Я часто пишу обзоры на игровые мыши, клавиатуры и геймпады, но ещё ни разу не рассказывал вам о специализированных игровых контроллерах для авиасимуляторов. А ведь многие геймеры жизни своей не представляют без покорения виртуальных небес на гигантских стальных машинах в таких играх, как Microsoft Flight Simulator X, War Thunder, Ace Combat, Ил-2 Штурмовик и многих других. Что ж, исправляю эту несправедливость и сегодня хотел бы рассказать вам об игровом контроллере производства американской компании Thrustmaster под названием T.Flight Hotas X.
Традиционно начнём исследовать устройство с его упаковки. Ведь она порой может рассказать о продукте гораздо больше, чем вы можете себе представить. Контроллер поставляется в картонной коробке внушительных размеров с изображением самого устройства, а также указанием совместимых с ним систем: в данном случае – это PC и PlayStation 3. Вы не видите здесь названий современных консолей вроде PS4 и Xbox One? Оно и не удивительно. Дело в том, что оригинальный Thrustmaster T.Flight Hotas X вышел уже довольно давно (в 2010 году, если мне не изменяет память), а мне на тестирование досталась уже вторая улучшенная версия контроллера, поступившая в продажу в 2014 году. Сейчас же в розницу поступила ещё одна версия джойстика, с уже заложенной в неё поддержкой PS4, но до неё я пока ещё не добрался.
Боковые грани коробки демонстрируют нам способы управления самолётом при помощи контроллера. А также демонстрируют доступные степени свободы рукояток.
Задняя сторона упаковки содержит описание контроллера на 11 языках мира. Русский среди них также представлен, что очень приятно. Внизу расположена отметка жёлтого цвета, указывающая на то, что для правильной работы устройства на PC вам потребуется операционная система Windows не ниже XP (признавайтесь: кто-нибудь из всё ещё пользуется Windows XP?).
Внутри коробки я обнаружил инструкцию, буклет с дополнительной информацией, а также картонную карточку со скретч-полосой, под которой спрятан код на 7 дней премиум-аккаунта в игре War Thunder. Таким образом компания Thrustmaster пытается заинтересовать российских игроков. Что ж, любая подобная мелочь наверняка будет приятна тем, кто увлекается авиасимуляторами.
Контроллер мне пришлось извлечь из гигантского раскладывающегося пенопластового куба. Затем потребовалось некоторое время для того, чтобы очистить его от крошечных кусочков пенопласта. Наконец, T.Flight Hotas X предстал передо мной во всей своей красе. Как видите, устройство состоит из двух отдельных блоков РУД (Рычаг Управления Двигателем) и РУС (Ручка Управления Самолётом), объединённых довольно толстым проводом, намотанным на катушку, расположенную в нижней части РУД. Вы можете немного размотать провод, разнести рукояти поодаль друг от друга и расположить их так, как вам удобно. Можете вовсе использовать в игре лишь один из блоков. Но если всё же хотите иметь под рукой единое универсальное устройство, эти два элемента можно объединить при помощи крепления, о котором я расскажу вам чуть позже.
Начнём описание устройства с РУД. Рукоять выполнена достаточно просто и без изысков. Моя рука легла на неё довольно неплохо, практически идеально. В принципе, благодаря своей эргономичной форме рукоятка должна подойти под более крупные или маленькие руки столь же хорошо. РУД предназначена для управления двигателем самолёта путём увеличения или уменьшения подачи в него топлива. Другими словами, двигая рычаг вперёд и назад, можно менять скорость полёта вашей стальной птицы.
На обратной стороне РУД вы можете увидеть рычаг-качельку, который дублирует функции так называемого «раддера» (Rudder также доступен посредством вращения РУС вокруг вертикальной оси). Наклоняя этот рычаг влево или вправо, вы будете разворачивать горизонтальный руль вашего самолёта в соответствующем направлении или «рыскать», как это называют лётчики. Данная функция особенно полезна при прицеливании во врагов во время полёта.
Рядом с раддером расположены две кнопки, обозначенные цифрами 9 и 10 (R2 и L2 в случае, если вы играете на консоли). В каждой конкретной игре они выполняют различные функции, поэтому по умолчанию на них вообще ничего не назначено. В настройках игры вы сможете запрограммировать их самостоятельно. А можете ими не пользоваться вовсе.
А вот кнопки с 5-й по 8-ю задействованы изначально. На кнопки 5 и 6 назначено управление закрылками, кнопка 7 отвечает за сброс груза, а кнопка 8 отвечает за выпуск и подъём шасси при посадке.
Рукоятка имеет достаточно приятный ход, но ровно на середине этого самого хода у неё расположен проходной фиксатор, который тактильно даёт вам понять, что в данный момент мощность двигателя находится на отметке в 50%. Происходит своего рода спотыкание на середине пути движения, что многим может не понравиться. При этом я не обнаружил на корпусе никакой числовой разметки процентной мощности. Лишь белые и красные полосы, символизирующие нагрузку движка.
