколько бонусов определённого уровня или направления. Особенно внимательно выбирайте бонусы в самом начале игры, так как от этого очень многое зависит.
Кстати, военных юнитов в этой игре можно развивать двумя способами. Первый способ – классический, когда ваш юнит получает опыт за победу в боевых действиях, а вы решаете, на что этот опыт направить. А вот второй способ развития заключается в развитии юнитов по одному из трёх путей вашей игровой философии, о которой я рассказывал выше. В определённые моменты игра предложит вам усовершенствовать юнит, переместив его на новую ступень технической или биологической эволюции. Усовершенствованный юнит будет называться и выглядеть иначе после каждого такого апгрейда.
Я специально рассказал вам исключительно о нововведениях этой игры, подразумевая, что механика классической серии Civilization вам всем прекрасно известна. Но если вы с этими играми вообще не знакомы – скажу так: бегом скачивайте любую из игр и начинайте её изучать. Внимательно, вдумчиво, последовательно. Если я начну сейчас рассказывать вам о правилах классической серии Civilization – это займёт у меня не один день, ведь механика эта оттачивалась десятилетиями и включает в себя тысячи различных игровых возможностей, уникальных ситуаций и интересных моментов. Чтобы поверхностно освоить игру, у вас, возможно, уйдёт пара вечеров. Но благодаря специальной встроенной в игру подробнейшей энциклопедии (Civilopedia) вы сможете найти ответ на любой интересующий вас вопрос.
Достигнуть победы в Civilization: Beyond Earth можно несколькими способами. Путём достижения высшей степени одной из трёх склонностей: Чистоты, Превосходства или Гармонии. Когда игрок развивает одно из этих направлений до максимума, у него появляется возможность закончить игру, возведя уникальное для каждого из трёх путей строение. Четвёртый способ достичь победы – это полное доминирование над остальными фракциями, когда вы методично истребляете своих конкурентов и остаётесь на новой планете в гордом одиночестве. Пятый способ – установление контакта с инопланетянами при помощи специального устройства, позволяющего людям общаться с представителями внеземной формы жизни. Есть и шестой способ – это победа путём подсчёта заслуг всех фракций по истечении определённого времени и установления победителя в численном эквиваленте: процент заселённой территории, накопленные ресурсы, количество открытых технологий и так далее. Но это самая скучная победа.
Вот и всё, что я хотел рассказать вам о новой игре Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth. Хочется от себя отметить тот факт, что некоторые игровые журналисты и игроки остались разочарованы этой игрой. А всё почему? Потому что они ждали какого-то переворота в жанре, а получили нечто похожее на тщательно проработанный адд-он к Civilization V, но только в новом научно-фантастическом антураже. Я считаю такой подход к оценке в корне неправильным. Некоторые игры потому и замечательны, что их механика не меняется десятилетиями. Приятно, знаете ли, усесться за игру и с первых минут осознать, что она знакома вам до боли, при том что выглядит всё совершенно иначе, нежели раньше. Именно поэтому я и получил огромное удовольствие от игры, несмотря на ворчание в Интернете.
Плюсы игры:
- Это старая добрая Civilization в совершенно новом обличии.
- Фантастический антураж пошёл игре исключительно на пользу.
- Очень интересные новые системы «Склонностей» и «Достоинств».
- Огромное поле для экспериментов и развития своего мира.
- Отличное звуковое сопровождение.
- В эту игру можно играть месяцами без остановок.
Минусы игры:
- По сути, перед нами просто красивый адд-он к предыдущей игре серии.
- Искусственный интеллект компьютерных противников пока не доработан.
- Игра так затягивает, что может лишить вас сна, личной жизни и работы.
Я ставлю игре 9 баллов из 10. Даже зная о том, что это старая игра в новой оболочке, я не могу устоять перед её очарованием и глубочайшей философией, заложенной в неё на уровне мудрых высказываний и сюжетного повествования. Однажды прикоснувшись к этой игровой вселенной, вы уже никогда не станете прежними, ведь это настолько увлекательно. Люди теряют покой и сон, днями и ночами играя в Civilization уже на протяжении более двадцати лет. Сид Мейер и его команда проделали замечательную работу по переносу серии в космос и с этим глупо спорить. Ну а тем, кому игра не понравилась ввиду пока ещё неидеального баланса и ИИ противников, я могу посоветовать подождать выхода апдейтов, которые наверняка исправят все эти недостатки. Я провёл за игрой несколько дней и оторваться от неё, чтобы выспаться перед работой, было крайне сложно. Так что играть следует крайне осторожно. И не говорите мне потом, что я вас не предупреждал.
В завершение хочу отметить тот факт, что я играл в англоязычную версию игры, поэтому перевод некоторых названий может не соответствовать тому, что вы увидите в официальной российской локализации. За предоставленную для обзора игру выражаю благодарность издательству «СофтКлаб».
Нет комментарий