На нижней части корпуса РУД вы обнаружите ещё три кнопки. Они пригодятся исключительно владельцам консоли PS3, так как это клавиши HOME, для выхода в меню консоли, а также традиционные для приставок Start и Select.
С правой стороны на корпусе РУД вы можете увидеть отверстие для защёлки, расположенной на корпусе РУС. Таким образом две части контроллера объединяются в единое целое.
В днище РУД спрятана катушка с кабелем. Если вы хотите во время игры расположить РУС и РУД поодаль друг от друга, вам нужно всего лишь высвободить некоторое количество кабеля.
А эти отверстия с внутренней резьбой предназначены для фиксации болтов, встроенных в РУС. Об этом я расскажу вам чуть позже.
Теперь поговорим о РУС. Форма рукоятки джойстика достаточно удобна, но, разумеется, она не подойдёт левшам. Данный контроллер (я имею в виду связку из РУС и РУД) предназначен исключительно для правшей и никак иначе. И такой подход вполне обоснован: ведь в реальных самолётах никто особо не заботится о левшах. Хочешь летать – учись управлять правой рукой и точка. Максимальная реалистичность и достоверность. Выглядит джойстик вполне традиционно: вертикальная рукоять с изгибами и удерживающей площадкой под ладонь, а также широкое основание с металлическим ободом и резиновой гофрой вокруг вертикальной оси рычага.
В верхней части РУС мы видим так называемую «хатку» (от английского словосочетания — Point of View Hat), похожую на корейскую соломенную шляпу Саккат и предназначенную для осматривания внутри кабины самолёта. Этим восьмипозиционным рычажком вы можете оглядываться в разные стороны, что очень полезно в разгар ожесточённой схватки или «собачьей свалки», как её называют лётчики. Справа от хатки находится кнопка 2 (L1), которой по умолчанию можно менять вид внутри игры (или сбрасывать бомбы): вы можете смотреть на самолёт от третьего лица, оказаться внутри кабины пилота или же просто видеть пространство перед ним так, словно камера вмонтирована в его переднюю часть – всё зависит от конкретной игры. Ещё правее расположилась кнопка 4 (L3), а позади неё на обратной стороне рукоятки – 3 (R3). Эти клавиши компенсируют крен носа самолёта.
Клавиша под номером 1 (R1) наша любимая кнопка стрельбы из пулемёта по вражеским самолётам, или «гашетка», как её называют в простонародье. Впрочем, в «мирных симуляторах», она осуществляет торможение самолёта на посадочной полосе.
В основании РУС расположены ещё две кнопки. Это Mapping для переназначения элементов управления, а также Preset, чтобы одним нажатием сменить схему управления с одной игры на другую. Внутрь Thrustmaster T.Flight Hotas X встроена энергонезависимая память, которая способна хранить несколько пользовательских раскладок кнопок. Моментально переключаться между ними позволяет именно клавиша Preset.
На боковой поверхности основания РУС притаился вот такой двухпозиционный переключатель, который адаптирует контроллер для работы с PC или с консолью PS3. Тестировать его на PS4 я осознанно не стал по очевидной причине: там в данный момент просто нет эксклюзивных авиасимуляторов (когда выйдет Ace Combat 7 — непонятно), а в War Thunder я могу поиграть и на своём PC. На PS3 с авиасимуляторами ситуация обстоит гораздо лучше. Здесь вам и Ace Combat: Assault Horizon, и Tom Clancy’s HAWX, и ИЛ-2 Штурмовик, и Blazing Angels, и многое, многое другое. Впрочем, на консолях у симуляторов всегда сильный перекос в аркадность. Здесь вы не найдёте для себя ничего похожего на Microsoft Flight Simulator X с его дотошной реалистичностью.
В принципе, сборка контроллера меня порадовала. Первая версия джойстика сильно скрипела пластиком, но в случае со второй моделью – ситуация несколько улучшилась. Помимо движения во все доступные стороны, рукоять РУС можно крутить вокруг вертикальной оси. Так вы поворачиваете самолёт влево и вправо или «рыскаете». Я уже рассказывал вам о функции руддера чуть выше, когда речь шла о РУД.
В нижней части основания РУС вы найдёте вращающуюся рукоятку настройки жёсткости пружин центрирования. Другими словами, прокручивая её по часовой стрелке, вы увеличиваете усилие, которое необходимо приложить к РУС для того, чтобы сдвинуть её в сторону. Прокручивая же против часовой стрелки – ослабляете это усилие.
Здесь же вы обнаружите закреплённый в специальные удерживающие защёлки шестигранный ключ, которым можно затянуть болты, объединяющие РУС и РУД в единое целое.
Вот так конструкция выглядит после сборки. Кабель аккуратно прокладывается в предназначенные для него пазы, а излишки наматываются на катушку в днище РУД. Просто и быстро. К компьютеру и игровой консоли устройство подключается при помощи стандартного USB-кабеля.
Вот он, Thrustmaster T.Flight Hotas X в собранном состоянии. Обратите внимание на наличие слова Hotas в наименовании устройства. Системы класса HOTAS (Hands On Throttle And Stick – «руки на тяге и джойстике», англ.) предназначены для того, чтобы пользователю не приходилось пользоваться во время игры в авиасимулятор ничем другим, кроме контроллера. Проще говоря, создатели контроллера расположили все необходимые в авиасимуляторах элементы управления на поверхности и внутри всего двух рукояток. Безусловно, существуют и куда более продвинутые модульные контроллеры стоимостью десятки, а то и сотни тысяч рублей, но сегодня речь идёт о бюджетном решении для начинающих любителей полетать.
Что касается РУД, у меня практически не возникло к этой рукояти вопросов. Я опробовал контроллер на PC-версии War Thunder, и регулировка тяги вела себя практически идеально, даже несмотря на то, что в середине хода рукоятки стоит проходной фиксатор. Хотя многие именно на этот фиксатор сильно ругаются, ведь он мешает плавности управления летательными средствами в некоторых симуляторах. Ещё не все кнопки на поверхности РУД расположены идеально на мой взгляд, но, в принципе, к ним можно со временем привыкнуть.
А вот когда речь заходит про РУС, то у меня к нему гораздо больше претензий. Радует одно: по сравнению с предыдущей моделью контроллера, производителю практически полностью удалось избавиться от мёртвых зон. Мёртвая зона означает некий угол отклонения оси от вертикального положения, в пределах которого самолёту не отправляется вообще никаких команд. У данного РУС мёртвые зоны хоть и есть, но они не такие большие, как раньше. Зато немало печалит тот факт, что если в самом начале ход рукояти достаточно мягкий (если, конечно, не выкрутить жёсткость пружин центрирования на максимум), то где-то в последней трети движения к крайнему положению рукоять внезапно сталкивается с невидимой преградой, преодоление которой требует серьёзного усилия. Это довольно часто мешает точно прицеливаться. Я протестировал джойстик специализированным приложением JoyTester 2, но результат получился весьма удручающим. Проблему, конечно, можно попробовать решить тонкой настройкой чувствительности РУС, но что-то мне подсказывает, что не всё так просто.
Ещё одной проблемой данного РУС является то, что он разработан на базе переменных резисторов. Со временем поверхность резисторов в силу своих конструктивных особенностей протирается, и они начинают «шуметь» или, другими словами, передавать компьютеру ошибочные сигналы. Это, в свою очередь, делает прицеливание невероятно сложным. В первой модели Thrustmaster T.Flight Hotas X эта проблема носила прямо-таки ужасающий размах, но во второй, мне кажется, создатели контроллера что-то изменили, так как за пару недель использования джойстика, шумов я практически не ощутил. Хотя, честности ради, я должен признать, что играл суммарно не так уж много. В любом случае многие, кто приобретают этот контроллер, разбирают его и заменяют резисторы на более совершенные и практически вечные магнитные датчики Холла. Операция эта не так уж сложна, если вы умеете держать в руках отвёртку и паяльник. Зато потом ваш контроллер будет слушаться каждого малейшего движения.
Комплектация:
- Контроллер Thrustmaster T.Flight Hotas X
- Руководство пользователя
- Буклет с дополнительной информацией
- Код на получение премиум-аккаунта War Thunder
Характеристики:
- Тип контроллера: джойстик HOTAS
- Цвет: чёрный
- Материал: пластик, металл, резина
- Тип подключения: проводной
- Совместимость: PC, PlayStation 3
- Интерфейс: USB
- Наличие «хатки»: есть, 8-позиционная
- Количество кнопок: 15
- Игры в комплекте: нет
- Виброотдача: нет
- Вес: 1600 г
Плюсы:
- Отличный выбор для новичков в жанре авиасимуляторов.
- Эргономика рукоятей находится на довольно высоком уровне.
- РУД радует обилием элементов управления и удобством.
- Возможность настраивать жёсткость пружин центрирования РУС.
- РУС и РУД можно эксплуатировать совместно или по отдельности.
- За такую цену сегодня ничего более качественного не найдёшь.
- Наличие встроенной памяти для хранения пользовательских настроек.
Минусы:
- Наличие у РУС небольших мёртвых зон и неравномерного сопротивления.
- Переменные резисторы в РУС сильно снижают долговечность устройства.
- Наличие довольно противоречивого проходного фиксатора на РУД.
- Отсутствие вибрации или другой тактильной обратной связи.
В итоге получается, что плюсы и минусы данной модели примерно уравновешивают друг друга. Если вы понимаете толк в таких контроллерах, то сразу ощутите очевидные недостатки РУС, но при этом оцените несомненные плюсы РУД. С другой же стороны, из Thrustmaster T.Flight Hotas X можно сделать настоящую конфетку, заменив резисторы на магнитные датчики Холла. Это не только в разы повысит точность прицеливания, но ещё и значительно увеличит срок службы устройства. У Thrustmaster получился весьма неоднозначный контроллер, но я не даром упомянул в своём обзоре, что это исключительно бюджетное устройство для новичков жанра, а вовсе не выбор профессионалов. Стоимость профессиональных контроллеров может вас шокировать, а Thrustmaster T.Flight Hotas X на сегодняшний день обойдётся в среднем в 4500 рублей.
Нет комментарий